Татьяна Акубекова
ОД «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №4»
Методическая разработка ОД
«Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить»
Воспитатель высшей категории:
Акубекова Т. К.
г. Михайловск
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель: формирование познавательной активности детей в процессе приобщения к русской народной культуре.
Задачи:
Воспитательные:
Публикация «ОД „Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре; уважение к труду народных умельцев; (ОО «Познавательное развитие»).
- воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).
Обучающие:
- познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки; (ОО «Познавательное развитие»)
- упражнять детей в количественном счёте предметов в пределах 10; называть итоговое число; (ОО «Познавательное развитие» ФЭМП)
- совершенствовать навык раскладывания предметов в убывающем порядке; (ОО «Познавательное развитие» ФЭМП)
- совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги; (ОО «Познавательное развитие» ФЭМП)
- совершенствовать навык сравнения групп множеств; (ОО «Познавательное развитие» ФЭМП)
- приобщать детей к восприятию народно-прикладного искусства при составлении узора из геометрических форм (кругов и овалов); (ОО «Художественно-эстетическое развитие» ФЭМП)
Развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность; (ОО «Познавательное развитие»)
-развивать творческие способности детей через приобщение к русской народной культуре; (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
- развивать словесно-логическое мышление; (ОО «Речевое развитие»)
- развивать ритмические способности детей; (ОО «Физическое развитие»)
- развивать мелкую моторику рук. (ОО «Речевое развитие»)
Речевые задачи:
- расширять активный словарь (сарафан, расписные, токарь, старина, вытачивал); (ОО «Речевое развитие»)
- совершенствовать навык согласования числительных с существительными; (ОО «Речевое развитие»)
- совершенствовать умение составлять простое распространённое предложение с предлогами; (ОО «Речевое развитие»)
- закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой деятельности; (ОО «Речевое развитие»)
- способствовать овладению детей формой сложноподчиненного предложения с предлогом «потому что»; (ОО «Речевое развитие»)
- пользоваться сравнительными прилагательными при определении величины предмета. (ОО «Речевое развитие»)
Методы и приё мы:
Практические: работа с дидактическим материалом.
Наглядные: рассматривание видов матрёшек с использованием компьютера;
Словесные: отгадывание загадок, стихи, вопросы.
Игровые: игровые ситуации, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности.
Материал и оборудование:
Набор плоскостных матрёшек и чашек разного размера и цвета по количеству детей, набор геометрических форм - кругов и овалов – трёх цветов, фланелеграфы, счётный материал (цветочки, листочки, шишки, орехи, ягоды, грибы, клубки трёх цветов, напольные изображения деревьев, деревянные ложки, макеты деревьев, русские костюмы для мальчиков и девочек, компьютер, магнитофон.
Индивидуальная работа:
Помощь в работе с дидактическим материалом, затрудняющимся детям; помощь в исправлении неправильного произношения поставленных звуков, в правильном построении предложений.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная (слушание, восприятие художественной литературы, двигательная.
Планируемые результаты НОД (целевые ориентиры) :
воспитанники:
- владеть устной речью, выражать свои мысли,
- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, позновательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ,
- с развитой крупной и мелкой моторикой,
- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками,
- обладают развитым воображением,
- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым.
Предпосылки УД:
коммуникативные – умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество,
познавательные – умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, классифицировать,
личностные – умение оценивать собственную деятельностью, свои достижения.
предварительная работа – знакомство с русской народной культурой, традициями, народными умельцами, с разными видами росписью матрешек.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)
Перед детьми сидит мальчик за компьютером и играет в компьютерную игру.
Воспитатель: Ребята, этого мальчика зовут Петя. Целый день он играл в компьютерные игры. Петя не слушался маму, которая просила его поиграть в игрушки или пойти погулять. Мальчик только говорил: «Игрушки неинтересные, а друзей у меня нет». И вот однажды с Петей случилась удивительная история. Хотите её послушать?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Как-то раз Петя играл в компьютерную игру, и вдруг на экране вместо обычной игры появилось изображение очень известной игрушки.
