Коломойцева М Н
«Сочиняем сказку вместе». Образовательная игровая ситуация для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни).
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественный
труд.
Образовательные области: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,
познавательное, речевое развитие.
Цель: создать условия для воспитания интеллектуально смелой, самостоятельной,
оригинально мыслящей творческой личности.
Задачи
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: продолжать совершенствовать умение сочинять сказки; познакомить с последовательностью создания сюжета сказки; закрепить умение выражать мысль распространенным предложением; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; формировать умение выражать эмоции в диалогах.
Развивающие: развивать поэтический слух, умение улавливать звучность, музыкальность,
ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; формировать и развивать творческое воображение, гибкость, подвижность, независимость мышления, т. е. умение находить собственное решение, оригинальные ответы, доказывать свою точку зрения
[b]Воспитательные:[/b] воспитывать уважение к художественному замыслу сверстника, к творческому процессу, интерес к сочинительству сказок.
Предварительная работа:
чтение сказок разных писателей, народных сказок, отрывка «сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, «Маленький Мук» В. Гауфа; «Лягушка–путешественница» В. М. Гаршина, РНС «Царевна лягушка»; изготовление лягушек из бросового материала; викторина «Знаток сказок».
Словарная работа:
натюрморт.
Оборудование и материалы:
стол для оформления выставки, поделки детей «Лягушки», столы для рисования, стульчики по количеству детей, тонированные плотные листы, картинки (лягушки; виды транспорта, в том числе сказочного; растения, картинки жилища и бытовых приборов, явления природы и тд).
1 этап:
способствуем формированию
у детей внутренней мотивации к деятельности детей
Содержание Обратная связь на высказывание
Дети возвращаются с прогулки. В холле
детского сада оформлена инсталляция к сказке
«Лягушка–путешественница».
- Ребята, мне кажется, тут что-то изменилось,
что-то новое появилось. Кто заметил?
-Ребята, вы такие наблюдательные!
Верно, это натюрморт к новой сказке!
Натюрморт – это несколько
предметов связанных одной общей
темой, давайте вместе повторим это
слово – натюрморт.
- Кто скажет, какая общая тема у этих
предметов? О чем мы вспоминаем, когда на них
смотрим?
- Точно, это сказка «Лягушка-
путешественница»!
- Как здорово, что у лягушки была возможность
стать путешественницей. А кто помнит, каким
способом лягушка путешествовала на юг?
-Верно, Лягушка-
путешественница придумала
необычный способ улететь,
благодаря чему повидала
окружающий мир.
- Сказочные герои могут совершать путешествие
на разном "транспорте". Лягушка, например,
зацепилась ртом за прутик, который с двух
сторон взяли в клювы утки и улетела с
ними на юг.
- А у Маленького Мука были туфли–скороходы.
В сказке «Волк и лиса», хитрая лисичка
путешествовала на волке. Кто помнит, на чем
путешествовал Емеля?
Если дети отвечают неверно:
- Очень интересно!
- Какое необычное средство
передвижения!
- Какие еще есть предположения?
Если дети отвечают правильно:
- Умнички! Емеля путешествовал на
печке.
Если дети отвечают «не знаю»:
-А кому интересно узнать?
- Ну, конечно, Баба Яга!
- А кто путешествует в ступе?
- Мы с вами недавно читали «Сказку о царе
Салтане», кторую написал Александр Сергеевич
Пушкин. Давайте вспомним, в чем
путешествовал князь Гвидон?
- Вы большие молодцы! Знаете очень
много сказок и помните детали! Вы
меня удивили, и очень порадовали!
Конечно, князь Гвидон
путешествовал в бочке!
- Давайте вспомним, на чем еще путешествовали
герои сказок?
Воспитатель слушает ответы
детей. - Все верно, это и ковер-
самолет, и бумажный кораблик, на
котором путешествовал оловянный
солдатик, пропеллер у Карлосона и
даже воздушный шарик у Пятачка.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Ребята, а вы любите путешествовать? Где вы
были этим летом?
Воспитатель эмоционально
реагирует на рассказы детей.
- Предлагаю вам сегодня отправиться в сказочное
путешествие. Что нам для этого нужно?
- Верно. Нам нужно средство
передвижения.
- Давайте придумаем сказочный транспорт, на
котором можно отправиться в путь. Ваши
предложения?
- Отлично! Очень интересные идеи!
- У меня тоже есть идея! Мы вспоминали сказку
про Маленького Мука. Помните, ему нужно
было трижды повернуться на каблуке, и туфли
переносили его куда угодно.
- Давайте, воспользуемся его волшебным
методом. Но вначале отгадаем загадку. Ответ –
это и будет место, где продолжится наша сказка.
-Здесь всегда мы выступаем,
Праздники проходят в нем.
В игры разные играем,
И танцуем, и поем
- Точно! Молодцы! Как быстро
разгадали! Это музыкальный зал.
- Ну, как? Готовы перемещаться?
Дети трижды поворачиваются на пяточках и
проходят в музыкальный зал
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Дети и воспитатель проходят в музыкальный
зал. Там, на столах оформлена выставка
детских работ – лягушки.
- Ничего себе! Откуда тут столько лягушек?
- Точно! Этих лягушек вы сделали
своими руками. Давайте их
рассмотрим. Какие они все разные, и
очень-очень красивые!
-А давайте про них сочиним сказку. Сказка – это
вымышленная история, в которой есть герои,
события и место действия. А создают сказки, как
вы думаете, кто?
- Поэты и писатели. В правы.
-А еще сказки бывают народными,
это значит, что их придумали люди,
когда общались друг с другом
- Если сказку придумаете вы, как вас можно
называть, кем вы будете?
- Приятно, что вы такие активные!
Очень много предложений.
Правильное – вы будете авторами
сказки.
- С чего же начинается сказка? Приглашаю вас
сесть на коврик и порассуждать.
Дети рассаживаются на коврике.
- Кто вспомнит надо любой сказки?
- Отлично!
- Вы очень эрудированные ребята!
(примерные ответы детей:
-«Жили-были.»;
-«В тридевятом царстве, в
тридесятом государстве.»;
-«В некотором царстве.».
- Прекрасно. Начало сказки называется зачин.
Какой зачин мы выберем для нашей?
Предложения детей
- Супер. Я записала
- Теперь, нужно придумать содержание. Что же
произойдет с нашими героями в сказке? Какие у
вас есть идеи? Что делали лягушки?
- Посмотрите, в коробочках лежит много разных
картинок, они помогут нам составить сказку.
Дети выбирают картинки лягушек,
транспорта, природы и и тд.
Опираясь на них вместе с
воспитателем сочиняют сказку,
высказывая свои предложения.
Воспитатель записывает. Дети
прикрепляют картинки на заранее
подготовленные листы с помощью
наклеек-липучек.
- До чего интересная сказка у нас получилась.
Кто скажет, как заканчиваются сказки? Что
обычно говорят в самом конце?
- Отлично!
- Как оригинально!
Если дети отвечают неверно:
- Очень интересно!
- Как необычно!
- Какие еще есть предположения?
Если дети отвечают правильно:
- Умнички! Чаще всего сказка
заканчивается фразами: «Вот
и сказки конец, а кто слушал
молодец». «И жили они долго и
счастливо». «Сказка - ложь, да в ней
намёк, добрым молодцам урок.».
- Ребята, поделитесь своими идеями. Какое из
этих предложений больше всего подойдет для
завершения нашей сказки?
- Прекрасно! Я записала
- У нас с вами получается отличная сказка,
хотите я вам прочитаю что получилось?
Воспитатель зачитывает
получившеюся сказку, в процессе по
просьбе детей исправляет,
дополняет ее
- У нас получилась замечательная сказка.
- Скажите, а где живут сказки?
- Верно. Сказки живут в книгах
Если позволяет время.
- Кака нам из этих листов составить книгу?
Да, нам необходимо скрепить их
между собой и сделать обложку
- Проходите, садитесь за столы. Приступим к
созданию книги.
Если время закончилось.
- Ребята! Время нашей встречи, нашего
сказочного путешествия подошло к концу и мы
не успеем составить книгу. Как вы думаете, это
хорошо или плохо? Почему?
Ответы детей.
- Мы очень хотим создать книгу, а времени нет.
Как нам поступить?
Ответы детей.
- Закончим составлять книгу на прогулке
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Вот и закончилось наше путешествие в сказку!
- (имя ребенка, расскажи, пожалуйста, что
сегодня тебе запомнилось больше всего? Что
было сделать легко? В чем были трудности?
(воспитатель опрашивает всех детей, которые
хотят рассказать).
-Интересно, кто-нибудь захотел поделиться
полученными знаниями с родителями и
друзьями?
- Ребята, давайте подойдем к нашим
лягушкам. Рядом с каждой лягушкой
лежит круглая наклейка. Предлагаю
их наклеить на лягушек так. Кому из
вас понравилось наше путешествие, и
кто захочет о нем рассказать своим
папам и мамам, а может быть и
друзьям, наклейте наклейку на лапку
лягушке. А если кто-то не готов
-Спасибо ребята, с вами было очень интересно!
-Я очень рада, что мы с вами расшили свои
знания!
рассказать друзьям и родителям, на
туловище. Приступайте.
Педагог просматривает результаты
самоанализа детей.