Получи документы

Методическая разработка «Источник любви к Родине»

Мария Журавлёва
Методическая разработка «Источник любви к Родине»
▼ Скачать + Заказать документы

«Региональный компонент к основной

образовательной программой ДОО»

"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,

творчеству - это источник любви к Родине.

Понимание и чувствование величия,

могущества Родины приходит к человеку

постепенно и имеет своими

истоками красоту"

В. А. Сухомлинский

Публикация «Методическая разработка „Источник любви к Родине“» размещена в разделах

«Если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний, то именно «родная культура, как отец и мать, станет неотъемлимой частью души ребенка, началом, продолжающим личность ребенка». Эти слова Д. С. Лихачева направлены на духовное самоопределение, которое нужно пробудить, а не навязывать.

Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что в обществе наблюдается «дефицит» духовности, кризис в духовной сфере семьи, непонимание сущности региональной культуры, отсутствие системы управления образованием взрослых в дошкольных учреждениях, отражение проблемы как потребности в изучении региональной культуры.

Ориентиром для работы по Региональному компоненту служит Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Ставропольского края под редакцией Р. М. Литвиновой, Т. В. Чусовитиной, Т. А. Ильиной, Л. А. Поповой,

О. Н. Корнюшиной, в основу которой положена идея как личностно-ориентированного, так и деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края.

Цель: Развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Ставропольского края. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность,

эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья;

дать знания детям о родном городе, крае: символика, достопримечательности,

промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация;

воспитывать патриотические чувства: любовь к родным – городу, краю, Родине, уважение к своему прошлому и настоящему, познакомить с историей происхождения города;

актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным культурам, развивать навыки общения;

развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, стране;

дать элементарные знания о флоре и фауне Ставрополья;

знакомство с художниками, поэтами, композиторами Ставрополья,

воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства, своим землякам, воспитывать чувства гордости за своих земляков;

оказание необходимой помощи семьям воспитанников в вопросах патриотического воспитания детей;

формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Цели деятельности ДОУ по реализации рабочей программы:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

- формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития дошкольников.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтении художественной литературы). А также в процессе выполнения режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы.

Программа направлена на решение таких задач:

- формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числепредпосылок учебной деятельности;

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детствакак важного периода жизни человека;

- равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка впериод дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса;

- всесторонне формировать личность ребенка с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, корректировать и компенсировать нарушения развития;

- компенсировать речевое недоразвитие ребенка, устранять недостатки в сенсорной, аффективно – волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта;

- равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- формирования социо-культурнойсреды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опытжизни и деятельности, и все институты внесемейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей;

- развития индивидуальных способностей и творческого потенциалакаждого ребёнка;

- преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.

Планируемые результаты освоения программы - целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по региональному компоненту:

- формирование у детей первичных представлений о достопримечательностях родного села, региона;

- формирование представлений о природе Ставропольского края;

- формирование конструктивных умений и навыков у дошкольников;

- развитие познавательного интереса к истории родного села;

- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям.

Региональный компонент.

В целях формирования представлений у дошкольников о Малой Родине, ее историческом прошлом, настоящем и будущем, изучения культурных традиций родного края, знакомства с его достопримечательностями, воспитания чувства любви к своей Родине, развития осознания детьми принадлежности к своему народу, уважительного и доброжелательного отношения к людям другой национальности, в ДОУ внедряется опыт работы по краеведению.

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи:

- Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, прививая любовь к родному краю — «малой Родине», ее истории, уважение к традициям своего народа;

- Приобщать воспитанников и их семьи к поисковой деятельности;

- Прививать любовь к самобытной культуре Ставропольского края;

- Знакомить с местными народными промыслами, творчеством народных умельцев, воспитывать желание сохранить и приумножить наследие предков (художественное краеведение);

- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

- Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

- Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

- Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.

- Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Основной принцип программы состоит в том, что каждый ребенок имеет право на полноценно прожитое детство, и все дети имеют право на равные стартовые условия перед началом школьного обучения.

Общие принципы программы:

гуманизация;

культуросообразность;

личностный принцип и деятельность коллективистической направленности, оптимизация общения, эмоциональность педагогического процесса.

