антонина краснова
Опыт работы на соответствие занимаемой должности
▼ Скачать +Заказ
Методическая разработка «Опыт работы на соответствие занимаемой должности» воспитателя Красновой Антонины Владимировна
КЧР, Зеленчукский район ст. Сторожевая-2
на тему:
«Реализация системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей дошкольного возраста».
1 сл «Реализация системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей дошкольного возраста».
2 сл «Человека нужно искать в детстве – там корни».
М. Цветаева
Публикация «Опыт работы на соответствие занимаемой должности» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Когда в моей жизни встал вопрос о выборе профессии - я тоже заглянула в свое детство. Краснова Антонина Владимировна в детстве была любознательным, активным и жизнерадостным ребенком, в постоянном поиске новых открытий. Так я стала воспитателем детского сада. Почему?
Потому, что эта профессия позволяет прибывать в постоянном творческом поиске ежедневно…
Моя деятельность воспитателя началась в группе детей раннего возраста, а значит тот небольшой опыт, который я хочу вам представить, имеет своё уверенное начало и большие перспективы. А (3 сл) начала свою педагогическую деятельность с изучения теоретических основ ФГОС.
В основе данного нормативно-правового документа лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: развитие личности обучающегося на основе усвоения способов действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Стратегическая цель педагогической деятельности (миссия воспитателя) на современном этапе в рамках реализации ФГОС ДО раскрывается в высказываниях великих ученых:
4 сл «Миссия (цель) воспитателя – перестать быть нужным ребёнку, сделать его свободным, чтобы он поверил в свои собственные силы»
А. А. Майер
5 сл «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас»
Э. Легуве
6 сл «Развитие - рост степеней самостоятельности»
М. Монтессори
Очень точные слова, правда?
Я пришла к выводу, что благодаря такому подходу, стану для детей организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей и тем самым могу практически реализовывать те задачи, которые ставит перед образованием современное общество…
Обобщив вышеизложенный материал, я сформулировала тему опыта работы :
7 сл «Реализация системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей дошкольного возраста».
8 сл Целью моей работы стало создание системы работы, направленной на развитие познавательной активности, любознательности воспитанников посредством системно-деятельностного подхода.
В рамках достижения цели определила следующие (9 сл) задачи:
Повысить свой профессиональный уровень по реализации в образовательный процесс системно-деятельностного подхода с целью формирования детской инициативности, самостоятельности, познавательной активности.
Определить и внедрить, наиболее продуктивные формы организации работы с детьми в различных видах деятельности, взаимодействия с педагогами и родителями, средств и методов воспитания и обучения.
Разработать структуру и содержание непосредственно образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, развивающего принципа обучения, ситуации успешности, социо-игровых технологий.
Обновить развивающую предметно-пространственную среду группы.
Свою работу выстраивала поэтапно.
На первом этапе, я обобщила теоретические основы использования различных форм и методических приемов, реализуя системно – деятельностный подход в различных видах деятельности.
Особенно привлек меня новый (10 сл) педагогический инструмент – технология «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.
11 сл Целостная структура технологии "ситуация" включает в себя шесть последовательных этапов. Я хочу их кратко осветить, подтверждая этапы на практике.
1 этап «Введение в ситуацию» – детская цель
2 этап «Актуализация знаний и умений» – поисковая деятельность
3 этап «Затруднение в ситуации» – поиск решения
4 этап «Открытие детьми нового знания» - самостоятельное решение вопросов
5 этап «Включение нового знания» (способа действия) в систему знаний и умений ребенка – использование нового знания
6 этап «Осмысление» - итог
Данную технологию стала применять со 2-ой младшей группы, с детьми 3-4 лет при проведении непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
12 сл Ярко показан первый этап технологии «Ситуация», я в ходе НОД «В след за солнышком», где дети, развивая логическое мышление пришли в музыкальный зал по стрелкам в игре «Вслед за стрелками». Психологической составляющей достижения детской цели в ходе реализации мотивационного этапа НОД (13 сл) стала ситуация успеха для каждого ребенка, так как вся группа нашла путь и место встречи детей и героев занятия.
В среднем дошкольном возрасте этап «Введение в ситуацию» раскрывала детям по средствам создания проблемной ситуации. Такой подход стал основой первой части НОД (14 сл) в занятии «Жалобная книга», где дети эмоционально отозвались на просьбу о помощи растениям и животным нашего региона.
