Светлана Карпова
Методическая разработка-Способ приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка – способ приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Карпова Светлана Константиновна
Воспитатель, МБДОУ МО "Детский сад №82"
Цель методической разработки : развитие личности ребёнка через приобщение к истокам своей народной культуры.
Задачи методической разработки :
1. Воспитывать интерес к познанию культуры русского народа.
Публикация «Методическая разработка-Способ приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
2. Дать представления об особенностях жизни русского народа, его лучших национальных качествах в разнообразных видах деятельности: речевой, игровой, музыкальной, спортивной, театральной.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, открытость к общению со взрослыми и со сверстниками.
4. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову.
5. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;
Актуальность методической разработки :
Важность методической разработки определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою настоящую эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к своей истории, родной культуре, творчеству своего народа.
Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре и зле, милосердии, патриотизме.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Через истоки своего народа ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Гражданское, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Формы работы с детьми согласно методической разработке :
Беседы «Народные традиции».
· Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома?
· Какие народные праздники ты знаешь?
· Какие праздники отмечают в твоей семье?
· Как вы готовитесь к празднику (описывается ребенком)
· Какие народные песенки, потешки, считалки игры ты знаешь?
· Назови игры, в которые ты любишь играть?
· С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?
Использование народных игр
Подразумевает комплексные игры воспитанников: «Гуси-лебеди»; «Заря-заряница»; «Горелки»; «Пятнашки»; «Краски»; «Карусель»; «У медведя во бору»; «Тетере»; «Про чижика»;«Рыбаки и рыбки»)в том числе хороводов(«Кукушка»; «Заинька–горностаинька»; «Овощи»;«Игра с колокольчиком».
Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям.
С этой целью были организованы такие темы работы с родителями:
· «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках».
· «Семейные традиции»; «Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка»;
· «Моя родословная» размещение информации об воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре,
· К народным праздничным традициям в рукописных журналах «Пасха», «Широкая Масленица» «Рождественские обычаи и обряды».
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение народных праздниках, в изготовление атрибутов, в украшении
группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, Крещение, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.
Вывод методической разработки :
У детей имеются представления о ценности и своеобразии своей народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам. Дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа. У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам. Дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором своей страны. Могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания. У детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. Проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи. У родителей: Познакомились с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей. Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.