Елена Митенькина
Образовательный проект «Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству через диалог культур»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
(Методическая разработка. Образовательный проект)
воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района РМ
«Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Митенькиной Елены Николаевны
Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству
через диалог культур
Мордвин и русский … два народа.
Давно вы связаны родством.
Вы плоть от плоти. Год от года
Гордитесь этим естеством.
Публикация «Образовательный проект „Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству через диалог культур“» размещена в разделах
Актуальность
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.
В преддверии празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, особенно актуально обращение к историческим корням и национальным истокам для формирования чувства собственного достоинства у дошкольника.
Проблема
Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих
рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультур-
ной компетенции. Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог
культур. Все это побудило меня сконцентрировать внимание на параллельном изучении
русского и мордовского декоративно-прикладного искусства.
Научность
Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.
Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности».
Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог культур. Что и побудило меня сконцентрировать внимание на параллельное изучение русского и мордовского декоративно-прикладного творчества.
В своей работе использую рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок», «Мы в Мордовии живем», которая помогает приобщать детей к культурному наследию родного края.
Основной целью работы по формированию интереса к народному творчеству я считаю:
Цель:
Формирование духовно – нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1.
Систематически расширять представление дошкольников о культуре и традициях русского и мордовского народов;
2.
Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа;
3.
Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;
4.
Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре.
Гипотеза
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни.
Систематическое изучение народного творчества и разных культур, усвоение их
взаимосвязи и преемственности со школой.
Для решения данной проблемы я использую разные методы и приемы:
Наглядные (наблюдение предмета, использование образцов, показ картинок);
Словесные (беседа, художественное слово);
Практические (показ технических приемов рисования, самостоятельная работа детей);
Игровые методы (дидактические игры, игры-имитации, игровые действия и т. д.)
В процессе работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему использую следующие формы приобщения детей к этнокультуре и быту:
1. Предпраздничные посиделки;
2. Экспозиция работ мордовского художника Ф. В. Сычкова;
3. Оформление мини-музеев «Русская горница» и «Мордовская изба»;
4. Экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам;
посещение музеев;
5. Уголки краеведения;
6. Продуктивная творческая деятельность детей;
7. Организация утренников и развлечений, посвященных народным праздникам;
8. Познавательные беседы.
Интеграция
Работа по формированию этнокультурной терпимости проходит в связи со всеми областями развития:
Познавательно - речевые (экология, природа, фольклор)
Социально – личностные (история отечества, символика)
Здоровье и физическое развитие (народные игры и забавы)
Художественно – эстетические (творчество народных художников, поэтов, художественная литература, народное творчество).
Главным залогом успешной работы является последовательность и системность. Реализация изучения мордовской и русской культур построена с учетом возрастных особенностей детей.
Вторая младшая группа: дети знакомятся с куклой в национальном мордовском костюме, выполняют простейшие элементы узора из знакомых геометрических фигур;
Средняя группа: усложнение материала идет через знакомство с народной игрушкой, ее лепкой и украшением, это разнообразные птички-свистульки, начинаю знакомство с народной одеждой (варежки, передники, простейшей посудой;
Старшая группа: Учу детей составлять композиции из простых элементов мордовского орнамента, сохраняя цветовую гамму и самобытность мордовского колорита. Более глубокое знакомство с элементами национальной посуды и одежды. Дети хорошо ориентируются в сходствах и различиях мордовского и русского орнамента, легко составляют узор. Обращаю внимание на растительный орнамент в русском орнаменте и геометрической четкости в мордовском.
Подготовительная группа: знакомлю с названиями разных видов одежды, головным убором (панарь, пулай, панга, увяс) их особенностям. Подробно знакомлю с мордовской вышивкой, украшениями и самобытностью мордовского орнамента, со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма). При этом особое внимание обращаю на развитие воображения и восприятия.
Используя возможности образовательного процесса веду пропаганду активной жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного наследия своего народа. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Развитию речи, рисованию, аппликации, а так же на музыкальных занятиях дети знакомятся с природой и фольклором родного края, историей отечества, символикой страны и малой родины, с творчеством народных художников, поэтов, особенностями орнаментов, играют в народные игры.
Работа с родителями:
По данной теме ведется плодотворная работа с родителями, которая реализуется в следующих видах работы:
1. Создание уголка детского творчества.
2. Выставка детских работ «1000 лет вместе».
3. Беседы и консультации по данной теме.
4. Совместные поездки в музеи.
Результаты работы показали успешное изучение мордовской и русской культур, совершенствование творческих способностей и повышение культурного уровня дошкольников.
Заключение
Оценивая результат работы, можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также в развитии интереса к народам, живущим рядом – это возрождение забытых национальных ценностей, а детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки народной культуры.
Только человек, не утративший свои корни, сможет понять и принять культуру
другого народа, дорожить дружбой, несмотря на различия национальности, языка и менталитета.