Интегрированный курс данной программы предполагает познакомить каждого ребенка с объективными ценностями мира, Родины (страны, края, района, села) через важнейшие жизненные идеи и закономерности, которые помогают растущему человеку почувствовать мир осязаемо. Современные инновационные технологии (презентации, видеоролики и др.) позволяют сделать процесс ознакомления с региональной культурой более эффективными и яркими, опираясь на детское восприятие через различные анализаторы.

Основным средством реализации программы является игра. В качестве предметно-развивающей среды для организации игр выступают всё помещение групповой комнаты, и вспомогательные помещения: мини-музеи, изостудия, различные уголки др.

Программа построена по важнейшим направлениям, включающим в себя несколько ведущих идей, осваиваемых в форме игр, рассказов, легенд, объяснений, раздумий. Рассматриваемые идеи осознаются детьми в течение нескольких занятий, проводимых воспитателем с учетом его опыта, «материальной базы», детского сада. При определении времени, отведенного для занятий, в зависимости от выбранного варианта, интегрируется материал в регламентированном и нерегламентированном блоках. Каждое занятие длится определенное количество времени, соответствующее возрасту детей, (основные занятия с детьми 6 лет – 20-30 минут) причем воспитатель возвращается к конкретной теме несколько раз на разных занятиях, используя по своему усмотрению необходимые понятия, различные методики, развивающие игры. А каждая тема по знакомству с региональной культурой условно рассматривается по часам в течение месяца, с учетом цикличности повторяется из года в год, обновляясь и пополняясь новыми знаниями. Последовательность предлагаемых тем в течение месяца жестко не закреплена, любая из них может быть рассмотрена в удобное для воспитателей время. Программа предполагает не проведение академических занятий, а рассмотрение вместе с детьми ведущих идей через игры, сказки, легенды, понятия, с которыми знакомятся дети и которые они открывают для себя с помощью воспитателя., т. е через год к той же теме дети и воспитатель возвращаются вновь, но уже на другом уровне с учетом приобретенного опыта и знаний. Заканчивается рассмотрение каждой темы проведением коллективного, комплексного дела, в котором каждый ребенок может принять участие с учетом своих способностей, возможностей и интересов.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению основных направлений Программы. Региональный компонент.

Направление Цели и задачи Программно-методическое обеспечение

Здоровье и физическое развитие Формирование ценностного отношения к своему здоровью, совершенствование двигательных навыков и физических качеств через знакомство с доступными способами его укрепления, создание благоприятной среды и профилактику негативных эмоций. П. П. Балдурчиди «Программа «Здоровье», Ставрополь, 1991г.

И. В. Чупаха «Здоровьесберегающие технологии в УВП», Ставрополь, 2001г.

Г. М. Соловьева «Здоровьесберегаюшие технологии в системе общего образования Ставропольского края», Ставрополь, 2003г.

И. А. Чупаха «Здоровый ребенок в здоровом социуме», Ставрополь, 1999г.

Художественно-эстетическое развитие Формирование у ребенка представлений о художественно- эстетическом образе через включение в образовательную деятельность разных видов искусств региона – литературы, музыки, театра, народного фольклора. Развивать интерес к культурному наследию земли Ставрополья, желание сохранять и передавать традиции, обычаи народов Кавказа. Р. М. Литвинова «Региональная культура», Ставрополь, 2010г.

В. В. Госкандер «Памятники истории и культуры Ставрополья», 1993г.

Познавательное развитие Развитие общих представлений об ОМ, о людях разных наций, проживающих в регионе. Формирование речевой и знаковой культуры в том числе национальной, как средства взаимодействия и условия познания ОМ. Приобщение к культуре чтения литературы региональных поэтов, писателей.

Социально – личностное развитие Формирование нравственных ценностей гендерных установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми на основе приобщения к культуре своего и других народов. В. Н. Гуров «Развитие и воспитание социально-адаптивной личности ребенка в ДОУ», Ставрополь, 2002г.

Модель образовательного процесса по

региональному компоненту.

тема задачи формы работы с детьми Формы работы с родителями

сентябрь «Родины просторы» Познакомить детей с местоположением нашей страны, края, их богатствами, картой, глобусом. Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина».

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ о Российском флаге, гербе.

Знакомство с географическими картами России, с глобусом.

Рисование на тему «Моя Родина».

