Наталья
Организация системы оценки деятельности педагога посредством создания портфолио достижений
▼ Скачать + Заказать документы
Организация системы оценки деятельности педагога посредством создания портфолио достижений.
Цель: организация эффективной системы оценки образовательного процесса, через создание папок достижений.
Задачи
1. поддерживать высокий уровень мотивации детей и педагога;
2. поощрять активность и самостоятельность;
3. расширять возможности обучения и самообучения;
Актуальность;
Публикация «Организация системы оценки деятельности педагога посредством создания портфолио достижений» размещена в разделах
В соответствии Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО, педагоги не проводят оценку деятельности детей, возникла потребность в создании эффективной оценки. Создание папок достижений, или портфолио педагога и детей, и является оптимальным решением данной проблемы. Портфолио в первую очередь — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, — «показать все, на что ты способен». Преимуществом технологии «Портфолио» также является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. И вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
Описание:
В своей работе я использую папки достижений. На каждого ребенка совместно с родителями изготавливается папка-портфолио. В течение года в нее накапливаются все достижения ребенка и его семьи : грамоты, дипломы, сертификаты. Аналогичная папка и у педагога. В конце учебного года мы можем проанализировать достижения и оценить успехи как детей, так и педагога.
У детей и их родителей появляется больший стимул для активного участия в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Педагогу это дает оценить свою работу в течение учебного года. Предполагает сбор информации по вопросам творческих способностей детей, являющимся наиболее актуальными для педагога, отражает цели, процесс и результат решения поставленной проблемы; учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности; определяет рейтинг деятельности педагога (ДОУ); демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышлений, впечатлений.
По времени создания :
— краткосрочный;
— среднесрочный;
— долгосрочный.
Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости.
По оформлению:
— печатный вариант — в виде папок;
— электронное портфолио (Power Point, Word, web-сайт и др.);
Портфолио — это результат деятельности ребенка, поэтому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива при единственном требовании — удобство хранения
портфолио документов — сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения;
портфолио работ — собрание различных творческих и проектных работ ребенка, а также описание основных форм и направлений его образовательной и творческой активности: участие в конкурсах, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. ;
портфолио отзывов — характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями.
Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом.
Структура
Портрет.
Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы
2. Рабочие материалы.
Раздел включает информацию, которая была использована ребенком портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, графические материалы, тексты сообщений и докладов, фото различные творческие работ и т. д. То есть данный раздел представляет собой «копилку» различного рода работ, выполненных ребенком.
3. Достижения.
Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в развитии. Это могут быть наиболее успешно выполненные задания ребенка, родителей об удачных мероприятиях, работы, получившие высокую оценку и самооценку, сертификаты и т. д.
Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помогают систематизировать материал и формируют структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики — это тот материал, который является самым важным для данного портфолио. Обязательные рубрики должны быть закреплены в «Положении о портфолио». Необязательные, свободно выбираемые автором рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объем и оформление портфолио.
Предлагаем вашему вниманию универсальную схему содержания разделов, которую можно использовать при разработке портфолио в дошкольном учреждении. Таким образом, портфолио — это открытая динамическая система, содержащая определенный набор информации, которая регулярно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения. Вид, структуру и содержание портфолио определяет педагог совместно с родителем.
Алгоритм запуска
1. Мотивация: каждому участнику, в особенности ребенку, должно быть понятно, зачем нужен портфолио.
2. Определение вида портфолио : вид портфолио предлогается, педагогом или по желанию автора.
3. Определение структуры портфолио : общее количество рубрик, из них часть обязательные, которые должны быть у каждого, часть — по выбору автора.
4. Определение способов оценивания (представления) портфолио : целесообразно до начала работы над портфолио договориться с авторами о том, какие способы будут использованы для оценивания (представления) портфолио.
Заключение
Критерии оценивания определяются в соответствии с видом портфолио. Мы предлагаем комплекс критериев, из которых можно выбрать необходимые для конкретного портфолио :
• Полнота информации о деятельности.
• Логичность отбора содержания.
• Логичность структурирования материалов.
• Правильность оформления материалов.
• Авторские находки.
• Креативность мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления).
• Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).
В результате был создан положительный результат работы оценки деятельности педагога и детей. Дети с интересом принимают участие в жизни деятельности дошкольных групп. Поддерживается высокий уровень мотивации родителей на участие их в жизни дошкольных групп.