Надежда Данилова
Методическая разработка конспекта занятия «Обитель милосердия преподобномученицы Великой княгини Елизаветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка конспекта занятия
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 "Умка", Г. о. Подольск
Пояснительная записка
Воспитание милосердия у детей имеет глубокую укорененность в русской педагогической традиции. Вся жизнь человека, будь то его характер, чувство ответственности, добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое, во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Развивать чувство милосердия следует с самого раннего детства. Нравственное воспитание детей начинается еще в семье, затем оно продолжается в детском саду и в школе. Известный русский философ Иван Ильин говорил: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания". Каждый родитель желает воспитать в своем ребенке красивый и сильный характер для счастливой жизни. И только красивый душой и сильный духом человек, смотрящий в корень и не растерявший на дорогах жизни свою душу, способен сопереживать и любить, т. е. быть милосердным.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Дети берут пример с окружающих, часто примерами становятся книжные, телевизионные герои и очень важно для подрастающего поколения, чтобы примерами для подражания стали убедительные, прекрасные и реальные образы.
Как известно, на Руси воспитание детей осуществлялось не столько словом, сколько делом, и, видя это, дети впитывали добродетели с молоком матери. В крестьянских семьях был обычай принимать страждущих, нищих и убогих, кормить их, предоставлять им место для ночлега. Примерами такого добродетельного воспитания явились множество святых угодников, имена которых веками хранились в памяти людей.
Так монахи, которые жили когда-то в пустынных монастырях, достигали смирения беспрекословно подчиняясь своему наставнику - духовному отцу. Например, говорит старец: "Воткни палку в песок и поливай". Ученик не спорит, не рассуждает, поливает. И старая сухая палка покрывается молодыми листочками.
А может ли быть примером смирения, сострадания и милосердия человек, который живет во дворце, носит роскошные одежды и драгоценности, ест на серебре и золоте, ездит в карете? Да, оказывается, может. Совсем не обязательно уходить в пустыню: только отдай себя в послушание Богу и живи для других.
Елизавета - внучка и правнучка королей, жена царского сына - всю свою жизнь посвятила ближним. Сначала родным - с любовью слушалась родителей, а когда умерла мама, старалась заменить ее младшим сестрам и брату. Потом во всем слушалась своего обожаемого мужа. А потом стала для целой Москвы Великой Матушкой. Она является ярким примером проявления милосердия и сострадания к людям. А сегодня, как никогда, необходимо поднимать вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, так как без этих добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества.
Все сказанное определило мой выбор темы конкурсной работы: "Обитель милосердия преподобномученицы Великой княгини Елизаветы".
Основная цель моей работы: способствовать формированию духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством знакомства с христианскими добродетелями на примере жизни христианских подвижников.
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:
1. Закрепить и обобщить у детей представление о детстве, труде и добродетелях преподобномученицы Великой княгини Елизаветы.
2. Способствовать восприятию жития святой подвижницы как образца милосердия и сострадания, смирения и доброты.
3. Воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Для формирования у дошкольников духовно-нравственных качеств, считаю важным и необходимым интеграцию регионального компонента, включающего историю, культуру, традиции, искусство в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Реализовать поставленные задачи помогут следующие методы :
Наглядно-действенный метод используется во время:
• показа (воспитателями, детьми);
• рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
• экскурсий по городу, району;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения притч и стихотворений с последующей драматизацией;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
•проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях;
• разбора житейских ситуаций;
Практический метод можно использовать, при организации продуктивной деятельности: ИЗО (дети рисуют свои впечатления после бесед, например "Какого цвета доброта?", ручной труд (создание сундучка «Волшебных слов»)
Практика показывает, для ознакомления детей с житием христианского подвижника, необходима кропотливая предварительная работа.
Формы работы с детьми:
• совместная деятельность воспитателя с детьми;
• Наблюдения в быту и природе;
• Экскурсии;
• Организация конкурсов рисунков и поделок;
• Посещение тематических выставок;
• Просмотр видеофильмов, слушание музыки;
• Встреча с интересными людьми.