На этапе актуализации, построенной в рамках реализации «детской» цели, я направляю деятельность детей, с учетом их интересов, в которой целенаправленно актуализирую мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». Так (15 сл) в ходе совместной деятельности с детьми на занятии по НПВ «Первоцветы гор» мы отправились в путешествие по просторам нашего региона. В ходе (16 сл) прогулки дети увидели и исследовали ярких представителей первоцветов гор. Именно системно – деятельностный подход (игра – путешествие, макеты цветов) помогло запомнить детям особенности внешнего вида и их характерные признаки.
Моя роль в представленном виде деятельности - грамотно организовать вести детей к новым «открытиям».
Видя результат работы с детьми, где в основе лежит системно - деятельностный подход, девиз (17 сл)которого «Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню. Дай сделать самому – и я пойму на всю жизнь.» гласит Китайская народная мудрость, я разработала ряд прогулок (18 сл, в основе которых лежит практическая направленность детей через поисковую деятельности в различных образовательных областях. Вовлекая( 19 сл) ребят в игровой сюжет, дети, двигаясь к «детской» цели зачастую не догадываются, что вскоре произойдет открытие нового знания. Именно (20 сл). это и есть результат получения знаний в «естественных условиях».
21 сл В ходе прогулок, в зависимости от времени года, через различные формы работы, направляю деятельность детей, в которой (22 сл)целенаправленно актуализирую мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия».
Ключевым в данной технологии являются этапы «Затруднения в ситуации» и «Открытие детьми нового знания» - их я реализую комплексно. Так, раскрывая лексическую тему «Безопасность», показала детям, на практике, как создать безопасные условия пребывания ребенка дома, на улице и в лесу. Итоговым (23 сл) мероприятием данного цикла НОД стало открытое занятие «Жалобная книга природы», где дети в ходе маршрутной игры получали инструкцию, в виде сигналов о помощи от растений, животных, и находили пути их решения. Конечно, когда дети потушили пожар самостоятельно, я уверенна, что они запомнят это на всю жизнь, и в экстремальной ситуации смогут применить полученные навыки. Эмоциональный (24 сл)всплеск вызвала у детей исследование воды, и ее очистка. Это так же яркий запоминающийся момент получения жизненного опыта маленьких любознаек.
На следующем этапе «Открытие» нового знания (способа действий) нового знания вовлекала детей в процесс поиска и открытия нового знаний. Как основными способами преодоления затруднения предлагала малышам способы «попробывать догадаться самим», «придумать самим», «спросить у того, кто знает», побуждала детей задавать вопросы, грамотно формулировать их. На (25 сл) этом этапе непосредственными помощниками, партнерами стали родители. Именно, благодаря их участию, дети получают практические навыки (26 сл) и умения дома, у бабушки в деревне, на прогулках с семьей и в путешествиях. В ходе беседы с ребятами, понимаю, что родители, стремящиеся обогатить интеллектуальную сферу ребенка, удовлетворить их познавательных интерес, часто обращаются к различным источникам получения информации в доступной для ребенка форме. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.
27 сл Продолжая тему вовлечения родителей, как непосредственных участников воспитательно – образовательного процесса, расширяем теоретический и практический кругозор родителей по актуальным вопросам дошкольной педагогики в соответствии с ФГОС.
Так, в ходе родительских встреч, мы используем различные формы взаимодействия, в ходе которых раскрываем, как обеспечить всестороннее развитие ребенка в активной деятельности.
28 сл Актуальным вопросом на родительском собрании «Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей в старшей группе по ФГОС», стало обогащение родителей по вопросам поиска способа действий по закреплению полученных знаний и умений в совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях, обращая (29 сл) внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность самостоятельно.
30 сл На этапе «Включение нового знания» предлагаю различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях. Ярким мероприятием в использовании детьми полученных умений и навыков стало участие нашей группы в конкурсе (31 сл) «Огород на подоконнике». Дети стали непосредственными участниками – зоологами в реализации исследовательского проекта. В ходе практических занятий по посадке, уходу и выращиванию растений, ребята получили огромный опыт в данном направлении. Результат (32 сл) не заставил себя ждать. Мы получили шикарные растения, попробовали их на содержание витаминов, а ситуация успеха мотивировала детей на перспективу работы.
