Галина Дятлова
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре
Меняется мир – меняются и наши дети. Современному ребенку требуется иной путь передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок активен и внимателен. Самый лучший опыт приобретения знаний для ребенка в ДОУ тот, который доставляет ему радость. Образование может быть продуктивным, если в его содержании заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания осуществляется с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. Поэтому педагоги разработали и использовали в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. В ДОУ созданы такие условия, в которых ребенок развивает свои творческие способности и воображение, удовлетворяет свою потребность к самореализации, проявляет познавательную инициативу. В решении этой задачи педагогам помогают современные информационные технологи в сочетании с традиционными методами обучения.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Разработка собственных мультимедийных проектов, игровых и методических пособий, использование ИКТ, а так же их внедрение в практическую деятельность музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, позволили повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделали интересным процесс обучения, а развитие ребенка более эффективным. Открылись новые возможности образования не только для ребенка, но и для педагогов.
Компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре выполняет роль :
- наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями телекоммуникации и мультимедиа);
- источника новой информации;
- средства хранения необходимых материалов для работы.
Использование информационно – коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников и физкультурно-оздоровительной работе с детьми даё т определенные преимущества и помогает решить ряд задач:
- огромный интерес у детей вызывает предоставление информации на экране в игровой форме;
- запоминание пройденного материала улучшается;
- звук, движения, мультипликация надолго привлекает внимание детей;
- познавательный интерес воспитанников усиливается;
- у ребенка развивается интерес к самостоятельному выполнению заданий;
- способствует воспитанию интереса к музыкальной и физической культуре; активизирует творческий потенциал ребёнка;
- позволяет осуществлять индивидуализацию обучения;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления музыкальных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
Освоение педагогами офисных программ, таких как: Excel, Power Point, Microsoft Word открывает возможность подготовки презентаций, дидактических материалов, анкет и консультаций для родителей, портфолио, ведения баз данных.
В оснащения музыкальной и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ современное компьютерное оборудование выступает:
• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок);
• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);
• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
• как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в физкультурной и музыкальной деятельности);
• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты).
Итак, как же можно использовать ИКТ в конкретных видах музыкальной деятельности :
1. Музыкально – ритмические движения и танцевальное творчество: использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. Интерес к лучшему исполнению танца можно вызвать у детей, показав им исполнение их сверстниками различных танцевальных композиций на Internet –сайтах - https://anufriev.moy.su/forum/, https://www.deti-ritmika.ru/index.php?id=8. Очень эффективны и нравятся детям игры на перестроения и ориентировку в пространстве. Ход игры: красные шарики-девочки, синие шарики-мальчики, экран-пространство зала. Задача: Найти своё место в зале, согласно схеме.
2. Пение: по графическому изображению (с помощью мультимедийного проектора или интерактивной доски) разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата («Самолет» - развитие высоты голоса, «Веселая гусеница», по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. Разучить песню можно с помощью информационной музыкальной книжки, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint. На каждой ее странице нотная строка с мелодией одной из детских песен и цветная иллюстрация (небольшая картинка, сюжет ее точно соответствует названию песни.
3. Музыкально – дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя мультимедийные презентации Power Point («Весело – грустно», «Веселые колобки», «Три жанра музыки», «Веселый паровоз», «Птичка, зайка и лошадка»). Музыкально-дидактическая игра «Кто по лесу гулял». Ход игры: Перед детьми изображение леса. Звучит музыкальный фрагмент. Задача: По характеру музыки отгадать, какому лесному персонажу она соответствует. При правильном ответе появляется изображение.
4. Игра на ДМИ: Знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением помогает презентация «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. По схемам разучивать партии в оркестре. («На осенней полянке», «Помоги ёжику и медвежонку исполнить ритмы»).
5. Восприятие музыки : Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям («Жанры музыки», «Великие композиторы», «У музыки есть настроение», «Детский альбом» Чайковского, «Три подружки» Кабалевского, «Петя и волк» Прокофьева, «Карнавал животных» К. Сен – Санса) и т. д.
На развлечениях и праздниках так же используются слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий «Новый год», «День матери», «8 марта». С помощью мультимедиа зрелищно смотрятся такие развлечения с детьми и родителями как «Угадай мелодию» и «Два рояля». Так в ДОУ применяется ИКТ и в совместной деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре на музыкально-спортивных праздниках : «Наша армия сильна», «День Победы», «Мы – олимпийцы» в виде видеороликов и презентаций «Герои спорта», «Рода войск», «Марш Победы».
Использование ИКТ в физкультурно-оздоровительной работе :
1. Работа с детьми – использование ресурсов сети Интернет для подбора видео-, аудио- и текстовой информации (международный образовательный портал MAAM.RU-http// www.maam.ru/; сайт для воспитателей детских садов Дошколёнок. ру; https://www.vstrecha-obninsk.ru/fotogalereja/reprodukci-kartin-sergijaradonezhskogo; https://dvorko.svrussia.com/detstvo.html; https://www.abc-people.com/shop/nikon_radonezh.htm)
2. Работа с педагогами - педагогические советы, семинары, консультации с использованием видеофильмов (комплексы утренней гимнастики; музыкальные зарядки; картотека подвижных игр; комплексы дыхательной гимнастики, презентаций ("Здоровьесберегающие технологии в ДОУ", "Из опыта работы инструктора по физической культуре», гимнастика после сна, "Быть здоровым я хочу!", планирование в электронном виде
мероприятий с педагогами ДОУ.
3. Работа с родителями – консультирование и просвещение на сайте ДОУ консультации: ("Как заинтересовать ребёнка занятиями по физкультуре", "Фитнес на ходу", "Особенности физического развития детей 3-7 лет", "Как правильно организовать прогулку летом"). Родительские собрания, конференции, консультации, беседы с использованием презентаций, видеороликов, фотографий.
Испoльзoвание ИКТ в работе с дошкольниками открыло новые возможности, которые связанны с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те процессы и явления, которые невозможно продемонстрирoвать другими способами. Повысило качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает структурирование и систематизация учебного материала. Появилась возможность для концентрации бoльших объемов демонстрационного и наглядного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогoм в зависимости от потребностей детей и особенностей программы. Но не стоит забывать, что использование ИКТ в воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.