Наталья Кудряшова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в средней группе «В гостях у казачки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в средней группе
«В гостях у казачки».
Воспитатель: КудряшоваН. Ю.
Цель:
-Познакомить с предметами быта Кубанских казаков.
Задачи:
-Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
-Систематизировать знания о культуре и быте казаков.
-Развивать внимание, память.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в средней группе „В гостях у казачки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
-Развивать и обогащать словарный запас.
Словарная работа: активизировать словарный запас ребенка словами коромысло, глэчик, макитра, чугунок, самовар.
Предварительная работа: оформление мини-музея «Предметы казачьего быта», составление альбома «Жизнь и быт кубанских казаков», рассматривание фотографий из жизни кубанских казаков.
Оборудование: атрибуты кубанского быта: чугунок, глэчик, макитра, коромысло, самовар, муляжи и свежие овощи. Картинка русской печи.
Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание экспонатов, беседа, игра.
Ход.
Дети входят в группу где их встречает казачка.
Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим ребятушки! Рады гостям, как хорошим вестям! Милости прошу в мою хату. Проходите, рассаживайтесь по лавочкам. Я здесь живу.
Я – кубанская казачка. А вас как зовут (обращаюсь к девочке)
Девочка: Меня зовут Настя.
Хозяйка: Настя, Настя маленькая,
Настенька удаленькая,
Пойди, Настя горенкой,
Топни, Настя ноженькой.
Дети: Женя, Максим, Кирил.
Хозяйка: Чики, чики, чикалочки
Едет Женя на палочке,
А Максим на тележке
Щелкает орешки!
Ну, вот мы и познакомились.
Казачка : Живу я со своим мужем казаком. Только хозяина сейчас дома нет – он на военной службе, охраняет наши границы от врагов. А я ему помогаю за хозяйством присматриваю, да детей воспитываю. А детишки мои очень любят играть и веселиться. Ребята а вы любите играть? (Ответы детей) Я вам предлагаю по играть со мной в очень веселую игру «Петушок». Хотите поиграть?
Игра «Петушок».
Дети и воспитатель выбирают считалкой водящего:
-На поляне, как галчата,
Зашумели казачата.
Нам сегодня не робыть,
Нам играть, тебе водить.
Дети становятся полукругом, водящий становится спиной, воспитатель произносит слова:
-Утром, кто бесов гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит….(«кукареку» кто-нибудь из детей).
Водящий по голосу должен отгадать, кто из детей произнес слово.
Казачка : Дети вам понравилась игра? .(Ответы детей)
Присаживайтесь на лавочки, отдохните.
Казачка : Ребята, я уже с утра корову подоила. А молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нём свеженькое, хранится долго и не прокисает.
- Кто запомнил, как называется посуда, где я молоко храню? (Ответы детей)
(Казачка предлагает ответить детей индивидуально)
- А давайте все вместе скажем, «глечик».
Казачка : Сходила я на речку, да воды в ведра набрала, а чтобы легче было ведра с водой нести я их на коромысле принесла. А делала я это вот так. (Казачка показывает действия с коромыслом)
- На чем я вёдра с водой принесла? (Ответы детей)
- Правильно на коромысле.
Казачка : Ребята, вы наверное уже проголодались? (Ответы детей)
Казачка : Надо мне еще еды приготовить. А для этого у меня есть вот такой чугунок. Он тяжёлый, чугунный. Но зато каша да борщ кубанский в нём вкусные получаются, пальчики оближешь. Чугунки у меня разные есть, маленькие и большие. В большом я борщ варю, а в маленьком - кашу.
- Кто хочет сказать, как называется посуда для борща?
Казачка : Тесто для хлеба я замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Посмотрите какая большая макитра и теста у меня много получается.
- Давайте с вами вместе скажем как называется горшок для теста? (Ответы детей)
- Правильно, макитра.
- Ну а чаем угощаю, конечно, из чудо самовара.
Казачка : Посуда у меня не такая красивая, как сейчас, кушаем мы из простых глиняных мисок, горшков, чугунков да деревянными ложками.
- Ребята, хотите поиграть? Я вам предлагаю поиграть в игру «Чего не стало?»
(Дети закрывают глаза, в это время казачка прячет один предмет кубанской утвари, дети говорят название не достающего предмета.)
Казачка. Молодцы ребята запомнили, название моей посуды?
Казачка : Теперь пришло время приготовить настоящий кубанский борщ. Хотите сами борщ приготовить? (Ответы детей)
Давайте с вами пройдем за столы где будем готовить борщ.
Игра: «Варим борщ».
(Казачка на стол ставит чугун, муляжи и настоящие овощи: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, перец. У каждого ребенка плоскостные макеты чугунков и овощей для борща.)
Казачка : сейчас вы будите отгадывать загадки, а отгадки класть в свои чугунки. И получится у нас отменный борщ.
Загадки:
1. Она оранжевого цвета.
Полезный нам привет от лета.
Грызут её девчонки и мальчишки,
И даже длинноухие зайчишки. (Морковь)
2. Как слива, темна, как репа, кругла,
На грядке силу копила – к хозяйке в борщ угодила. (Свекла)
3. Вот соль тебе, вот хлеб и ложка сварилась к ужину (Картошка)
4. Сто одежек - Все без застежек. (Капуста)
5. Как на нашей грядке, выросли загадки-
Сочные, да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, осенью краснеют (Помидоры)
6. В земле сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Казачка : А чугун с овощами ставим в печь.
Казачка : Борщ мы с вами приготовили, а давайте мы с вами сейчас попробуем сварить кашу в горшочке. Какую кашу вы хотели бы приготовить? (Ответы детей)
Казачка : Для этого нам понадобятся продукты.
Как вы думаете, какие нам нужны продукты для каши? (молоко, соль, сахар, рис)
Игра «Варись каша» (Дети встают в круг)
Казачка : Раз, два, три,
Кашу нам, горшок, вари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем:
Наливаем молоко, (наклоны в стороны)
Сыплем сахар, (поворот влево)
Сыплем соль, (поворот вправо)
Насыпаем мы крупу. (прыжки на месте)
Мы внимательными были,
Ничего не позабыли – (руку под козырек смотрим по сторонам)
Все продукты поместили.
Каша варится: пых – пых, (разводят руки вверх в стороны)
Для друзей и для родных.
А себя мы не забыли? (взялись за щечки)
Каша варится, пыхтит
Вкусным запахом дразнит. (шагаем на месте)
Казачка : Ребята играют, меня потешают. Ну, вот и славно провели время у меня в гостях. Понравилось вам у меня в Казачьей хате?
Ребята, на прощанье у меня для вас еще одна игра припасена, это игра «Собери картинку». Нужно из частей собрать картинку с изображением посуды. Кто соберет картинку называет посуду.
Казачка : А я проверю запомнили ли хлопчики и девчата то, о чём я вам рассказывала? С какой посудой познакомились. (Дети собирают картинки и отвечают на вопросы)
Дети: Глэчик.
Казачка : А для теста?
Дети: Макитра.
Казачка : В чем казаки варили кашу?
Дети: В чугунке.
Казачка : Из чего пили чай?
Дети: Из самовара.
Казачка : Ну, молодцы настоящие казачата. На прощанье я хочу вам подарить вкусные сушки к чаю. До свидания ребята. И никогда не забывайте своих предков, помните о них.