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России. Работа над понятием «гражданин».

Занятие: «Дорогая моя столица – золотая моя Москва» Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса патриотического (гражданского) воспитания в семье.

Вручение родителям памятки-рекомендации по формированию у детей патриотических чувств.

Оформление стенда для родителей с указанием темы, над которой работает педагог с детьми.

Изготовление альбомов, подбор иллюстраций о Москве.

октябрь «Родины просторы» Дать детям общие сведения о Ставропольском крае: гербе, флаге, краевом центре-Ставрополе, его достопримечательностях. Воспитывать интерес и любовь к родному краю. Беседы:

- «Я живу в Ставропольском крае»;

- «Ставрополь – главный город нашего края».

Рассматривание альбомов, открыток о Ставрополе и Ставропольском крае».

Чтение произведений поэтов и писателей Ставропольского края.

Рассматривание карты Ставропольского края.

Природа родного края. Разукрашивание в альбомах герба, флага Ставропольского края.

Подборка библиотечки произведений писателей и поэтов Ставропольского края.

ноябрь «Русь моя далекая, наш край в древности» Дать детям доступные исторические сведения. Познакомить детей с древнейшими народами, жившими на Руси и на Ставропольской земле (древние остроги, терема, племена кочевников). Воспитывать интерес к истории родного края. Рассказы воспитателя:

- о древней Руси;

- о древней истории Ставропольского края;

- «Люди земли русской» (князья, бояре, цари, уклад жизни, одежда);

- «Сильны и могучи богатыри славной Руси»

Рассматривание иллюстраций.

Беседы.

Чтение произведения Н. Кончаловской «Наша древняя столица». Рисование с детьми исторических сюжетов и их раскрашивание.

Домашнее задание: изготовление макета древних построек.

Оформление папки-передвижки для родителей.

декабрь «Заселение территории Ставрополь-ского края русскими крестьянами и казаками» Продолжать расширять знания детей об истории Ставропольского края. Познакомить с обычаями крестьян и казаков, их трудом, бытом, одеждой, орудиями труда. Занятие «Кто такие казаки»

Рассказ воспитателя о первых поселениях крестьян на Ставрополье.

Экскурсия в музей.

Рассматривание иллюстраций.

Слушание казачьих песен.

Посещение выступления казачьего хора. «По секрету всему свету» - информация о работе по патриотическому воспитанию.

Домашнее задание: изготовление русских, казачьих костюмов.

Демонстрация моделей в русском стиле.

январь «Обычаи и обряды моих предков» Продолжать знакомить детей с народными традициями России и Ставрополья. Поговорить о народных праздниках и традициях их встречи: Новый год, Зимние святки, Рождество, Крещение и т. д. дать представление о народных промыслах Ставрополья. Рассказ воспитателя о традициях и народных промыслах Ставрополья.

Беседа «Народные праздники в России и на Ставрополье.

Составление рассказов из личного опыта: «Как я праздновал Рождество (Святки, новый год, Крещение и др.)

Народные игры: «В смолку», «Колечко», «Кружево».

Развлечения: «Посиделки», «Зимние забавы».

Праздники: «Новый год, Святки, Масленица. Выставка: «Семейные реликвии».

Сочинение сказок.

Семейные национальные праздники.

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка».

февраль «Как возникли города на Ставрополье» Познакомить детей с историей возникновения городов на Ставрополье, какими они были и какими стали с их архитектурой. Дать знания о том, что первыми городами на Ставрополье были: Ставрополь Рассказы воспитателя:

- о возникновении первых городов на Ставрополье.

Беседа: «В каких городах Ставрополья мы были».

Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений. Выступление детей с родителями «Русские вечеринки».

Изготовление путеводителей по Ставропольскому краю.

март «Трудовое Ставрополье» Знакомить детей с трудовым Ставропольем. Расширять и углублять знания детей о труде хлеборобов, животноводов. Дать сведения о труде жителей Ставрополья на промышленных предприятиях. Воспитывать уважение к людям труда. Экскурсии:

- на поле;

- ферму;

- на завод и т. д.

Занятие: «Как хлеб на стол пришел».

Беседа: «Все работы хороши».

Чтение произведений.

Сюжетно-ролевые игры на сельскохозяйственную и производственную тематику. Домашнее задание: изготовление бутафорской выпечки для игры в хлебный магазин.

