Юлия Полозова
Опыт работы «Физическое воспитание детей в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей и является одним из важнейших средств психического развития детей. Ребенок растет здоровым, сильным и уравновешенным.
Особенность детей раннего возраста - быстрая утомляемость и наряду с этим способность быстро восстанавливать свои силы.
Движения вызывают прилив крови к мышцам и тем самым улучшают их питание. работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу,приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
На занятиях по физическому воспитанию необходимо уделять внимание эмоциональной насыщености занятий. Эти занятия являются основным условием при обучении детей движениям. Мышечная система формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц. Кости ребенка элластичны и легко деформируются. У детей еще нет устойчивых изгибов позвоночника,которые появляются лишь к четырем годам. Все это мы учитываем при проведении физкультурных занятий,исключая силовые и связанные с длительным пассивным ожиданием упражнения. Двигательную активность в раннем возрасте мы строим так, как преимущественно при ходьбе. Особое внимание следует уделять развитию свода стопы, так как в этом возрасте она уплощена. Полезно упражнять детей в ходьбе на носках,ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске. К трем годам ребенок овладевает всеми основными движениями (ходьба,бег,прыжки, метанье,лазание.)Двигательная координация значительно улучшается –развивается согласованность движений рук и ног. Дети умеют менять ритм и направление ходьбы в зависимости от сигнала воспитателя. Дети усваивают новые движения,уточняют способы выполнения уже знакомых движений, учатся применять их в новой для себя обстановке.
На занятиях необходимо создать благоприятные условия для общения детей между собой. Индивидуальное общение,поддержка и помощь во время занятий необходимы,так как при проявлении внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми. Планируя работу по физическому воспитанию сначала необходимо определить задачи и содержание занятий. Максимальная эффективность занятий обеспечивается, если предусматривается чередование физической нагрузки и отдыха, если имеет место последовательное увеличение нагрузки.
Особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья снижению заболеваемости детей. С этой целью разработала систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временем года,возрастом,особенностями состояния здоровья детей.
В разработанную систему входит :
А) закаливание в повседневной жизни:
-четкая организация теплового и воздушного режима в помещении;
-рациональная одежда детей;
-соблюдение режима прогулок в течении года;
-сон при открытых фрамугах;
-гигиенические процедуры (умывание,обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных трав).
Б) Специальные меры закаливания:
-воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями;
-контрастные воздушные ванны (Циклические беговые упражнения в условиях переменного воздушного режима-из спальни в групповую комнату,в раздевальную и назад в спальню и т. д).
-контрастное обливание ног;
-физические упражнения после сна;
-профилактика простудных заболеваний методами рефлексотерапии.
Рекомендации по проведению закаливающих процедур дается в *Журнале здоровья* для каждой возрастной группы в соответствии с особенностями физического развития детей. Так я использую контрастное обливание ног в сочетании с профилактическим массажем стоп, физическими упражнениями и ходьбой по гальке.
В группе есть дети,которые часто болеют, для этого применяю щадящий вариант контрастного закаливания: вначале обливаем ноги теплой водой,а затем сразу же прохладной(+38градусов,+28 градусов,+38 градусов).Процедура удобна тем, что её можно проводить со всеми детьми одновременно, подключая и вернувшихся после болезни. Закаливающие процедуры в группе часто болеющих детей сочетаю с массажем и гимнастикой которые стимулируют функцию дыхания, а следовательно является профилактической мерой предупреждения заболеваний верхних дыхательных путей.
При проведении закаливающих процедур необходимо соблюдать основные условия:
-индивидуальный подход к каждому ребенку
-постепенность в увеличении силы воздействия закаливающего фактора
-систематичность и постоянство процедур
В комплексе закаливающих средств оберегающих нервную систему детей от перегрузок особое значение предаю правильно организованному сну. В связи с этим разработала памятку для воспитателей и младшего персонала.
-обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 мин до сна.
-проветривать спальное помещение перед сном до снижения температуры на3-4 градуса.
Систематически осуществляю контроль за проведением прогулки, как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни.
Последовательность видов деятельности на прогулке меняю в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий: в холодное время года и после занятия на которых дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры ;в теплое время года и после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т. д. Вместе с медработником наблюдаем за детьми во время прогулки,провожу хронометраж их двигательной активности,определяя соответствие физической нагрузки возрасту, состоянию здоровья,погодным условиям. Выявляем у детей утомление (по окраске кожи,выражению лица, частоте дыхания,появления потливости) и своевременно регулирую характер их деятельности,заменяю игру большой подвижности на более спокойную.
Чтобы малыши не перегревались во время сборов на прогулку и не простуживались, выходя на улицу, привлекаю ких одеванию помощников воспитателей, работников детского сада и выводим детей на улицу. Длительность прогулки регулирую в соответствии с рекомендациями медсестры.
Осуществляю постоянный контроль за организацией обучения основным движениям на физкультурных занятиях, учитываю:
-построение занятия в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей;
-использование воспитателями разнообразных методических приемов и способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности;
-последовательность,подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного материала, распределением физической нагрузки детский организм на протяжении всего занятия;
- развитие у детей физических и нравственно волевых качеств;
-использование разнообразного спортивного инвентаря (мячи, обруч,скакалки) повышающих эмоциональное состояния и активность детей при выполнении упражнений.
Функциональному совершенствованию детского организма, повышению работоспособности, развитию защитных сил к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физические упражнения на свежем воздухе, утренняя гимнастика, спортивные игры и развлечения.
В коллективе изучена методика проведения занятий на воздухе в разных возрастных группах во все времена года.
В течении всего года обучаю детей спортивным упражнениям и спортивным играм широко используем физкультурные праздники и досуги на воздухе. Большое значение придаю физкультурным занятиям, в которые рекомендую включать:
-упражнения по обучению детей правильному дыханию,сочетанию движения и дыхания;
-подвижные игры, используемые на занятиях.
Много внимания уделяем взаимосвязи физического и воспитания с эстетическим и нравственно-трудовым.
Состояние здоровья детей является основным показателем при ежемесячном подведении итогов. Анализ заболеваемости отражаем в экране здоровья,что дает возможность наглядно увидеть результаты своей работы,сравнить с результатами коллег, наметить пути исправления недостатков.
Вопросы воспитания здорового ребенка решаем в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении данной работы большую помощь оказывает анкетирование в начале каждого года.
В анкете предлагаю ответить на следующие вопросы:
-Как вы считаете почему ваш ребенок болеет?
-Что по вашему мнению будет способствовать укреплению его здоровья?
-Какие виды закаливания вы используете дома?
-Занимаетесь ли вы с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?
-Есть ли у вас какой-либо спортивный инвентарь?
-Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма вас интересуют?
Мы не навязываем родителям темы и формы проведения педагогической пропаганды по физическому воспитанию детей, а предлагаем самим продумать и выбрать наиболее нужные и эффективные. Кроме того анкетирование помогает больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье.
Анализ анкетных данных приводит к выводу: необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка, убеждая в продолжении работы дома, но и учить проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий. Для этого я использую различные формы и методы: через стенды, на собраниях знакомим родителей с задачами физического воспитания в детском саду и дома,даем конкретные рекомендации по приобретению спортивного инвентаря в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, Рассказываю как можно увлекательно и интересно провести утреннюю гимнастику и подвижную игру дома, как одевать ребенка на прогулку в разные сезоны года, какие закаливающие процедуры использовать.
Ежемесячно организуем показ физкультурных занятий в группе,на площадке детского сада подвижных игр на прогулке, предусматривая участие и родителей.
Стало традицией организовывать и проводить интересные и увлекательные праздники и досуги : «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и др.
Комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребенка, использование передового опыта, взаимосвязь всех средств физического воспитания с лечебно- оздоровительными мероприятиями, повышение двигательной активности детей в течении всего дня, целенаправленная связь с семьёй, творческий поиск путей снижения заболеваемости дают положительные результаты.