Оксана Коновалова
Методическая разработка «Музыкально-игровая поддержка детей раннего возраста в условиях адаптации к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Ранний возраст – наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, формируются основы психического и физического здоровья. Именно в раннем возрасте важен не только год, но даже день. Вырастет ли из ребенка личность, способная к реализации, к достойной жизни в обществе – в большей степени зависит от первых лет жизни.
На ранних ступенях жизни приоритетным является семейное воспитание, поэтому только в условиях общения крохи с близкими для него людьми возможно полное удовлетворение его основных потребностей и на этой основе сохранение физического и психического здоровья.
Публикация «Методическая разработка „Музыкально-игровая поддержка детей раннего возраста в условиях адаптации к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Но если ребенок поступает в детский сад до трех с половиной лет, он проходит период адаптации, для многих который становится тяжелым испытанием. Отрыв от привычной среды, от близких людей, переход от индивидуального воспитания к коллективному - все это накладывает на ребенка огромную психофизическую нагрузку, поэтому основная масса детей этого возраста начинает болеть простудными заболеваниями, находятся в состоянии сильного стресса, замыкаются в себе, становятся агрессивными.
Наряду с психологом и медиками детского сада музыкальный руководитель может помочь обеспечить оптимальную психофизическую нагрузку ребенка в период адаптации к детскому саду. Поэтому в целях решения проблем адаптации ребенка в детском саду разработана программа музыкально-игровой поддержки детей «Вместе с мамой», которая основывается на новой форме работы – музыкально-игровых занятиях детей совместно с взрослыми.
Реализация программы «Вместе с мамой» предполагает организацию в ДОУ группы музыкально-игровой поддержки детей раннего возраста, в которой посредством совместной деятельности педагогов с детьми и их мамами (бабушками, папами и др.) обеспечивается успешная адаптация ребенка в ДОУ, налаживается связь детского сада с семьей еще до поступления ребенка в детский сад, и нацеливает родителей на сотрудничество с ДОУ.
Музыкально – эстетическое развитие и воспитание в этом смысле оказывается одним из важных видов деятельности, в котором органично объединены музыка, движение, игра, рисование, лепка, конструирование.
Цель образовательной программы «Вместе с мамой»: способствовать обеспечению адаптации ребенка к ДОУ, сохранению его физического и психического здоровья.
Обучающая цель: способствовать положительному эмоциональному отклику ребенка через погружение в музыкально- художественную предметную среду при поддержке родителей и педагогов
Задачи:
- формировать устойчивый положительный отклик у ребенка на его пребывание в ДОУ посредством музыкально-игровых впечатлений;
- формировать адекватные возрасту способы и средства общения со сверстниками и взрослыми;
Развивающая цель: способствовать развитию координации движений и мелкой моторики, пространственного воображения, сенсорных процессов, механической памяти, диалогической речи, музыкального слуха и познавательного интереса
Задачи:
- развитие сенсорных способностей – основа музыкального развития в раннем возрасте;
- укреплять физическое и психическое здоровье малышей, обеспечить их эмоциональное благополучие;
- развивать эмоционально- волевую сферу личности каждого ребенка
- создать условия для развития самостоятельности ребенка в разных видах деятельности.
Воспитательная цель: формировать нравственные основы поведения ребенка, его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, создавать условия для успешного развития личности ребенка.
Задачи:
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость к музыкальным играм, песням;
- воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками
- стимулировать у детей интерес к работе в группе, коллективе.
Занятие по адаптации является комплексным и объединяет следующие разделы:
- знакомство детей с группой;
- музыкальное занятие;
- валеологическое сопровождение программы;
- занятие по предметной деятельности (лепка, рисование);
- игровая поддержка в группе;
- прогулка на участке.
Музыкальные занятия как одно из видов деятельности комплексного занятия по адаптации проводятся согласно учебно-тематическому плану два раза (в последние недели адаптации – три раза) в неделю по 30 минут в форме групповых занятий по 10 детей с участием родителей. Для качественного проведения занятий предусмотрена совместная работа с психологом ДОУ на протяжении всех занятий, и на заключительном этапе – совместно с воспитателями. С целью здоровьесбережения детей раннего возраста предусмотрено наличие медицинского допуска к занятиям.
Валеологическое обеспечение программы
Программа предусматривает обязательное включение в занятия коммуникативных игр для социальной адаптации детей и взрослых, упражнений на дыхание для расслабления и снятия напряжения, большой набор сенсорных дидактических материалов для игр и оздоравливающих упражнений.
Во время проведения занятий регулируется физическая и эмоциональная нагрузка на ребенка, контролируется выполнение питьевого режима и санитарно-гигиенических нормы, используются массажные дорожки, массажеры для рук, экологически чистые предметы, деревянные игрушки.
В основе программы лежит принцип педагогической поддержки, объединение совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов, где играют, поют, танцуют дети и взрослые, особенно результативно с точки зрения развития детей раннего дошкольного возраста.
Условия реализации программы.
Занятия проводятся в группе и музыкальном зале. Соблюдаются санитарно-гигиенические условия: проветривание, влажная уборка.
Имеется необходимый для занятий материал : игрушки, пазлы, детские деревянные конструкторы, строительные кубики, кистевые куклы, куклы Би- Ба-Бо, погремушки, музыкальные инструменты, дидактические игры, мячи, колокольчики, ленточки.
Для занятий используются краски медовые, карандаши, клей- карандаш, пластилин, дощечки, цветная бумага, альбом для каждого ребенка, влажные салфетки.
Занятия дети заканчивают прогулкой на отдельном участке с использованием выносного материала: мячи, машинки, коляски, наборы для игр в песочнице.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Вводная часть. «Здравствуйте, я пришел!»
Знакомство с группой.
2. Музыкально-игровое занятие:
«забавная гимнастика» сидя на стульчиках
- «веселая зарядка» в кругу с мамой
- игрушка- «гость»
- игры с предметами
- подвижные игры
- танцевальные движения
- театр с мамой
3. Валеологическое сопровождение (здоровьесберегающие технологии)
4. Предметная деятельность
5. Игровой уголок в группе.
6. Прогулка
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводная часть. «Здравствуйте, я пришел!»
Знакомство с группой:
- раздевалка (выбирает шкафчик
по картинке,
- умывальная – моют руки,
- в группе на стульчиках пальчиковая гимнастика,
- игрушка-гость,
- в спальне укладывают игрушки спать.
«Водичка-водичка, умой мое личико», «Здравствуйте, ручки», «Машина», «Спят усталые игрушки»
Обыгрывание игрушки-гостя:
- музыкальный вход игрушки
- песня педагога про игрушку
-рассматривание (носик, глазки и т. д.)
- «кормят» игрушку
- играют с игрушкой
2. Музыкально-игровое занятие
- «Музыка, здравствуй!»
- «забавная гимнастика» сидя
- «веселая зарядка» стоя в кругу с мамой
- игры с предметами
- подвижные игры
- игровой танец
- театр с мамой
Совместные игры детей с мамами и педагогами:
- пальчиковая,
- музыкальная («умывальная», «Ладушки», «потягушечки», «Где же наши ручки?» и др.)
«Побежали ножки по дорожке», «Вот какие мы большие», «Качели», «Что умеют наши ножки», «Топ-хлоп», «Большие и маленькие ножки»)
- колокольчиками,
- погремушками,
- с кубиками,
- с платочками (где мама? где детки,
- с ленточками,
- с деревянными ложками,
- с матрешками,
- с резиновыми игрушками,
- с султанчиками и др.)
- с игрушкой,
Танцевальные движения:
- притопы, прихлопы,
- пружинки, прыжки,
- движения рук
- наклоны в стороны, вперед.
- образные движения (мышки, котята, собачки и т. д.)
Театр с мамой
- перчаточный театр
- театр би-ба-бо
- театр на тарелочках
- театр на стаканчиках (чашечках)
- театр на ложках
- театр народной игрушки
3. Валеологическое сопровождение.
- Дыхательная гимнастика. Мама держит за ниточку листочек, снежинку, бабочку, цветочек, самолетик, птичку и др., ребенок «сдувает»)
- Массажные дорожки
- Коммуникативные игры – «Дай ладошку», «встретились ручки, встретились ножки», «поссорились-помирились»)
- Сенсорные игры (с дидактическим материалом) - с водой, с нашитыми пробками, камешками, материалом различной фактуры, с крупой, катание ладошками фигурных мячиков, мякишей, шишек, палочек и др.
- Расслабляющий самомассаж
- Питьевой режим в группе.
4. Предметная деятельность
- рисование;
- лепка;
- аппликация.
Рисование пальчиками дождя, травки, цветочков; наклеивание заготовленных шаблонов кружочков, овалов – «Цыпленок», «Цветок» и др. ; скатывание шариков и колбасок из пластилина «Накорми игрушку-зверюшку»
5. Игровой уголок в группе. Игры с конструкторами для младшего возраста, составление строительных кубиков, катание кукольных колясок, машинок.
6. Прогулка.
- Прощание с группой и игрушками.
- Игры на песочнице.
- Игры на веранде.
Выносной материал: мячи, машинки, наборы в песочницу
7. Прощание «До свиданья, музыка»
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Вводная часть. «Здравствуйте, я пришел!»
Знакомство с группой. Знать свой шкафчик по картинке, раздевалку, групповую комнату, спальню, туалетную комнату.
Уметь ориентироваться в группе.
Владеть навыками элементарного самообслуживания в группе.
2. Музыкально-игровое занятие
Знать: правильная посадка на стульчике; уметь сказать свое имя, выполнять простейшие движения – хлопать, топать ножкой, кружиться – совместно со взрослым и самостоятельно, по подражанию.
Иметь положительный эмоциональный отклик на музыкально-игровое сопровождение.
3. Валеологическое сопровождение Уметь расслабляться самомассажем, получать положительные впечатления от сенсорно-тактильных ощущений
4. Предметная деятельность Знать пластилин, клей, краски, бумагу.
Уметь: выполнять простейшую пальчиковую гимнастику совместно с педагогом и мамой, наклеивать кружочки на бумагу, рисовать пальчиками, скатывать из пластилина шарики и колбаски.
5. Игровой уголок в группе. Знать правила пользования строительными кубиками и игрушками.
Уметь: не сталкиваться с другими детьми в группе, не отбирать игрушки.
6. Прогулка Знать: участок, веранду, песочницу.
Уметь: совместно играть на участке, не бросаться песком.
Владеть элементарными правилами «игры рядом»