Ирина Горенкова
Беседа «Балаково — край великой Волги»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему:«Балаково – край великой Волги»
Цель: развитие познавательных интересов дошкольников к истории родного города.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о символике города Балаково (флаг, герб, его особенностях, достопримечательностях).
2. Формировать способность внимательно слушать и слышать педагога и сверстников использовать ранее полученные знания о родном крае.
3. Развивать у детей интерес к изучению родного края, развивать устойчивое внимание, познавательную активность, любознательность, наблюдательность, умение делать простейшие выводы.
Публикация «Беседа „Балаково — край великой Волги“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Волга, река
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Республика, область, край. Список городов
- Саратовская область, Саратов
- Темочки
4. Воспитывать патриотические чувства к малой Родине через интерес к историческим культурным и природным ценностям родного города. 5. Воспитывать интерес к прошлому и настоящему.
6. Воспитывать чувства гордости за свою Родину.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» : Расширять представления детей о городе Балаково : познакомить с историей родного города, с отличительными знаками города (герб, флаг). Пробуждать в детях интерес к истории своей страны, чувство гордости за свой родной город и его жителей. Воспитывать патриотические чувства к Родине. «Познавательное развитие» : дать представление детям о прошлом и будущем, «Речевое развитие» : Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Материалы и оборудование:
иллюстрации о городе Балаково;
портрета И. В. Чапаева, Лебедев Е. А. ;
музыкальная запись о Балакове; ИКТ
Рабочие листы с контурными изображениями символами, скульптурами и памятниками, разрезные картинки.
Предварительная работа:
- Слушание песен о Балаково, таких как «Город юности Балаково».
- Чтение стихов о родном городе;
- Рассматривание иллюстраций;
-экскурсии по достопримечательностям г Балаково;
-рассматривание коллекции фотографий о Балаково;
- дидактические и развивающие игры – Игра «Сложи картинку из фрагментов», Дидактическая игра «Герб города», Дидактическая игра «Узнай, обведи, назови»,
-составление картотеки "Подвижные игры народов Самарской губернии, Саратовского края", изучение игр с детьми.
Ход НОД
Звучит песня о Балаково. Иллюстрации развешаны по группе, а также разложены на столах иллюстрации о Балаково прошлом и о Балаково современном.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас свами будет необычная экскурсия по родному краю. Раздается стук в дверь. Заходит девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города».
Элли: Здравствуйте, ребята я Элли из сказочного Изумрудного города узнала, что вы пойдете на экскурсию, по-вашему, город. Очень много хорошего слышала о нем. Кроме своей страны я ничего не видела, а узнала, что есть на свете Саратовский край, а в этом крае и город замечательный стоит Балаково. Про него говорят этот город Химиков – Энергетиков – Строителей, а еще его зовут вторым городом - волжской Венеции. Очень хочу побывать свами на этой экскурсии.
Воспитатель: Ребята возьмем с собой Элли? (ответы детей)
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся, на экскурсию не выходя из группы, здесь мы свами пройдемся по достопримечательностям нашего края, увидим знаменитых людей нашего города. Вы готовы? (ответы детей)
Дети: Готовы!
Воспитатель: И вот мы с вами оказались, в прошлом хочу вам рассказать о том, как появился на Земле наш город Балаково.
Но прежде чем говорить об истории города, давайте вспомним, что мы о нём знаем. (Проводится игра)
Поиграем в игру «Угадайку».
Воспитатель: Я буду кидать вам мяч, а вы мне с ответом его кидать обратно.
Как называется наша страна? (Россия)
Назовите столицу нашей страны? (Москва)
Скажите какие цвета у нашего флага? (белый, красный, синий)
Как называется место, где мы родились, где живем, ходим в детский сад? (Родина).
Как называется наш город? (Балаково)
Как называется наша область? (Саратовская)
На какой реке стоит наш город? (р. Волга)
Как еще называют нашу реку Волгу? (Волга - матушка, Волга - кормилица)
Воспитатель: Молодцы вы все очень хорошо справились с заданием. Впервые город Балаково был селом. Имя городу дала протекающая через него речка Балаковка, в старину изобиловавшая осетровой рыбой. Сегодня Балаково - крупный промышленный центр Саратовской области. Но чтобы лучше понять настоящее и увидеть будущее нашего города, стоит оглянуться в прошлое.
(на экране появляется картина старого села Балаково). После просмотра детям предлагается по играть в дидактическую игру «Сложи картинку из фрагментов».
Воспитатель: Ребята вы сейчас увидели старинные здания, улицы теперь я вам предлагаю по играть в игру, нужно будет собрать картинки из отдельных фрагментов, перед вами два стола для каждой команды вы должны разделиться на 2 команды. После того как соберете картинки вы должны ответить, что изображено на них.
Игра «Сложи картинку из фрагментов» (Приложение 1)
Воспитатель: Молодцы! Все две команды справились с этим заданием. Скажите, что вы собрали на этих картинках. (Ответы детей).
Но, а мы продолжаем дальше нашу экскурсию.
Город расположен в удобном месте. Балаково стоит на реке Волга. Река Волга течет медленно и спокойно.
Давайте мы свами немного разомнемся перед погружение в воду. Потому что, река Волга приготовила нам много интересного, она хочет познакомить с обитателями водного царства.
Физкультминутка
«К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
После физминутки ребята возвращаются к экрану, где появляется изображение реки Волга
Воспитатель: Скажите ребята, что вы видите на экране, как вы думаете, что это за река? (Ответы детей)
Дети: Мы видим на экране нашу реку Волга.
Воспитатель: Скажите ребята, а какие вы знаете животных и рыб обитающих на реке Волге?
Дети: Наша река Волга богата разновидностью пресноводной рыбой: карась, лещ, щука, налим, стерлядка сазан, окунь, сом, судак и ерш. А еще здесь обитают насекомые, лягушки, змеи, водоплавающие птицы.
Воспитатель: Молодцы ребята вы очень хорошо знаете о природе своего края.
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается.
Ребята, каждая страна, республика, край, область, район имеют свою символику. Это герб, гимн и флаг. (воспитатель показывает картинки с разными символиками городов, дети должны назвать правильный ответ)
Воспитатель: Молодцы правильно ответили.
Сейчас я вам предлагаю сделать одно очень интересное задание
(Дети рассматривают гербы разных городов и находят среди них герб города Балаково по отличительным особенностям изображения). Из фрагментов вы по памяти составляете герб города Балаково. После составления картинки дети рассказывают, что обозначает каждый элемент герба.
Воспитатель: На гербе города Балаково и Балаковского района изображена серебряная ладья с золотым снопом символизирует историческое значение города, как большой хлебной пристани на Волге. Восходящее солнце указывает на Саратовскую ГЭС и Балаковскую АЭС, дающих городу статус крупнейшего энергетического центра на Волге. В вольной части – герб Саратовской области (три серебряные стерляди в лазуревом поле). Проводится игра.
Дидактическая игра «Герб города». (Приложение2)
Молодцы ребята очень хорошо справились с этим заданием. А наша экскурсия продолжается, и мы двигаемся дальше.
Воспитатель: Жизнь человека на Земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их имена долго вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы. (на экране появляется портреты Чапаева, Лебедева, И. Мамин усадьба Мальцева)
В нашем городе есть улицы, названные в честь великих людей? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает портреты великих людей, задает наводящие вопросы.)
Воспитатель: Кто-нибудь узнал этого человека? (Воспитатель показывает портрет В. И. Чапаева.)
Дети: Да это И. В. Чапаев
Василий Иванович Чапаев известен как один из самых заметных героев Гражданской войны. Комдив Красной Армии оставил яркий след в отечественной истории и по сей день занимает особое положение в массовой культуре. Имя военачальника живо в памяти современников— о нем неустанно пишут книги, снимают фильмы, поют песни, а также слагают анекдоты и небылицы. Имя Чапаев носит одна из улиц нашего города, есть музей его имени.
Воспитатель: Кто знает имя этого человека? (Воспитатель показывает, потрет Лебедев)
Воспитатель: Это известный актер Евгений Алексеевич Лебедев – Родился 2 (15) января 1917 года в городе Балаково Саратовской области в семье священника. Сыгравший более 80 ролей в кино, является почетным гражданином города Балаково. В его честь был открыт драматический театр.
Воспитатель: Ребята, а какие вы еще знаете достопримечательности и архитектурные здания нашего города?
Дети: Обелиск, Пожарная часть, Администрация города, музеи, заводы.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Узнай, обведи, назови», прежде чем мы свами, поиграем в эту игру, мы сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
После того как, дети сделали пальчиковую гимнастику им предлагается присесть за столы.
Дидактическая игра «Узнай, обведи, назови». (Приложение 3)
На столах лежат рабочие листы с контурными изображениями символами, скульптурами и памятниками, карандаши. Детям нужно узнать по контуру изображению символ, памятник архитектурное здание обвести контур цветным карандашом. Поле того, как ребята сделали, задания воспитатель опрашивает, что у них получилось.
Воспитатель: Молодцы ребята, я вижу, как хорошо вы знаете о своем городе. Наша экскурсия подошла к завершению. Давай те ребята спросим, понравилась Элли наша экскурсия.
Элли: Да мне очень понравилось, я много узнала нового и интересного, а сей час мне нужно свами прощаться.
Воспитатель: До свидания Элли. (Дети прощаются).
Воспитатель показывает карточки в виде «солнышко» и предлагает ребятам взять по карточке и рассказать о своих впечатлениях об экскурсии. Происходит диалог между воспитателем и воспитанником.
Литература:
Балаковская народная энциклопедия. – Саратов ООО «Поволжское издательство», 2007.