Анна Иванова
Преемственность дошкольного и начального образования
▼ Скачать + Заказать документы
В чем заключается преемственность дошкольного и начального
образования?
Дошкольное образование является первой ступенью образования. Цели
и задачи дошкольного образования основаны на целевых ориентирах,
определяемых государственной образовательной политикой. Это со-
ставляет основу для установления преемственности между дошкольным
Публикация «Преемственность дошкольного и начального образования» размещена в разделах
образовательным учреждением и начальной школой. Выражением
преемственности является установление взаимосвязи задач, содер-
жания, форм и методов воспитания и обучения детей в детском саду
и начальных классах.
Преемственность определяется как специфическая связь между
разными этапами и ступенями развития, сущность которых состоит
в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон организа-
ции целого как системы. Исходя из этого преемственность дошкольного
и начального образования может быть определена как содержательная,
двухсторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направлен-
ность педагогического процесса дошкольного учреждения на те тре-
бования, которые будут предъявляться к детям в начальной школе,
а с другой стороны — опору учителя начальной школы на достигнутые
ребенком старшего дошкольного возраста физические, личностные
и интеллектуальные качества.
Таким образом, начальная школа опирается на качества ребенка,
достигнутые в старшем дошкольном возрасте, и одновременно спо-
собствует развитию качественно новых особенностей и черт личности
ребенка.
Что является основой преемственности дошкольного и начального
образования?
Преемственность может быть рассмотрена по следующим направ-
лениям:
— преемственность в содержании образовательного процесса;
— преемственность в методах и формах образовательного процесса,
условиях воспитания детей в детском саду и начальной школе.
Как реализуется преемственность в содержании образовательного
процесса?
Преемственность в содержании педагогического процесса основана
на связи общеобразовательных программ дошкольного и начального образования. Это обусловлено единством философских (системно-де-
ятельностный подход, психологических основ (ориентация на «зону
ближайшего развития» ребенка, теория поэтапного формирования ум-
ственных действий и др.) и принципов отбора содержания образования
на дошкольной и начальной ступени (научности, связи с жизнью и де-
ятельностью ребенка, воспитывающей и развивающей направленности
обучения и пр.).
Сравнение Федеральные государственные требования к структуре
основной образовательной программы дошкольного образования и Фе-
деральные государственные образовательные стандарты начального об-
разования указывает на единство между образовательными областями
образовательной программы дошкольного образования и предметными
областями образовательной программы начального образования. На-
пример, образовательная область «Коммуникация» ООП дошкольного
образования направлена на решение следующих задач: развитие сво-
бодного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов
устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и мо-
нологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи. Предметная
область «Филология» ООП начального образования направлена на
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений детей, при этом определяются и новые,
специфичные для данной ступени образования задачи.
Содержание образовательной области «Социализация» ООП до-
школьного образования направлено на достижение целей освоения пер-
воначальных представлений социального характера и включения детей
в систему социальных отношений через решение задачи: формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Предметная
область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» ООП
начального образования направлена на формирование уважительного
отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, куль-
туре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Основное содержание знаний детей дошкольного возраста составля-
ет широкий круг разнообразных представлений об окружающем мире
и отдельные элементарные понятия. Это закладывает основу усвоения
содержания начального образования. В начальной школе происходит
дальнейшее расширение и углубление знаний детей из разных областей
действительности, начинается осмысление знаний с теоретических позиций, формирование научных понятий. Происходит переход от ос-
воения содержания образовательных областей программы дошкольного
образования, в основе которых лежит освоение ребенком разных видов
деятельности, к освоению предметных областей программы начального
образования, в основе которых лежат основы наук.
Преемственность содержания прослеживается в направленности на
реализацию единых задач воспитания детей: ознакомление с общече-
ловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями
отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями много-
национального народа России и народов других стран; формирование
ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной
жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной
и иной творческой деятельности; развитие коммуникативных навы-
ков, навыков самоорганизации; формирование и расширение опыта
позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ
правовой, эстетической, физической и экологической культуры. Основа
реализации данных задач закладывается на ступени дошкольного об-
разования и преемственно продолжается и углубляется в соответствии
с возрастными возможностями детей младшего школьного возраста на
ступени начального образования.
Как реализуется преемственность в методах и формах
образовательного процесса?
Условием преемственности в методах обучения выступает единство
их направленности на обеспечение сознательного и прочного условия
знаний и умений, умственных способностей детей, субъектной пози-
ции в детских видах деятельности, творческой активности детей как
на ступени дошкольного, так и на ступени начального образования.
В старших группах детского сада широко используются игровые тех-
нологии обучения, проблемно-поисковые методы, проектный метод.
Это обеспечивает освоение детьми сложных форм взаимодействия со
сверстниками и взрослым, составляет основу преемственности в методах
и формах обучения.
На ступенях дошкольного и начального образования прослеживается
единство в использовании методов воспитания детей, направленных на
формирование социального опыта детей, основ нравственного поведе-
ния, отношений и представлений в процессе бесед, сюжетно-ролевых
игр, просмотра кинофильмов, организации творческих дел, посильного
участия в социальных проектах и акциях, праздниках, экскурсиях,
путешествиях.
Ведущей деятельностью, в рамках которой осуществляется образо-
вательный процесс детского сада, является игровая. В начальной школе
образовательный процесс протекает в урочной и внеурочной формах
с использованием игровых методов обучения и воспитания детей.
Урок в начальной школе и организованная образовательная деятель-
ность в детском саду имеют ряд специфических особенностей. В старших
группах детского сада появляются их некоторые общие черты. Так,
в детском саду у детей формируются основы произвольного поведения
в процессе решения учебных задач, готовность ко взаимодействию со
сверстниками в решении задач умственной и практической деятель-
ности, направленность на результативность деятельности, стремление
в оценке и самооценке полученного результата.
Таким образом, преемственность дошкольного и начального об-
разования обеспечивает непрерывное, целостное развитие ребенка
дошкольного и младшего школьного возраста.