Елена Журавлёва
Консультации для родителей «Музыка и малыш»
Многолетняя практика работы с детьми раннего возраста показала: уже на первом году жизни
малыши любят слушать детские песенки, в исполнении которых затем (при повторении в течение
трех-пяти дней) принимают посильное участие: подговаривают простые слова или слоги,
звукоподражают («ав», «мяу», «ой», «да!», подпевают «ля-ля» поющему взрослому. А в возрасте
2 года 6 месяцев дети могут подпевать отдельные строчки песенки (те, которые удобны для них в
речевом плане, достаточно верно передавая общее направление мелодии. Если мама не только
Публикация «Консультации для родителей „Музыка и малыш“» размещена в разделах
поет, но и аккомпанирует себе на музыкальном инструменте, то малыш внимательно будет
слушать и музыкальное вступление песни, и проигрыш. Маленькие дети с большим интересом
слушают, а затем и узнают знакомые мелодии песен, которые взрослый исполняет на таких
музыкальных инструментах, как фортепиано, скрипка, дудочка, металлофон и гармошка.
Каждый день приобщайте ребенка к музыке, играя с ним, доставляя ему радость. Например,
мама включает запись одного-двух куплетов марша или поет мелодию (на «ля-ля») бодро и четко.
Вместе с ребенком шагает по кругу. С окончанием музыки они останавливаются. «Хорошо шагать
под музыку? Еще» - спрашивает мама. Как правило, дети отвечают: «Да». Маршируют еще раз.
Затем без остановки, без паузы мама включает другую музыку – быструю, легкую, говорит:
«Другая музыка! Так и хочется побегать!». Бегут. (Музыка доля бега должно звучать короче, чем
марш.) И опять один куплет марша и ходьба. Первые два-три занятия мама вместе с ребенком
чередуют марш и бег. А затем мама предлагает «поучить» мишку, зайца или куклу (игрушки
должны быть небольшими). Теперь малыш (с игрушкой) самостоятельно марширует и бегает,
ориентируясь на скорость звучания (темп) и характер музыки.
Учите малыша плясать : хлопать, топать, переступать с ноги на ногу; подняв руки, поворачивать
кисти рук; делать полуприсяды – «пружинку». Учите ребенка одновременно притопывать ногой и
хлопать в ладоши, кружиться и, подняв одну или обе руки, делать вращательные движения
кистями («ручки пляшут», делать два-три шажка вперед-назад и движение «ручки пляшут».
Веселая музыка, радостные лица взрослых еще больше побуждают малыша к пляске.
Если при этом звучит яркая плясовая (лучше народная, рядом пляшет мама (бабушка,папа)
взрослый пляшет ритмично, не забывает менять плясовые движения с началом следующего
куплета, не здоупотребляет продолжительностью пляски, включает посильные для маленького
ребенка движения, умело поощряет самостоятельную пляску малыша, тогда пляска «в радость и
на пользу».
Большое внимание необходимо уделять слушанию музыки – основе музыкального воспитания.
Если ребенку 2 года 6 месяцев (чуть больше, с ним можно поиграть в «Угадайку» : малыш
прослушивает две-три (пять-шесть) музыкальные пьесы (разумеется, с каждой из них его надо
познакомить заранее, запоминает, узнает, называет музыкальное произведение или по своему
желанию самостоятельно может выразить их содержание в движении. Например, пьесы Г. Фрида
малыш сопровождает таким показом: «Птички спят» - сидит, склонив голову, руки под щекой
(«спит»); «Птички чирикают» - подпевает «чик-чирик»; «Птички летают» - разводит руки в
стороны, помахивает ими, бегает по комнате («летает»); «Птички клюют зернышки» -
присаживается, постукивает указательным пальцем по полу («клюет»). Взрослый включает запись
пьесы «Большая собака» М. Раухвергера, услышав которую ребенок убегает, прячется – «птичка
улетает».
Радуемся
Музыкальной памяти малышей;
Желанию слушать, умению слышать;
Способности различать характер музыки;
Умению слышать изменения силы звука (форте, пиано, скорости звучания (быстро, медленно);
Умению различать высокие и низкие звуки (в том случае, если кто-либо из взрослых умеет
играть на музыкальном инструменте).