«Как ты здесь очутилась?» - удивился Петя. И вдруг игрушка ответила: «Я пришла с тобой поиграть» и шагнула с экрана прямо в Петину комнату. А что это была за игрушка, догадайтесь сами:
Цветастое платье, румяные щёчки!
Её открываем – там прячется дочка.
Дети: Это матрёшка.
Воспитатель: «Тоже мне невидаль какая – матрёшка» - сказал Петя. Матрёшка загрустила. Ребята, как же нашу матрёшку развеселить и доказать Пете, что матрёшка – это очень интересная игрушка?
Ответы детей: Надо с матрёшкой поиграть в разные игры.
Воспитатель: Верно. А Петин компьютер нам поможет. Ребята, матрёшка – кукла с секретом. Вы знаете этот секрет?
Ответы детей: В большой матрёшке много маленьких матрёшек.
Воспитатель: Знают все её загадку:
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки,
Её младшие сестрёнки.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
А вот и первая игра: разложите матрёшек по порядку от самой большой до самой маленькой.
На столах лежат плоскостные матрёшки разных цветов и размеров. Дети раскладывают матрёшки в порядке убывания величины. Воспитатель просит ребёнка сравнить рядом стоящие матрёшки относительно их величины. Воспитатель следит за тем, чтобы дети при ответе использовали сравнительные прилагательные: «больше», «меньше», «выше», «ниже».
Воспитатель: Послушайте, что матрёшка говорит :
«Мы матрёшки, мы подружки, утром рано мы встаё м:
Чай из самовара пьём и беседу ведём».
Вот и вторая игра. Ребята, подберите каждой матрёшке её чашку.
На столе разложены плоскостные изображения чашек разного цвета и размера, причём цвет и размер чашек не соответствует цвету и размеру матрёшек. Дети подбирают чашки матрёшкам или по размеру, или по цвету, или по своему усмотрению. Все варианты принимаются, а воспитатель просит объяснить каждого ребенка свою расстановку чашек. В ответах дети используют сложные предложения, употребляя предлог «потому что». Например, на вопрос воспитателя: «Почему ты синей матрёшке предложил жёлтую чашку?», ребё нок может ответить: «Я поставил синей матрёшке жёлтую чашку, потому что синяя матрёшка самая большая, и жёлтая чашка тоже самая большая».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сравните, пожалуйста, количество чашек и количество матрёшек и скажите, каких предметов больше.
Дети: Матрёшек и чашек поровну, по 5.
Воспитатель: Скажите, сколько всего предметов на столе?
Дети: На столе 10 предметов.
Воспитатель: Вот, ребята, молодцы, постарались от души.
Хорошо вы отвечали и, наверное, устали.
Не пора ли вам вставать, в игру весёлую сыграть?
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают в ладоши).
На ногах сапожки, топают матрёшки (поочерёдно выставляют ноги, топают).
Влево-вправо наклонись - ты, матрёшка, не ленись (наклоны влево-вправо,
Всем знакомым поклонись (наклоны вперёд).
Девчонки озорные – матрёшки расписные (покружиться).
Воспитатель и дети садятся на ковёр.
Воспитатель: За чаепитием матрёшки старину вспоминали. Ведь впервые матрёшки появились в Москве больше ста лет назад, очень-очень давно. Игрушечный мастер из города Сергиев Посад токарь В. П. Звёздочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу, а известный художник Сергей Малютин раскрасил её. Получилась девочка, розовощёкая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, которая прижимает к себе черного петуха (показ слайда первой матрешки). Матрёшка сразу стала популярна и любима. Почему же её так назвали? Да потому что давным-давно имя Матрёна было самым распространённым в русском народе.
На компьютере слайды с портретами художника и токаря.
Воспитатель: Ребята, вы запомнили, из какого материала токарь вытачивал матрёшку?
Дети: Токарь вытачивал матрёшку из дерева.
Воспитатель: Значит, матрёшка какая?
Дети: Матрёшка деревянная.
Воспитатель: А какой наряд у матрёшки? Во что она одета?
Дети: Матрёшка одета в сарафан, рубашку, передник. На голове у неё косынка.
Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одё жки:
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Теперь этих кукол делают не только в Сергиевом Посаде. Матрёшки родом из города Семёнов – в цветастых фартуках, а в селе Полховский Майдан у матрёшек на сарафане малиновые ягоды да цветы, зелёные листья, (показ слайдов с разными видами росписи матрешек). Но где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, приветливые, потому что делают их талантливые и добрые художники-мастера.
Воспитатель: Хотите стать художниками и научиться расписывать матрёшек? (ответы детей). Но для этого нужно придумать узор. Вот и третья игра: украсьте сарафан матрёшки. А чтобы наши пальчики хорошо работали, мы их разомнём.
Дети садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика:
Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши,
На ногах у нас сапожки (указательный и средний пальцы «идут» по столу,
В сарафанах наших пёстрых (соединяют пальцы обеих рук,
Мы похожи, словно сёстры (пальцы складывают в «замок»).
На столе у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки. Дети выкладывают узор по своему усмотрению из кругов (жёлтых, синих, красных) и зелёных овалов. Во время работы звучит народная музыка «На горе-то калина». Воспитатель спрашивает детей, какая матрёшка у них получилась. Ответы детей: «Матрёшка получилась нарядная, красивая, озорная, весёлая».
Воспитатель: Ребята, послушайте, что матрёшка говорит : «Я весёлая матрёшка, у меня в руке лукошко». Как вы думаете, куда хочет пойти матрёшка?
Дети: Матрёшка хочет пойти в лес.
Фланелеграф с изображением деревьев. На фланелеграфе размещены: гриб, листок, ягода, цветок, орех, шишка.
Воспитатель: Ребята, что можно собрать в лесу?
Дети: В лесу можно собрать ягоды, грибы, шишки, орехи, листья, цветы.
Воспитатель: Верно. Вот вам четвё ртая игра: что у матрёшки в лукошке?
Перед детьми фланелеграф с изображением лукошка. Дети стоят около фланелеграфа. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество предметов в лукошке и назвать их. Воспитатель по очереди выставляет предметы в лукошко (4 шишки, 6 цветочков, 10 грибов, 3 листочка, 5 ягодок, 7 орехов,
Ответы детей: У Матрешки в лукошке 4 шишки. У Матрешки в лукошке 6 цветочков, (и т. д.)
Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Умеете считать, порадовали Матрешку. За то, что вы с ней играли и Петю научили играть с Матрешкой, она хочет отблагодарить и подарок подарить. Но подарок тот нужно найти. Вот три клубочка, один из них приведет вас к сундучку с подарками.
В группе находятся три макета деревьев. За одним из них спрятан сундучок. К ним ведут извилистые дорожки из клубков разноцветных ниток. Дети выбирают дорожку и идут по ней. Одна из дорожек их приводит к сундучку с сюрпризом. Дети открывают сундучок, в котором лежат расписные деревянные ложки.
Воспитатель:
Разбирайте, хлопцы, ложки!
В гости к вам пришли матрешки!
Выходят дети в русских народных костюмах (девочки в сарафанах и платочках, мальчики в рубашках-косоворотках и фуражках с цветком). Звучит русская плясовая музыка, девочки-матрешки танцуют, мальчики подыгрывают им на ложках.
3. Заключительная (рефлексивный этап)
Воспитатель по окончании танца спрашивает детей о том, в какие игры они играли с Матрешкой. Какая игра им запомнилась больше всего? Какие задания в играх вам показались трудными? С какими вы справились легко? А как вы думаете, будет ли теперь мальчик Петя играть с друзьями в разные игры? А захочется ли теперь ему играть одному?
Воспитатель: Ребята! Большое вам спасибо, за то, что вы такие дружные, отзывчивые. Вы стали для мальчика Пети настоящими друзьями, с которыми он теперь может играть в разные интересные игры и игрушки. А помогла нам в этом веселая русская народная игрушка – Матрешка.
Используемая литература:
1. В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры», издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.
2. А. Д. Алехин «Матрешка», книжка-картинка, Москва, «Малыш», 1988г.
3. Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Москва, 2007 г.