Юлия Николаевна Старожук
Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в технике песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Публикация «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в технике песочной терапии» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника сегодня весьма актуально, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Новизна техники состоит в использовании метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью коррекции и развития эмоционально – волевой сферы.
Ведущей психолого-педагогической идеей деятельности является создание условий для развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.
2. Основная часть. Сценарий образовательной деятельности «Ладошки на песке»
Противопоказания для песочной терапии :
-уровень тревожности очень высок;
- аллергия и астма на мелкие частицы и пыль;
- кожные заболевания и порезы на руках.
Целью деятельности является коррекция эмоционально-волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста через использование песочной терапии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения, игры и воображения, открытого выражения своих чувств, богатого эмоционального мира;
- учить различать основные эмоции и состояния;
- актуализировать желание умения регулировать настроение, улучшать настрой себе и другим;
-содействовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, гармонизации внутреннего состояния и получению позитивного эффекта деятельности воспитанников.
Форма занятий:
Групповая (микрогруппы, индивидуальная.
Методы проведения занятий:
Игры, упражнения, музыкотерапия, сказкотерапия.
Структура коррекционно-развивающего занятия с использованием песочной терапии :
Этап Назначение
1 Ритуал «входа» в песочную страну Создать настрой на совместную работу
2 Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились
3 Расширение Психолог задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз
4 Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью
5 Рефлексия занятия Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся
6 Ритуал «выхода» из песочной страны Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде
Все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о заинтересованности и мотивации к изменениям.
Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница.
Оборудование:
Песочница с сухим песком (перед использованием песок должен быть просеян, обеззаражен,бессейн с кинетическим песком, также цветной песок, коллекция миниатюрных фигурок, наборы диких, домашних животных, морских обитателей
Ход занятия
1. Приветствие 1 мин
Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Для начала давайте поприветствуем наших гостей улыбкой и поздороваемся, а теперь поприветствуем друг друга.
Молодцы.
Предлагаю теперь присесть на стулья
Ребята. А теперь давайте познакомимся с миром эмоций. Как вы думаете, что это за эмоции?
На одной стороне доски уже приклеены грустные эмоции.
Как вы думаете что обозначает первая эмоция?
Давайте попробуем ее изобразить?
А как вы думаете, а какие эмоции можно назвать хорошими?
А какие вы считаете, можно все эмоции сделать положительными? Как сделать?
Какие вы молодцы, все эмоции стали положительными!
2. Упражнение «Знакомство с песочницей»или (Приветствие)
Психолог:
Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже люблю! Давайте совершим волшебное путешествие. В этой стране все из песка. Наше пребывание в этой стране ограничено временем, за которым следят волшебные песочные часы.
Но для того чтобы оказаться в песочной стране, нужно выполнить определенный ритуал.
Раз, два три, вокруг себя обернись и в песочной стране окажись!
Песочная страна находится здесь - в этой песочнице.
Психолог указывает рукой на стоящую на столе песочницу, снимает покрывало.
Психолог: А для того, чтобы познакомиться с этой удивительной страной Песка, давайте встанем вокруг неё. Опускаем ладони глубоко-глубоко в песок, закрываем глаза, и, прислушайтесь к своим ощущениям /5-10 сек. Можно помолчать/.
Психолог: Теперь, ребята можно открыть глаза. Как вы думаете, ощутил ли песок теплоту ваших рук? A какие эмоции вы испытали?
Дети: ответы детей.
Психолог: Давайте перемешаем его. Перетирайте его между ладошками, пересыпьте из руки в руку, потрогайте его пещинки. Какой он на ощупь?
Дети: мягкий, холодный и т. д.
Психолог: вам нравится, то что вы ощущаете?
Дети: Да!
Психолог: Тогда теперь давайте с ним поиграем.
3. Игровой комплекс из пальчиковых игр
• «Грабельки» (Положили «грабельки на песок»)
Листья падают в саду,
Я их граблями гребу.
(Дети растопырив пальцы и слегка согнув, гребут по песку поочередно обеими руками)
• «Пароход» (подняли трубу)
Пароход плывет по речке
И пыхтит он словно печка: «Пых, пых, пых»,
(Дети выполняют имитационные движения)
• «Осьминожки» /Теперь наши руки - осьминожки. /
Мы морские осьминожки.
Разминаем дружно ножки.
Психолог: Закончили.
А сейчас мы с вами будем рисовать.
4. Упражнение «Рисование на песке». (На протяжении всего упражнения звучит медитативная музыка)
Психолог: Для этого необходимо разровнять песок руками, чтобы он был гладким и ровным. Возьмите палочку в руку и обведите свою ладонь. Чтобы было удобнее рисовать, пальцы расставьте шире и обведите их. Ребята, для того, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его контур фасолью.
/Психолог предлагает детям взять фасоль с подноса/
Психолог: Посмотрите, какие у вас получились портреты ваших ладошек! А теперь, давайте оживим наши ладошки : (Как…сделаем глаза, нос, рот.
/Дети украшают из разнообразного бросового материала (пуговицы, бусинки, камушки, ракушки и т. п.) свои рисунки на песке/
Психолог: Какие замечательные, веселые, симпатичные у вас получились ладошки!
Психолог: Ребята, скажите, пожалуйста, какие эмоции испытывают ваши ладошки?
/ Ответы детей: веселое, радостное и т. п. /
/После завершения работы с песком психолог предлагает детям вытереть руки влажными салфетками/
Ну а теперь нам нужно выйти из волшебной страны песка. Раз, два, три вокруг себя обернись и в детский сад вернись.
Психолог: какие помощники нам помогают узнавать наши эмоции?
Ответы детей: нос, рот, брови, глаза
5. Рефлексия.
Психолог: Ребята, скажите, вам понравилось играть с песком?
Дети: Да!
Психолог: какие эмоции вы испытывали? Вам было приятно?
Дети: Да!
6. Ритуал прощания.
Психолог: Ребята наше занятие подошло к концу. Давайте ласково улыбнемся друг другу!Молодцы! До свидания!
3. Заключение.
В результате использования техники песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью коррекции и развития эмоционально – волевой сферыя наблюдаю положительные изменения у детей:
- эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции;
- развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
- эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации; наблюдается изменение характера детских рисунков (уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
- появляется постоянная дружба со сверстниками;
- снизился уровень агрессии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что результативность опыта доказывает эффективность системного использования метода песочной терапии для эмоционально – волевого развития детей старшего дошкольного возраста.
а, 4. Литература
1. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
2. Вайнер М. Э. Эмоциональное развитие детей : возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М. Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - №4. - С. 64.
3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-Пресс», 2011. – 80 с.
4. СоринА. В. Практика использования методов песочной терапии. Справочник педагога – психолога. Детский сад. № 7 2012.
5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2003. – 176 с.
6. Шубина Т. Б. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии : Опыт работы, 2011. – 40 с.