33 сл Кардинально – противоположным проектом, стал смотр – конкурс патриотических центров «Милый сердцу уголок». В ходе (34 сл)подготовки все участники получили большой теоретический багаж по истории нашего региона, раскрыли творческий потенциал при подготовке макетов, которые позволяют детям стать непосредственными участниками игровых ситуаций, придуманных ребятами - авторами (35 сл) с использованием атрибутов национальной и патриотической направленности, изготовленной семьями ребят группы.
36 сл Обязательно использовала завершающий этап, т. к. это позволяло приобрести опыт выполнения таких универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определения условий, которые позволили добиться этой цели. Делала это с помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» и других. Используемые приемы помогали детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Учитывая возраст детей, проговаривала условия достижения «детской» цели сама, подводя детей к пониманию того, что выполнить что-либо удалось благодаря тому, что они что-то узнали, определенным образом проявили себя, то есть свожу воедино «детскую» и «взрослые» цели.
На этом этапе особо уделяла внимание эмоциональной составляющей моего взаимодействия с детьми: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела, от совершенного открытия, от совместной работы. Таким образом, реализовывала потребность в самоутверждении, признании и уважении ребенка. Считаю, что это в свою очередь повышало уровень самооценки и способствовало формированию начал чувства собственного достоинства, образа (37 сл) «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я нужен»).
Считаю, что использование технологии деятельностного метода «Ситуация» благотворно сказывается на образовательный процесс в нашей группе. Мы (38 сл) видим сияющие глаза наших детей полные желаний узнать, что то новое, интересное. А раз детям нравится – значить мы делаем всё правильно!
В своей работе я активно внедряю новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, мастер – класс, консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. В данной сфере я стремлюсь быть компетентной в работе в данном направлении. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие, Большим помощников в котором является посещение и участие в методических объединениях, педсоветах. Одними наиболее важными для себя я считаю, которые я посетила на выездных методических объединениях. Так (39 сл) как при подготовке к их посещению мной были разработаны конспекты по актуальным темам встреч. Это «Дидактические игры (40 сл) по технологии ТРИЗ для детей 3-4 лет» и (41 сл)«Сюжетно- ролевая игра для детей 4-5 лет». Так как при их реализации я приобщила детей, с целью получения ими большего познавательного опыта. Так же немало важным считаю участие в конкурсе (42 сл) детского сада «Сказки гуляют по свету». Родителями были изготовлены макеты к сказке «Теремок», мною были разработаны методические рекомендации по работе с макетом (43 сл)«Терем-Теремок и его жители». В основные задачи которых входит познавательное развитие, с целью ознакомления с окружающим миром, где дети расширили свои представления о животных, их внешнем облике и поведении героев сказки.
В связи с этим с уверенностью можно сказать, что использование системно-деятельностного подхода к организации познавательного развития детей и при проектировании воспитательно-образовательного процесса в целом дает возможность сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое и тем самым позволит добиться реализации современных целей образования. Вот чего достигли мы на сегодняшний день в работе по данному направлению: 44 сл
Дети стали более раскрепощенными, эмоциональными.
Значительно улучшилась способность к приобретению информации вербальным путем.
Дети стали задавать вопросы: «Где? Куда? Почему?».
Стали чаще инициировать общение со взрослыми и сверстниками. Появилось стремление при возникновении интеллектуальных и личностных проблем разрешить их самостоятельно, при затруднениях ребята стали обращаться за помощью.
У малышей стал появляться устойчивый познавательный интерес к свойствам предметов, к использованию различных способов их обследования.
Выросла самостоятельность в выборе вида деятельности, желание участвовать в коллективных делах.
В совместных играх со сверстниками начали формироваться взаимные симпатии, основанные на положительных взаимоотношениях. Возникла общность всех участников образовательных отношений (дети-родители-педагоги) на основе партнерства и применения принципов деятельностного метода в воспитании и развитии детей.
А самое главное – дети полноценно и радостно проживают каждый день в детском саду, совершая большие и малые «открытия». 45 сл
46 сл Жан Жак Руссо сказал: «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты». Для меня выбор однозначен – это системно - деятельностный подход, направленный на создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения.
47 сл «Спасибо за внимание»