Елена Завадская
Методическая разработка «Особенности восприятия художественной литературы детьми раннего возраста» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Значительные изменения в восприятии художественных текстов наблюдается у детей третьего года жизни, особенно после 2 лет 6 месяцев. Они уже способны воспринимать образный язык произведений и даже действовать "в образе". Этому способствует также и развивающая ролевая игра, которая в этом возрасте постепенно становится ведущим видом деятельности. Ребёнку нравится не только ритм, рифма, игровые приёмы потешек, песенок, сказок-его увлекает их содержание, направленность и результат событий, т. е. он может сказать, чем закончился сюжет, дать оценку (хорошо или плохо, провести сравнение, например, с тем, как это делают другие.
Публикация «Методическая разработка „Особенности восприятия художественной литературы детьми раннего возраста“ (часть 2)» размещена в разделах
Маленькие дети воспринимают книгу эмоционально. Не имея ни большого объёма памяти, чтобы запомнить все нюансы текста, ни достаточного жизненного опыта, они пока ещё не способны вникать в смысл произведения. Ребёнок раннего возраста с его наглядно-действенным мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Отсюда вытекает потребность ребёнка в яркой иллюстрированной книге.
В раннем возрасте в круг детского чтения входят: русский фольклор, фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, произведения поэтов и писателей разных стран.
Особое место, конечно, занимают малые фольклорные формы.
Песенки, потешки, прибаутки - маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, которые передают мудрость, лиризм, юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дошкольники, играя, легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Литература и фольклор учат ребёнка мыслить, расширяют его кругозор. Взрослые постепенно подводят детей к восприятию более сложных произведений, ставя задачу пробудить в каждом ребёнке желание с ещё большим интересом вглядываться в окружающий мир, сравнивать, обобщать свои впечатления на основе прочитанного.
Ребёнок третьего года жизни уже понимает игровой характер сюжетов, их забавность. Он включается в "игру" со взрослым, легко откликается на предложение развернуть игровое действие в ролях, может и себя представить например, Козликом, собачкой, петушком, кисонькой-мурысонькой и т. д.
Некоторые исследователи (ПавловаЛ. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г.) утверждают, что волшебные сказки детям второго-третьего года жизни ещё не понятны; другие (Гриценко З. А.) говорят о том, что в раннем возрасте детей можно знакомить с самыми простыми волшебными сказками.
Используемая литература :
Русские народные потешки.
Боголюбская М. К., Табенкина А. Л. Хрестоматия по детской литературе.
ЛесныхА. А. Модель работы со сказками.
Сазонова С. Е., Малинина О. В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста.