Галкина Елена Алексеевна
Формирование полоролевой идентичности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
. Пояснительная записка.
Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерных компонентов во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру и образование.
Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Осознание идентичности происходит на протяжении всей жизни, но большинство исследований связано с подростковым возрастом, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо до школы получать знания о гендерно-ролевых особенностях.
Публикация «Формирование полоролевой идентичности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цели и задачи.
Цель. Социально-личностное развитие дошкольников, их полоролевая идентификация.
Задачи
Образовательные
1. Формировать представления детей о мужских и женских видах деятельности, профессиях.
2. Расширять и закреплять представление о сходстве и различии детей, о психологических и физических характеристиках мальчиков и девочек, способствовать пониманию роли мужчины и женщины в семье, обществе.
3. Развитие физических качеств: равновесие, меткость.
Речевые
Способствовать развитию связного высказывания, учить детей рассуждать, обосновывая свою точку зрения, грамотно строя предложения. Способствовать усвоению лексико-грамматических категорий, обобщающих понятий. Активизировать словарь детей прилагательными, наречиями, глагольными формами.
Развивающие
5. Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную и полоролевую компетентность.
6. Развитие знаково-символической деятельности.
Воспитательные
7. Воспитывать у детей культуру взаимоотношения полов, формировать адекватную полу модель поведения, прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности.
8. Воспитывать в детях чувство дружбы, любви, заботы и уважения к своим близким и друзьям.
Содержание образовательной работы
С детьми проводятся специфические занятия. Так, например, наш плотник Алексей Николаевич учит мальчиков работать молотком и другими инструментами, а воспитатель обучает девочек кройке и шитью кукольной одежды. На занятиях по ручному труду выполнение заданий распределяется таким образом, что девочки выполняют работу, связанную с усидчивостью, терпеливостью, а мальчики - с умением конструировать, моделировать, с развитием творческих способностей. В группах дети с большим удовольствием работают в "Уголке маленького мастера" и в "Уголке маленькой мастерицы". Вместе с воспитателями дети изготавливают подарки-сувениры воспитанникам младших групп (мальчики - мальчикам, девочки - девочкам, "Символ мальчика" и "Символ девочки", сувениры друг другу "В память о нашей дружбе".
Полоролевой подход находит свое отражение в нашей группе и при воспитании культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.
В Рабочей программе предусмотрела ряд занятий, направленных на формирование у детей полоролевых компетентностей, целостного отношения к себе, как к человеку соответствующего пола, обогащение игровых интересов и развитие самостоятельной игровой деятельности мальчиков и девочек.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает использование современных методов и приемов, направленных на формирование у детей универсальных компетентностей и способностей. Я попыталась найти для себя те эффективные средства и способы, которые помогут в процессе деятельности сформировать у детей полоролевую идентичность.
Представленная мною разработка построена на основе использования игры в качестве ведущего метода, поскольку именно игра является для дошкольников тем волшебным средством, которое помогает раскрыть в них заложенный потенциал. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Актуальность цели и задач программы обоснована, прежде всего, тем, что именно в дошкольном возрасте, с 3 до 7 лет происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.).
Самовыражение личности (мальчика, девочки, ее саморазвитие начинается с осознанного отношения к себе. Следовательно, организация подобной работы будет способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, поможет ребенку адаптироваться в мире людей.
В программе, наряду с задачами по полоролевому воспитанию решаются задачи по формированию у детей познавательных и личностных компетенций. Это считаю очень важным, так как социализация происходит на основе познания. Решение в процессе занятия речевых задач, таких как формирование у детей лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словаря детей, развитие связного высказывания так же способствует личностному развитию детей, обеспечивает подготовку к школе и к будущей жизни.
Решение задачи по проявлению детьми социальной мотивации и выбора стиля поведения, как нельзя лучше способствует практическому и сознательному усвоению детьми образцов гендерного поведения. Очень важно научить мальчиков и девочек взаимодействовать, ладить друг с другом в процессе совместной деятельности, понимать и принимать характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.
С моей точки зрения достаточно эффективны используемые методы и приемы, такие как:
- создание мотивации,
- использование жизненного опыта детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности,
- введение в проблемные ситуации, проблемные вопросы,
- дидактические/подвижные игры,
- использование знаково-символической деятельности,
- социально-ориентированных игры, с включением в них методов и приемов по активизации детского мышления и воображения, «мозговой штурм», использование диалогических форм общения,
- интерактивная связь взрослый – ребенок (беседа, рассуждения,
- практические действия детей,
- использование дифференцированных заданий.
Все эти методы являются активными, т. е. способствуют развитию ребенка в деятельности. Использование мотивации (создание книги мальчиков и девочек) позволяет сделать деятельность детей значимой и целенаправленной.
Проблемные вопросы и решение проблемных (практических) ситуаций побуждают детей мыслить, рассуждать, оформлять и высказывать точку зрения, отношение к данному вопросу. Так, отвечая на вопрос, «Почему ты считаешь правильным этот выбор картинки?», ребенок становится перед необходимостью самостоятельно прийти к мнению о правиле мужского поведения в данной ситуации и обосновать его.
Социально-ориентированные и творческие игры позволяют:
- Во-первых: сформировать у ребенка социальные и нравственные понятия;
- Во-вторых: способствуют развитию креативности, воображения, мышления, речи;
- В третьих: помогают осознать себя, как личность, сформировать критическое отношение к ситуации, выбрать для себя нужный стиль поведения.
Очень важен интерактивный диалог воспитателя с детьми, который предусматривает именно двухстороннюю связь: педагог – ребенок. При этом важно, чтобы в процессе беседы не только педагог мог задать вопросы ребенку, но и ребенок задавал вопросы, делился мнением, предполагал. В практической деятельности это достаточно сложно, но к этому нужно стремиться, так как именно это способствует развитию ребенка (личностному, познавательному, речевому).
Дидактические игры, игры средней и малой подвижности достаточно традиционны и почти на всех занятиях используются воспитателями. Включив их в своё занятие, я преследовала цель повысить эмоциональную активность детей, закрепить и систематизировать имеющиеся у детей представления.
На протяжении всего занятия предполагается использовать дифференцированные задания для мальчиков и девочек, именно это во многом способствует решению задач по формированию гендерной идентичности.
Особенно хочу отметить использование в работе с детьми знаково-символической деятельности. Развитие знаково-символической деятельности является как самостоятельной задачей, так и эффективным методом, применяемым для решения других задач.
Рисование воспитателем знаков и символов, в качестве напоминания цели предстоящей деятельности, использование знаков и символов профессий людей, планов квартиры и силуэтов членов будущих семей, как нельзя лучше способствует не только формированию пространственных представлений, но и умственному развитию ребенка в целом, так как символ является обобщающим образом того или иного понятия или представления. Можно использовать такой прием, как создание книги мальчиков и девочек, страницы которой так же будут содержать, по сути, содержание представлений, усвоенных детьми на занятия, заложенное в символах. Знаково-символическая деятельность осуществляется как воспитателем, так и детьми (в конце занятия при составлении книги воспитатель с детьми обсуждает, каким знаком мы изобразим то, что узнали во время путешествия).
Предполагается активное использование интерактивной доски, которая служит, во-первых, в качестве наглядного сопровождения занятия, во-вторых, используется, как дидактическое пособие.
Так же предусматривается использование музыкального сопровождения для повышения эмоционального фона, эмоциональной окрашенности игр и занятий.
Активно применяю прием самооценки деятельности. Выбирая смайлик, ребенок старается оценить степень своего участия в занятии, собственный интерес к его содержанию и определить степень собственных затруднений. Использую эту систему оценки почти на каждом занятии, и у детей, как правило, не возникает затруднений с выбором нужного смайлика и объяснением того, почему данный смайлик им выбран.
Так же использую такой прием, как задел на будущее. Считаю, что задачи, поставленные педагогом на занятии в полном объеме за 30 минут не могут быть решены, необходимо логическое продолжение работы. А для того, чтобы интерес детей к данной теме не угас, можно предложить игровые или практические задания, которые необходимо выполнить в свободное время.
Так, например, на занятии детям предлагается сделать друг для друга коллективные поделки или рисунки, и поместить их в книгу, которая начала оформляться. Это сделано для того, чтобы уже после занятия, дети не забыли о том, что на нем усвоено и отразили свое положительное отношение друг к другу с помощью практической деятельности. Причем, сделали это коллективно, все вместе: мальчики приготовили сюрприз для девочек, а девочки для мальчиков. Считаю это особенно ценным.
Именно сочетание инновационных и традиционных методов и приемов помогает в полной мере решать педагогические задачи, поставленные на занятии.
В процессе работы стараюсь предусмотреть смену деятельности, т. е. чередовать творческую, мыслительную деятельность с деятельностью подвижной, чтобы избежать переутомления детей. В качестве динамических пауз использую задания по развитию движений, подвижные игры, которые так же позволяют решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в рамках данного занятия.
В основе педагогического воздействия лежит деятельностный подход, все задачи решаются в процессе детской деятельности: мыслительной, практической, речевой, творческой. Именно этот подход способствует развитию у ребенка компетенций, т. е. универсальных действий, которые станут частью его жизненного опыта.
Любая деятельность по формированию полоролевой идентичности у детей является интегрированной, так как имеет сложную структуру, то есть в содержании отражаются фрагменты разных разделов программы. Способ интеграции – симбиоз, так как предусмотрено равноправное соотношение компонентов содержания, при этом у них есть интегративное ядро – общее для всех компонентов представление о мальчиках и девочках, но есть и относительно самостоятельные части содержания, которые решают собственные образовательные задачи.
В процессе анализа работы можно легко проследить интеграцию решения задач всех 5 образовательных областей, определенных основной общеобразовательной программой детского сада (составленной в соответствии с ФГОС ДО) : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Данная интеграция осуществляется естественно, не нарушая логики занятия, так как его построение предполагает разные виды детской деятельности.
Очень важна позиция педагога. Необходимо создать атмосферу эмоционального комфорта и доверия для каждого ребенка. Ребенок сможет рассуждать, высказывать свою точку зрения, проявлять эмоциональное отношение к тем или иным событиям и ситуациям только в случае полного доверия педагогу, уверенности в том, что его поймут и воспитатель и сверстники. Поэтому важно избегать авторитарных оценок ответов детей, проявлять уважение к любому высказыванию ребенка.
Так же важно, чтобы выводы, обобщения делал не воспитатель, а дети, а воспитатель лишь подвел их к этому.
Планируя педагогическую деятельность, старалась предусмотреть ожидаемый результат не только каждой части, но и каждого раздела. Это поможет отследить то, как содержание каждого раздела усвоено теми или иными детьми, провести рефлексивную оценку, наметить необходимые коррективы индивидуальных образовательных маршрутов детей.
Оценить результаты поможет, прежде всего, педагогическое наблюдение за детьми в каждой части занятия. Осознанность полученных представлений помогут выявить проблемные вопросы, обращение к мнению ребенка: «Почему?», «Как ты думаешь?». Задавая вопрос «Чему мы научились в этом городе?» нужно стараться активизировать как можно больше детей, чтобы выяснить, насколько ребенком усвоено содержание. Вместе с тем, педагог должен уметь наблюдать за детьми в процессе деятельности, отмечая при этом, насколько её содержание ребенку интересно, степень активности при выполнении задания, степень затруднения.
Данная программа разработана в контексте реализации темы по самообразованию и является частью системы работы по развитию у детей гендерных представлений.
Взаимодействие с семьей
Полоролевое воспитание человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных институтах (институтах социализации). Наиболее влиятельна из них семья. Формирование личности ребенка определяют тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и родительско-детских отношений. Важнейшие агенты гендерной социализации в семье – личностные и полоролевые характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола.
Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами, должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности). Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов. Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении. Задача воспитателя: подобрать для родителей и донести до них в удобной форме необходимую информацию, приобщить родителей к работе в этом направлении, включить их в образовательный процесс.
Мною был составлен план работы с родителями на год, включающий в себя формы и методы взаимодействия с семьей по формированию у детей полоролевой идентичности. Были подготовлены следующие консультации для родителей: "Полоролевая социализация в дошкольном возрасте", "Психологические отличия мальчиков и девочек", "Ответы на острые вопросы", "Как вести себя родителям, осуществляя половое воспитание ребёнка", "Игры мальчиков и девочек", "Почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой", "Физическое воспитание мальчиков и девочек", "С кем играют мальчики и девочки" и др.
Для формирования представлений о мужественности и женственности широко в детском саду используем устное народное творчество и художественную литературу. Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Родителям были рекомендованы произведения для чтения дома с детьми. Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества, дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С. Я. Маршака («Пожар», («Рассказ о неизвестном герое») и другие.
С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как "Аленький цветочек", "Царевна-лягушка", "Снежная королева", воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок - воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви. Родители приглашаются на собрания и семинары по вопросам обучения и воспитания мальчиков и девочек, проводятся семинары для родителей по полоролевому воспитанию.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с полоролевыми особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Так, например, построена театрализованная деятельность. Родители вместе с детьми участвовали в подготовке театрализованных представлений, утренниках, посвящённых 23 февраля и 8 марта, развлечениях «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», «Папа, мама, я - спортивная семья», изготовлении костюмов для мальчиков и девочек на эти мероприятия.
Изготовлены вместе с родителями атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Семья», «Ателье», «Школа», «Защитники Отечества», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные» и др.
Проводятся тематические выставки: «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках», «Портрет мамы», «Портрет папы», «Моя любимая игрушка» (подбор игрушек для мальчиков и девочек, выставка рукоделий, выполненных мамами и бабушками и т. д. В дальнейших планах: подбор фотоальбомов: «Отцовство», «Материнство», «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники», «Настроение» и т. д.
Приглашаем бабушек и дедушек, мам и пап для ознакомления детей с профессиями, в планах на будущее - экскурсии на рабочие места: магазин, почта, завод, поликлиника и т. д.
Встречи с интересными людьми
Одним из направлений работы по включению родителей в воспитательно-образовательный процесс явилось привлечение их к проведению занятий. С помощью этого метода можно успешно включать родителей в жизнь их детей в детском саду. Это мероприятие было названо «Встречи с интересными людьми». Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей, ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. Важно подготовить родителей к встрече, помочь составить интересный рассказ для них. Детей также нужно подготовить, чтобы это был не монолог рассказчика, а беседа. Для этого до встречи беседую с детьми, вместе составляем вопросы, которые можно задать рассказчику. В группе создан альбом, который так и называется «Встречи с интересными людьми», куда мы помещаем фотографии на память об этих встречах, а гости оставляют свой автограф и пожелание. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, дедушек и бабушек.
Родители также имеют возможность в удобное для них время придти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д. Родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей.
Заключение.
Исследуя поведение мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, я пришла к выводу, что проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Я думаю, что наработанный опыт по данной теме будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.