2. изготовление гербария злаковых растений.

апрель «Cело мое родное Дать детям понятие о том, что с. Курсавка является частью Ставропольского края, что труд всех граждан приносит пользу жителям всего края и России. Расширять знания о родном городе, его достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному городу. Беседа: «Мое родное село».

Рассматривание фотоальбома.

Экскурсии:

- в музей;

- по городским улицам.

Занятие: «Где я живу» Семейная экскурсия по селу.

Рисование на тему: «Мое село».

май «Твои защитники, Отчизна» Дать детям представление о подвиге жителей Ставрополья и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне. О героях земляках. На примере дедушек и бабушек открывать детям такие понятия, как: «Любовь к Родине», «Долг», «Совесть. Рассказать о празднике «День Победы» Рассказ воспитателя о Великой Отечественной Войне и Дне Победы.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений.

Экскурсия к Вечному огню и на аллею славы.

Экскурсия в музей.

Встречи с ветеранами ВОВ.

Праздник «День Победы». Разучивание и исполнение военных песен вместе с детьми: «Катюша», «Темная ночь».

Домашнее задание: «Семейный герой» - рассматривание с детьми фотографий, относящихся к периоду ВОВ.

Участие родителей в игре-состязании на военную тематику.

Изготовление праздничных открыток.

июнь «Кавказские Минеральные- Воды» Продолжать расширять знания детей о городах края, их истории и достопримечательностях. Дать сведения о городах: Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, о значении курортов для всей России. Рассказ воспитателя:

- «Волшебное Пятигорье».

- о городах Кавказских Минеральных Вод.

Рассказы из личного опыта: «Как я ездил в Пятигорск (Кисловодск, Ессентуки, Железноводск)

Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого. 1. Составление альбомов о Кавказских Минеральных Водах.

Оформление стенда для родителей.

Итоги освоения содержания регионального компонента

детьми средней группы.

Содержание работы по краеведению реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей, в процессе проведения праздников и тематических проектов.

Дети должны знать и называть:

• Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.

• Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.

• Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.

• Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.

• Должны знать природу России ее флору и фауну.

• Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

• Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.

Литература

1. Р. М. Литвинова. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. 2010г.

2. Р. М. Литвинова, А. Т. Пащенко. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. 2010г. ,сборник №2

3. Богачкова А. Е. История Изобильненского района. 1994г.

4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? 2003г.

5. Система патриотического воспитания ДОУ. Е. Ю. Александрова 2007г.

Публикации по теме:

«Экскурсионная работа как фактор формирования любви к Родине у старших дошкольников» Введение В условиях экономического и политического реформирования современного российского общества, в ходе которого существенно изменились.

Формирование любви к малой Родине в ходе тематических занятий.Формирование любви к малой Родине в ходе тематических занятий. Любовь к Родине начинается с воспитания любви к малой родине-своему городу и месту где родился. Хорошим поводом для приобщения детей к знаниям.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются нравственности, формируются.

Методическая разработка по формированию у детей 5–6 лет представлений о малой Родине и Отечестве «Открывайся сундучок» Региональный конкурс методических разработок педагогов дошкольных образовательных организаций (номинация «Конспект образовательной формы».

Проект «Воспитание любви к Родине средствами литературно художественного наследия Кубани» Паспорт проекта Проект: «Воспитание любви к Родине средствами литературно художественного наследия Кубани». Автор и руководитель проекта:.

В любви ребёнок находит вдвое больший источник роста Современные дети - такие разные с виду и такие одинаковые, по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других.

Воспитание любви к малой Родине Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живет. Родной.

Воспитание любви к малой Родине в процессе музыкальной деятельности Приобщение детей к народной культуре и развитие духовности занимают одну из приоритетных позиций дошкольного образования. Музыкальная деятельность.

Воспитание любви к Родине средствами музыки Воспитание любви к Родине средствами музыки Социальная ситуация в нашей стране на данный момент, когда политика государства направлена.

Взрастить патриота Отечества через воспитание любви к малой РодинеВзрастить патриота Отечества через воспитание любви к малой Родине Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Источник любви к Родине»
Опубликовано: 26 октября 2017 в 19:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Источник любви к Родине»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Журавлёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД