Папки-передвижки

Преемственность дошкольного и начального образования

Анна Иванова
Преемственность дошкольного и начального образования
▼ Скачать + Заказать документы

В чем заключается преемственность дошкольного и начального

образования?

Дошкольное образование является первой ступенью образования. Цели

и задачи дошкольного образования основаны на целевых ориентирах,

определяемых государственной образовательной политикой. Это со-

ставляет основу для установления преемственности между дошкольным

Публикация «Преемственность дошкольного и начального образования» размещена в разделах

образовательным учреждением и начальной школой. Выражением

преемственности является установление взаимосвязи задач, содер-

жания, форм и методов воспитания и обучения детей в детском саду

и начальных классах.

Преемственность определяется как специфическая связь между

разными этапами и ступенями развития, сущность которых состоит

в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон организа-

ции целого как системы. Исходя из этого преемственность дошкольного

и начального образования может быть определена как содержательная,

двухсторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направлен-

ность педагогического процесса дошкольного учреждения на те тре-

бования, которые будут предъявляться к детям в начальной школе,

а с другой стороны — опору учителя начальной школы на достигнутые

ребенком старшего дошкольного возраста физические, личностные

и интеллектуальные качества.

Таким образом, начальная школа опирается на качества ребенка,

достигнутые в старшем дошкольном возрасте, и одновременно спо-

собствует развитию качественно новых особенностей и черт личности

ребенка.

Что является основой преемственности дошкольного и начального

образования?

Преемственность может быть рассмотрена по следующим направ-

лениям:

преемственность в содержании образовательного процесса;

преемственность в методах и формах образовательного процесса,

условиях воспитания детей в детском саду и начальной школе.

Как реализуется преемственность в содержании образовательного

процесса?

Преемственность в содержании педагогического процесса основана

на связи общеобразовательных программ дошкольного и начального образования. Это обусловлено единством философских (системно-де-

ятельностный подход, психологических основ (ориентация на «зону

ближайшего развития» ребенка, теория поэтапного формирования ум-

ственных действий и др.) и принципов отбора содержания образования

на дошкольной и начальной ступени (научности, связи с жизнью и де-

ятельностью ребенка, воспитывающей и развивающей направленности

обучения и пр.).

Сравнение Федеральные государственные требования к структуре

основной образовательной программы дошкольного образования и Фе-

деральные государственные образовательные стандарты начального об-

разования указывает на единство между образовательными областями

образовательной программы дошкольного образования и предметными

областями образовательной программы начального образования. На-

пример, образовательная область «Коммуникация» ООП дошкольного

образования направлена на решение следующих задач: развитие сво-

бодного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов

устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,

произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и мо-

нологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи. Предметная

область «Филология» ООП начального образования направлена на

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,

коммуникативных умений детей, при этом определяются и новые,

специфичные для данной ступени образования задачи.

Содержание образовательной области «Социализация» ООП до-

школьного образования направлено на достижение целей освоения пер-

воначальных представлений социального характера и включения детей

в систему социальных отношений через решение задачи: формирование

гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических

чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Предметная

область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» ООП

начального образования направлена на формирование уважительного

отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, куль-

туре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности,

целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

Основное содержание знаний детей дошкольного возраста составля-

ет широкий круг разнообразных представлений об окружающем мире

и отдельные элементарные понятия. Это закладывает основу усвоения

содержания начального образования. В начальной школе происходит

дальнейшее расширение и углубление знаний детей из разных областей

действительности, начинается осмысление знаний с теоретических позиций, формирование научных понятий. Происходит переход от ос-

воения содержания образовательных областей программы дошкольного

образования, в основе которых лежит освоение ребенком разных видов

деятельности, к освоению предметных областей программы начального

образования, в основе которых лежат основы наук.

Преемственность содержания прослеживается в направленности на

реализацию единых задач воспитания детей: ознакомление с общече-

ловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями

отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями много-

национального народа России и народов других стран; формирование

ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной

жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной

и иной творческой деятельности; развитие коммуникативных навы-

ков, навыков самоорганизации; формирование и расширение опыта

позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ

правовой, эстетической, физической и экологической культуры. Основа

реализации данных задач закладывается на ступени дошкольного об-

разования и преемственно продолжается и углубляется в соответствии

с возрастными возможностями детей младшего школьного возраста на

ступени начального образования.

Как реализуется преемственность в методах и формах

образовательного процесса?

Условием преемственности в методах обучения выступает единство

их направленности на обеспечение сознательного и прочного условия

знаний и умений, умственных способностей детей, субъектной пози-

ции в детских видах деятельности, творческой активности детей как

на ступени дошкольного, так и на ступени начального образования.

В старших группах детского сада широко используются игровые тех-

нологии обучения, проблемно-поисковые методы, проектный метод.

Это обеспечивает освоение детьми сложных форм взаимодействия со

сверстниками и взрослым, составляет основу преемственности в методах

и формах обучения.

На ступенях дошкольного и начального образования прослеживается

единство в использовании методов воспитания детей, направленных на

формирование социального опыта детей, основ нравственного поведе-

ния, отношений и представлений в процессе бесед, сюжетно-ролевых

игр, просмотра кинофильмов, организации творческих дел, посильного

участия в социальных проектах и акциях, праздниках, экскурсиях,

путешествиях.

Ведущей деятельностью, в рамках которой осуществляется образо-

вательный процесс детского сада, является игровая. В начальной школе

образовательный процесс протекает в урочной и внеурочной формах

с использованием игровых методов обучения и воспитания детей.

Урок в начальной школе и организованная образовательная деятель-

ность в детском саду имеют ряд специфических особенностей. В старших

группах детского сада появляются их некоторые общие черты. Так,

в детском саду у детей формируются основы произвольного поведения

в процессе решения учебных задач, готовность ко взаимодействию со

сверстниками в решении задач умственной и практической деятель-

ности, направленность на результативность деятельности, стремление

в оценке и самооценке полученного результата.

Таким образом, преемственность дошкольного и начального об-

разования обеспечивает непрерывное, целостное развитие ребенка

дошкольного и младшего школьного возраста.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образованияФотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образования Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов образования. 3 ноября на базе нашего МБДОУ «Радуга» прошло районное методическое.

Конспект викторины-соревнования по ЗОЖ для детей с ОВЗ начального звена Цель:Развитие представления о том, что здоровье – главная ценность. Задачи: закрепить знания о ЗОЖ; корригировать ВПФ; воспитывать мотивацию.

Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения»Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения» Тема: "Г О Т О В И М Ребёнка к Ш К О Л Е" является актуальной для педагогов так и для заботливых родителей. Рассмотрим задачи дошкольного.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

С Днём работника дошкольного образования!С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Задачи по образовательной программе дошкольного образования для среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность дошкольного и начального образования
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 22:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность дошкольного и начального образования» (включая файлы) размещена пользователем Анна Иванова (УИ 477962) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД