Анна Ходусова
Образовательной деятельности «Волшебная капелька» для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе
Методическая разработка образовательной деятельности по теме :
«Волшебная капелька»
Воспитатель: А. Ю. Ходусова
г. Туапсе
Возраст воспитанников : средний дошкольный возраст (пятый год жизни)
Виды деятельности : коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.
Образовательные области : социально-коммуникативное, познавательное.
Публикация «Образовательной деятельности „Волшебная капелька“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Обучающие задачи: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, льётся (жидкая).
Развивающие задачи: развивать мышление, познавательную деятельность.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, интерес к экспериментированию.
Оборудование и материалы:
-изображение капельки грустной и весёлой;
-аудиозапись ручейка;
-халат: 1 взрослый,
- 6 детских фартуков;
-блюдце;
-кулер с водой детский;
-6 одноразовых тарелочек, 6 ложечек, 1 долька лимона;
-14 одноразовых стаканов (7 стаканов с водой, 6 стаканов с соком, 1 стакан с молоком);
-2 камешка;
-6 капелек (подарок от Капельки).
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Дети стоят полукругом.
В. - Здравствуйте ребята! Сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!
Вы узнали, что это?
Ответы детей
В. - Правильно, ребята, это вода.
Звучит аудиозапись звука ручейка.
В. - Ребята, а вы ничего необычного не заметили в группе?
Ответы детей.
Воспитатель подходит к Капельке, прикрепленной к мольберту.
В. -Здравствуй, Капелька. Почему ты такая грустная? Объясни, что произошло? (капельку подносит воспитатель к уху и слушает)
Капелька : Я недавно появилась на свет и совсем ничего не знаю о себе. От этого мне очень грустно. И я решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то знаете обо мне.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
В. - Капелька, мы постараемся тебе помочь и рассказать о тебе. Ты не плачь и не грусти. Ты не простая капелька, а волшебная, из волшебной воды и мы приглашаем тебя в лабораторию, чтобы доказать это.
Чтобы начать работу с водой давайте вспомним правила работы в лаборатории. Кто помнит наши правила?
Ответы детей
Правила поведения в лаборатории.
• слушать внимательно;
• громко не разговаривать,
• ничего не пробовать без разрешения;
• работать только на своем рабочем месте, не мешать друг другу;
• выполнять задания по команде;
• В лаборатории всегда должно быть чисто.
В. - Ребята, проходите в лабораторию, надевайте фартуки, присаживайтесь за стол.
(Дети рассаживаются вместе с воспитателем вокруг стола).
- Ребята, как вы думаете, где живет капелька? (Капелька живет в воде)
- Из чего состоит капелька? (Она состоит из воды)
- Молодцы! А где можно встретить воду? (В реке, море, в кране, в луже, в чае)
- А для чего нужна вода? (Умываться, мыть пол, готовить еду, стирать, мыть игрушки, поливать цветы)
- Ребята, Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? (Деревьям, птицам, животным, растениям, людям)
- Вы правы! Без воды все живое просто погибнет. Вода-это жизнь! Ни одно живое существо не может жить без воды.
- Капельке очень понравилось с нами общаться, но она не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Предлагаювампознакомиткапелку с водичкой? (Хорошо)
3 этап: реализация детского замысла.
(На столе кулер с водой и стаканы)
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель предлагает детям налить воду из кулера в стаканы.
- Давайте перельём воду из кулера в стакан. (переливают)
- Что происходит с водой? (она льется в стакан)
- Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль)
-Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили).
- А если она льется, значит, она, какая? (Жидкая)
Вывод: Вода жидкая.
Опыт: № 2 «На определение вкуса воды»
- А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус.
- Возьмите стаканчики с соком и попробуйте. Какой у сока вкус? (Яблочный)
- А еще какой сок? (Сладкий)
- Правильно, сок сладкий и вкус у него яблочный.
- А теперь попробуем воду. Какая вода на вкус? Есть у неё вкус? Вода какая: сладкая,кислая, солёная, безвкусная? (Безвкусная)
Вывод: Вода безвкусная.
В: -А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар).
опустите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.
Какая вода стала на вкус?
Д:- Вода стала сладкая.
В:- А что за белое вещество вы положили в воду?
Д: -Сахар.
В:- Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды.
Молодцы. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса.
В:- Ребята, а если мы с вами положим в воду соль, какая вода станет на вкус?
Д:- Соленая
Физ. минутка.
В:- А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).
Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем ш-ш
Руки моем с-с
Щеки моем, шейку трем
И водичкой обольем.
Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.
Опыт № 3 «На определение запаха»
В: -Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?
- А теперь давайте понюхаем воду? Имеет ли вода запах? (Нет вода не имеет запаха)
Вывод: Вода не имеет запаха.
- А теперь давайте добавим в стакан с водой дольку лимона.
- Понюхайте воду. Пахнет она? (Да)
- А чем пахнет? (лимоном)
Вывод: Мы можем сказать нашей капельке, что вода пахнет, если в неё что-то положить.
Воспитатель меняет изображение Капельки на веселое.
- Ребята, посмотрите, Капелька-то улыбнулась. Она немного о себе узнала и обрадовалась. Порадуем её ещё. Поиграем с ней.
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть. (шагают)
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы плечами чик, чик.
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
- Давайте вернемся в нашу лабораторию. Я хочу вам и капельке рассказать ещё об одном волшебном свойстве воды. Хотите узнать какое?
Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации:
Опыт № 4 «Вода бесцветная».
(На столе стакан с водой и стакан с молоком)
- Ребята, что стоит здесь на столе? (стакан с водой и стакан с молоком и камешки)
-Какого цвета вода? (Бесцветная, прозрачная)
- Какого цвета молоко? (белого)
-Сейчас я опущу в стакан с водой и в стакан с молоком камешки и давайте посмотрим, что произойдет.
(Воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой)
-Скажите пожалуйста, видно ли камень в стакане с молоком? (Камень не видно)
-А в стакане с водой видно камень? (В стакане с водой камень видно)
- Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?
- Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.
Вывод: Вода бесцветная, прозрачная.
- Молодцы! Вот видишь капелька, сколько мы узнали о тебе.
- Ребята, давайте напомним капельке, что мы о ней узнали.
- Какая бывает вода? (жидкая, бесцветная, безвкусная, без запаха).
- Оказывается, капелька у нас самая волшебная.
- Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек – «Капелек» (раздает детям капельки)
- Давайте поблагодарим капельку. Нам было очень приятно с тобой познакомиться, Капелька.
Капелька : Спасибо вам ребята, за вашу помощь. Теперь я знаю очень многое о себе и самое важное, что я не простая, а волшебная! Мне пора в другой детский сад. Поспешу рассказать и другим ребятам о волшебной капельке. До свидания, ребята!
(Капелька «уходит»).
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.
- Ну а нам, ребята, пора возвращаться назад в детский сад. Снимайте фартуки, вешайте их на стульчики и подойдите ко мне. Вам понравилось в нашей лаборатории?
-Мы сегодня много узнали о свойствах воды и обязательно еще вернемся в лабораторию вновь. Правда, ребята!
- А кто к нам сегодня приходил?
- Что случилось у Капельки?
- У нас получилось ей помочь?
- А как мы ей помогли?
- Ребята, скажите какие свойства имеет вода?
- Молодцы! Дружите с капельками берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!