Лариса Долгачева
Конспект образовательной деятельности «Хоровод подруг казачки»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Хоровод подруг казачки»
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)
Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, игровая
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Хоровод подруг казачки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: развитие у детей творческих способностей, освоение новых приемов и техник использования пластилина для создания художественного образа.
Задачи:
- способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развивать умение находить взаимосвязь между современной жизнью Кубани и историческими корнями;
- создать условия для реализации самостоятельной творческой (изобразительной) деятельности;
- продолжать формировать первичные представления казачестве, женщине-казачки;
- познакомить воспитанников с костюмами народов, населяющих Кубань (русскими, адыгейскими, чеченскими, дагестанскими);
- воспитывать чувство уважения к культуре, интерес к прошлому, традициям и одежде славянских народов, населяющих Кубань, патриотические чувства, любовь к Родине.
Предварительная работа: создание шаблонов национальных костюмов, подготовка изображений в технике квиллинг, подборка музыкального сопровождения.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Воспитатель встречает детей.
- Ребята, здравствуйте, рада вас видеть!
Друзья, скажите пожалуйста, как называется наша малая Родина?
А как называется народ, который первый заселился на Кубань?
Предлагаю вам поздороваться здоровались казаки.
Кто знает?
Если дети не отвечают, педагог помогает:
-Казаки!
-А здоровались вот так:
- «Здорово ночевали! Слава богу!»
Если дети знают, педагог благодарит ребят.
- Мы и сами являемся потомками Кубанских казаков и соблюдаем обычаи и традиции казачества.
- Конечно, ребята, казаки – гордый и смелый народ. Такие слова- честь и достоинство для них на первом месте.
- Но кто же ещё кроме казаков живет на Кубани?
Если дети не отвечают, педагог помогает:
- На Кубани проживают люди разных национальностей, среди них армяне, дагестанцы, русские, украинцы, татары, цыгане, греки, белорусы. Мы такие разные, но мы живём все вместе. Послушайте пословицы народов мира о дружбе:
Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.
- Дружба народов - сильнее бури, ярче солнца.
- Когда поет узбек, ему подпевает таджик.
- Когда играет таджик, танцует узбек.
- Дружба людей гору сокровищ создает.
- Язык дружбы не нуждается в переводе.
- Если бы не дружба, то люди бы пропали.
- Дружба и братство - лучше богатства.
- Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц?
Если дети не отвечают, педагог помогает:
- Правильно, главное не национальность, а взаимопонимание, дружба и уважение среди людей. Но, несмотря на то, что национальности разные, у людей, живущих на территории Кубани, Малая Родина одна - это Краснодарский край.
- Казачка, как и её подруги, всегда была одета в яркие костюмы, которые отражали ее веселость и независимость характера. Воспитатель показывает куклу-казачку и кукол в национальных костюмах.
По од жке встречают, а провожают по уму.
- Как выдумаете, ребята, что это значит?
Если отвечают неверно:
- О человеке судят вначале по внешнему виду, а затем по его способностям. При встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям.
- Эта поговорка очень точно характеризует отношение мастериц к костюму: по одежде многое можно узнать о хозяйке. Мастерицы украшали одежду вышивкой и кружевами. Они верили, что их магический рисунок оберегал от бед и болезней.
- Ой, ребята, совсем забыла. Я к вам пришла не просто так, а с просьбой. Сегодня встретила воспитателя младшей группы, и она рассказала, что в ее группе девочки очень любят играть с картонными куклами и наряжать их в красивые наряды. Но у них нет таких красивых костюмов как носили казачки, русские, армянские, дагестанские мастерицы.
- Давайте посоветуемся, как мы можем им помочь?
Если дети отвечают «не знаем»:
- Ребята, предлагаю создать национальные костюмы для игры для девочек младшей группы.
- Друзья я рада, что вы согласились помочь. Значит сейчас мы создадим и украсим много разных костюмов.
- Ребята, у меня есть идея! Я знаю, как создать их такими же яркими и интересными, но необычным способом хотите узнать?
- Знаете ли вы такую технику как пластилиновый квиллинг?
- Предлагаю костюмы сделать именно в таком стиле.
- Как вам идея?
Если дети не знают, то педагог показывает примеры пластилинового квиллинга.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
- Ребята, а как вы думаете, что нужно, чтобы создать наряд для куклы?
- Друзья, чтобы нам сэкономить время, предлагаю использовать шаблоны костюмов.
- Подумайте, костюм какой национальности вы хотели бы украсить?
- Предлагайте свои варианты: вместе, или разделимся на пары или каждый сам?
- Обратите внимание на схему украшения определенного костюма.
- Сколько кусочков и какого цвета вам нужно отделить для костюма казачки (украинки, армянки?
- Костюмы для игры должны быть всегда яркие. Поэтому предпочтительнее зеленый, красный, синий, фиолетовый или другой яркий цвет.
- Для удачной работы нам следует использовать пластилин небольшими кусочками, хорошо разминать его, чтобы он стал мягкий и раскатывать как можно ровнее брусочки. Костюм можно украсить маленькими точечками или кружочками, волнами, которые делают из тонких жгутиков.
- Друзья, можно я тоже с вами попробую создать свой костюм для куклы?
-Может быть нам нужно еще какое-нибудь настроение? Какое? Как оно появляется? Где мы его возьмем? Что нам может помочь? А может нам музыка помочь? Попробуем?
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Играет казачья музыка. Дети приступают к работе.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
- Мне очень интересно посмотреть, что же у нас получилось?
- Какая красота! Полюбуйтесь на костюмы друг друга! Похоже, у вас настоящий талант.
- Как много красивых костюмов у нас получилось! Я предлагаю вам устроить большой хоровод. Как вам такая идея?
- Ну что, ребята как вам понравилась наша работа? Ответы детей.
- Ребята, мы с вами такую интересную работу провели, теперь предлагаю поиграть. Воспитатель предлагает поиграть с кубиком вопросов. Бросает ребенку кубик и задает вопрос.
- Хочу спросить у вас: что нового вы сегодня узнали? А что было трудного? Как мы справились?
- Как вы думаете ребята с младшей группы обрадуются таким подарком для своих картонных куколок?
-Друзья, чтобы не забирать у вас ваши шедевры, я просто сфотографирую и затем распечатаю костюмы и передам воспитателю младшей группы.
-Уверена, что обрадуются!
-Спасибо вам за помощь.
- Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки»!
Воспитатель предлагает свою ладонь, а затем провожает детей в группу. Ура! Я очень рада!