ЕЛЕНА ШЕВЧЕНКО
ОД по чтению художественной литературы с детьми старшего возраста «Чтение произведения Р. Киплинга «Слоненок»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Шевченко Елена Викторовна
Высшая квалификационная категория.
Чтение произведения Р. Киплинга «Слоненок»
(к юбилею писателя)
Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Познакомить детей со сказкой «Слоненок» Р. Киплинг.
Задачи:
- Создать условия для желания детей прочитать книгу.
Темочки:
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Слон. Все про слонов для детей
- Слон. Конспекты занятий
- Слон. Сказки, стихи, детская литература
- Старшая группа
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
- Развивать воображение, творческую активность, самостоятельную мыслительную деятельность. Умение слушать, анализировать, прогнозировать, исследовать.
- Проводить элементарный анализ сказки.
- Развивать монологическую речь.
*Главная задача взрослого – создать условия вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Виды деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, познавательно – исследовательская, речевая, изобразительная, игровая, двигательная деятельность.
Организационный момент:
Дети рассматривают иллюстрации новой книги, которую нашли в книжном уголке. (комментируют иллюстрации, делятся впечатлениями, прогнозируют содержание текста)
К ребятам присоединяется воспитатель.
Мотивационный этап:
Воспитатель:
Чем вы так увлеченно занимаетесь, можно к вам присоединиться?
Предполагаемые ответы детей:
Конечно! Мы смотрим книгу, рассматриваем картинки, в книжном уголке появилась новая книга и мы ее рассматриваем.
Воспитатель:
Интересно о чем это произведение? Как бы назвали это произведение?
Дети делятся впечатлениями об увиденных иллюстрациях и предполагают сюжет и название произведения.
Воспитатель:
А вы знаете эту сказку?
Дети:
Нет/ да
Воспитатель:
А как проверить чьи предположения верны/ рассказ (имя ребенка, если он высказался о том, что знает произведение) /Что нужно сделать, чтобы узнать какие события прошли в этой сказке?
Дети:
Прочитать и тогда мы узнаем.
Ориентировочный этап:
(уточнение цели чтения)
Воспитатель соглашается с предложением детей, предлагает занять удобное положение и слушать.
Воспитатель:
Так для чего же мы будем читать произведение?
Дети:
Что бы проверить (предположения о содержании текста).
Исполнительский этап:
(Чтение-слушание)
Воспитатель читает вслух и делает остановки для того, чтобы
- прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие;
-задать вопросы автору;
-включить воображение детей;
Как результат, от детей получает: включение эмоций, воображение, реакция на содержание, сопереживание.
(Обобщающая беседа)
(отвечаем на вопросы воспитателя по содержанию текста, обращаемся к тексту при затруднении)
Воспитатель:
- О чем же автор рассказал нам в этом произведении?
(обратить внимание совпали ли предположения ребят с автором)
- Ваши предположения были верны.
- Что вы можете сказать о слоненке?
А о его родственниках?
- Какой вам больше нравится слоненок с длинным хоботом или с коротким, как башмак носом? Представьте, что вы такой слоненок как в начале произведения. Руки это ваш хобот.
Попробуйте сделать что – то без рук
Игра - исследование «Слоненок с коротким носом и длинным и хоботом»
Воспитатель берет у ребят интервью.
- Удобно ли слонятам с маленьким носом что - то делать?
- Расскажите о преимуществах нового носа слоненка? (дети делают вывод)
Воспитатель:
А кто из вас очень внимательно слушал произведение?
(Проверим)
- С чем автор сравнил крокодила?
- Какие незнакомы слова вы повстречали? (если дети затрудняются с ответами, можно вернуться к произведению и зачитать отрывок)
- А вы бы смогли представить себе автора произведения?
Какой он человек? Чем увлекался, интересовался?
Дети описывают писателя
Воспитатель:
Попробуем найти его на нашей выставке портретов?
(Среди знакомых портретов писателей дети находят Редьярда Киплинга, воспитатель удивляется быстрому выбору ребят ( дети комментируют: Мы всех писателей знаем, а этот незнакомый)
Воспитатель:
Вы не ошиблись и настолько прочувствовали произведение, что точно описали даже внутренний мир писателя.
Произведение, которое мы с вами прочитали, называется «Слоненок»
(обратить внимание совпало ли название, предполагаемое в начале чтения) и написал его английский писатель Редьярд Киплинг, а перевел на русский язык наш любимый Корней Иванович Чуковский.
Сказки Киплинга наполнены красотой природы, отвагой, опасностью, а мотивы для сказок он брал из своей жизни, которая была у него яркой и порой тяжелой. Киплинг был популярный не только в Англии, но в России.
В этом году Киплингу исполнится 155 лет.
(Выражение своего отношения к содержанию текста)
Отвечаем на главный смысловой вопрос.
Так, что вам помогать увидеть, почувствовать автор сказки?
Чему нас учит эта сказка?
Можно ли путешествие слоненка назвать опасным?
А вы когда – нибудь попадали в такую ситуацию, когда задавали вопросы, а от вас отмахивались или говорили мне некогда? Что же вы делали?
Рефлексия
(«взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)
Воспитатель:
- Что сегодня вам особенно понравилось?
- Пригодятся ли знания, которые ты получил, прослушав сказку?
Перспективный этап
Выход на самостоятельную деятельность. (какие произведения этого автора можно прочитать, творческое задание)
Воспитатель:
У Киплинга много интересных произведений, например, Маугли, Рики Тики Тави - это храбрый мангуст (крыса которая водится в Индии).
А как бы вы выразили свое отношение к героям сказки «Слоненок»?
Дети:
Можно нарисовать, сделать оригами, вылепить, сделать из природного материала.
Воспитатель:
Здорово! С помощью рисунков, поделок вам будет проще рассказать о нашем увлекательном знакомстве дома, и создать ко дню рождения писателя целую выставку.