В условиях реализации ФГОС, особое внимание уделяется укреплению связей ДОУ с семьей. Результаты в работе по духовно-нравственному воспитанию в полной мере возможны только при тесном взаимодействии с родителями. Эту работы можно реализовывать разными формами:
• В уголках для родителей размещать информационный материал, например, " Что такое милосердие?" (на примере его проявления святыми людьми, и в жизни простых людей);
• Консультации для родителей «Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста», «Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников», «Как воспитать в ребенке доброту?»
• Создание альбома совместно с детьми и их родителями «Наши добрые дела»
Ожидаемые результаты: творческая работа должна помочь ребенку-дошкольнику осознать нравственные ценности добра и долга, милосердия и сострадания, правдолюбия, ответственности, пониманием важности положительного отношения к себе.
Сначала дети осознают, что такое любовь к родителям и близким людям. Потом они учатся распространять свои добрые чувства на друзей и знакомых. Постепенно в ребенке формируется и чувство милосердия ко всем окружающим людям, как знакомым, так и незнакомым. Вершиной нравственного развития человека становится чувство милосердия ко всему человечеству.
Конспект занятия по познавательному развитию
старший дошкольный возраст 6-7 лет
Тема: " Обитель милосердия преподобномученицы Великой княгини Елизаветы"
Цель занятия : познакомить детей с милосердием - христианской добродетелью, на примере жизни святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы.
Задачи:
- Закрепить и обобщить у детей представление о детстве, труде и добродетелях святой Елизаветы (милосердии, сострадании, смирении);
- Воспитывать стремление детей подражать святой в добродетелях, любви и заботе к людям и Богу;
-Помочь детям раскрыть содержание понятия «милосердие».
-Способствовать развитию духовно- нравственных качеств.
Медиаобъекты: стихи.
Оборудование: иллюстрация звездного неба, презентация "Житие святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны", листы белого цвета, цветные карандаши, проектор, ноутбук.
Предварительная работа с интеграцией образовательных областей:
Приобщение к художественной литературе: чтение отрывков из книги Т. В. Коршуновой "Житие святой преподобномученицы Елизаветы Феодоровны в пересказе для детей", чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий», чтение отрывка из стихотворения А. Логвиновой «Матушка Великая Княгиня», разгадывание загадок на православную тему.
Художественно-эстетическое развитие:
- изобразительная деятельность: аппликация "Закладка для книг"(с изображением христианского подвижника, лепка барельефа "Золотые купола", рисование "Какого цвета доброта?" (смешивание красок).
- музыкальная деятельность: слушание музыки Баха-Гуно «Аве, Мария», песни "Дорогою добра".
- приобщение к искусству: рассматривание иллюстраций И. И. Левитан "Тихая обитель", Д. Перов " Молитва матери", В. Садовников " Георгиевский тронный зал", И. Глазунова «Проводы» и «Нищий».
Развитие игровой деятельности: народные подвижные игры «Золотые ворота», «Гори, гори ясно»; дидактические игры "Какой, какая, какое?", «Вежливые слова», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Подари улыбку друг другу», «Похвали друг друга»;
Развитие речи: рассказ о детстве принцессы Елизаветы, беседы «Как заботиться о близких людях?», «Играем дружно», «Умей извиниться», «Почему любят честных и смелых?», «Мы умеем вежливо разговаривать».
Трудовая деятельность: «лечим» книжки, ухаживаем за комнатными растениями на огороде и цветнике, помогаем поддерживать порядок в группе.
Словарная работа: милосердие, послушание, настоятельница, благотворительность, преподобномученица.
Использованные в конспекте методы :
1. Словесный (похвала) ;
2. Наглядно-демонстрационный (рисунки-иллюстрации);
Приемы: художественное слово, поощрение.
Конспект составлен в соответствии с СанПиН и здоровьесберегающими технологиями.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Дети, посмотрите на звездное небо. Говорят, сколько на небе звезд, столько у Бога святых. А кого называют святыми? (ответы детей)
Некоторых людей, которые прожили жизнь в вере и в любви к Богу называют святыми преподобными, иначе говоря, особенными, подобные Богу. А тех святых, кто умер мученической смертью - преподобномучениками.
Слайды 1 -2
Вот такой и была Елизавета - сестра императрицы. Всю свою жизнь посвятила ближним, несмотря на своё высокое положение, не гнушалась ни какой работы. Могла избежать смерти уехав из России, но не сделала этого и приняла мученическую смерть.
Воспитатель: Начиналось все как в сказке. В одном немецком герцогстве (оно называлось Гессен-Дармштадт) жила-была принцесса Елизавета - прелестная маленькая девочка Элла с голубыми глазами, золотыми волосами и пухлыми щечками. У нее была старшая сестра, две младшие и брат. Папа с мамой их очень любили. Думаете, на завтрак им подавали желе с мороженым на золотом подносе, а потом они играли в лошадки, попивая лимонад? Нет еда была самая простая, а бездельничать не разрешалось. Детей воспитывали благородными людьми, а это значит - ничего себе не воображать, всегда помнить свой долг перед Богом и людьми, трудиться и говорить правду.
Принцы и принцессы много учились, занимались музыкой и спортом. В замке была огромная библиотека, картины известных художников, коллекция древностей, собрание минералов, раковин и окаменелостей. И вся семья любила читать, рисовать и наблюдать природу.
Уж наверное, слуг там хватало, но в своих комнатах принцессы сами наводили порядок, застилали постель и разжигали камин. Девочек учили домоводству, они умели делать любую работу по дому - и в жизни им это пригодилось. Вообще, по-христиански считается правильным никого ни о чем не просить, а все делать самому.
Принцесса мать тратила очень много денег на бедных и каждый день ездила по больницам, приютам, домам для инвалидов. И брала с собой детей. Вот интересно, кто из вас навещал родную бабушку в больнице?
Дети: дети рассказывают о своем опыте.
Воспитатель: Гессенские принцессы каждую субботу утром отправлялись в госпиталь с цветами для больных.
лайды 3- 4
Воспитатель: Прошли года, принцесса Елизавета вышла замуж за русского князя Сергея Александровича Романова и переехала с ним в Россию в подмосковное имение Ильинское. Она начала заботиться о своих подданных: обошла избы, посмотрела, как живут крестьяне, - и пришла в ужас. Бедность, грязь, ни одной больницы! Она попросила выписать из города хорошего врача, чтобы он лечил людей. Княжна Елизавета всем старалась помочь, поэтому ее очень полюбили крестьяне. На благотворительных лотереях и базарах все хотели получить выигрыш или покупку только из ее рук. А один старичок-крестьянин прошел больше ста двадцати километров, чтобы полюбоваться на нее. " Покажите мне ее, просил он. - Я много наслышался, хотел посмотреть, какая она из себя. И правда ли она такая добрая и так любит народ, как рассказывают. Старик все не мог понять, где она, думал, надо высматривать величественную даму в короне, но Елизавета одевалась очень просто. Она сама подошла к старику, подарила ему стакан с подстаканником, с ложкой да еще десять рублей в придачу. И таких историй было очень много.
Слайды 5-6
Воспитатель: Полюбив русский народ, русская княгиня полюбила и Православие, когда узнала его ближе. Елизавета поняла, что никакая религия с Православием не сравнится. Великая княгиня присоединилась к Православию в Вербную субботу 1891 года и получила отчество Федоровна - в честь особо почитаемой в царской семье Федоровской иконы Божией Матери. На Пасху Елизавета Федоровна впервые причастилась вместе с мужем.
слайд 7
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте отгадаем загадки. Дети встают и подходят к столу на котором лежат картинки- отгадки. Необходимо выбрать и поднять нужную картинку.
1. Им сверху церковь украшают
И купола под ним сияют.
Вопрос тебе несложный дан,
Назвать тот символ христиан (Крест)
2. Чтоб с молитвою прошел сегодня вечер
Все в храме зажигают. (свечи)
3. На горе стоит свеча
В ней молитва хороша (храм)
4. С ним не встретишься ты взглядом
Не обнимешь, не коснешься.
А он всегда с тобою рядом,
И во сне и, как проснёшься. (ангел)
5. Спиной к стене -
Лицом к избе (икона)
6. На земле жил - душу часто мыл,
С земли ушел- к Богу пришел. (святой)
Дети садятся на свои места за столы
Воспитатель: Со временем мужа княгини назначили генерал-губернатором и они переехали в Москву. Управлять таким городом - нелегкая задача. Как жена московского генерал-губернатора княгиня Елизавета тоже очень много работала, она была председательницей разных благотворительных организаций и попечительницей богоугодных заведений.
В 1904 году началась война с Японией. Великая княгиня собрала в Кремлевском дворце целую армию женщин, от самых простых до самых богатых и знатных, и они все вместе с утра до вечера трудились, собирая и отправляя на фронт посылки с лекарствами, бинтами, едой, теплой одеждой, иконками и книжками.
4 февраля 1905 года взрывом бомбы был убит её горячо любимый муж. На второй или третий день после его гибели она тайком отправилась в тюрьму к убийце - чтобы простить его, принесла для него Евангелие, чтобы он покаялся перед Богом, обещала молиться за него.
слайд 8-9
Её спокойствие, кротость, покорность воле Божией поражали всех. Она не думала о себе, только о других. Великая княгиня этим поступком прямо уподобилась Христу, Который с Креста простил Своих распинателей.
Воспитатель: После смерти мужа Елизавета Федоровна раздала свои драгоценности, купила в Замоскворечье на Большой Ордынке усадьбу и построила Марфо-Мариинскую обитель милосердия - сестринскую обитель, где под руководством священника жили сестры милосердия. Они молились, ухаживали за больными, воспитывали сироток, ходили к беднякам домой и там помогали, и все это - любя, с заботой и лаской. А значит, как и задумала Елизавета Федоровна, обращала сердца ко Христу, несли несчастным людям свет Христов.
слайды 10-11
Великая княгиня жила в обители в скромной комнате, спала на деревянной кровати без матраса и с твердой подушкой - едва ли больше трех часов в сутки. Она училась медицине и работала в обители наравне с другими сестрами, только у нее было больше послушаний, ведь настоятельница всем должна заниматься. Например, однажды зимой надо было в подвале перебрать овощи; сестры заспорили - никому не хотелось возиться с грязной подгнившей картошкой. Матушка Елизавета молча оделась и пошла сама. Тогда уж за ней и все побежали.
В полночь она вставала на молитву, потом обходила больницу, и если кому-нибудь из пациентов было плохо, оставалась ухаживать до утра. А уход в обители был такой, что туда из городских больниц привозили самых тяжелых больных. Сколько добра они успели сделать людям!
Известные хирурги часто звали Елизавету Федоровну помочь в сложных операциях - она не теряла самообладания и мгновенно выполняла команды врача. Многие удивлялись, как ей удалось совершенно преодолеть отвращение при виде крови, ран, как она, такая возвышенная, любившая аромат полевых цветов, выносила тяжелый больничный запах.
Как вообще совершаются подвиги? Надо себя нудить на всякое доброе дело, заставлять сделать первый шаг. Даже поговорка такая есть: труден только первый шаг. Ну и идти дальше, повторяя про себя: "Господи, помоги".
слайд 12
Физкультминутка "Будьте добры"
Ребята, сейчас проверю, насколько вы внимательны и терпеливы: вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»!
– Будьте добры встаньте.
– Повернитесь налево.
– Будьте добры повернитесь направо.
– Будьте добры наклонитесь,
– Будьте добры выпрямитесь.
– Будьте добры улыбнитесь.
– Будьте добры присаживайтесь.
– Спасибо, ребята вы очень внимательны.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие?
Дети: Милое сердце, значит доброе, доброта, сострадание, всевозможная помощь, добрые поступки, когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.
Ребенок читает стихотворение:
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь.
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Воспитатель: Какими добродетелями обладала княгиня Елизавета, за что ее любили люди?
Дети: Милосердие, доброта, любовь к ближним, сострадание, надежда, смирение, вера, трудолюбие.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам нарисовать добрый милосердный поступок.
Дети рисуют, затем организовывается выставка из детских рисунков
Воспитатель: Ребята, посмотрите как красив наш мир, мир где есть добрые, милосердные люди, готовые прийти на помощь в любую минуту.
Воспитатель: Прошли года и теперь в русскую церковь в Гефсимансом саду в Иерусалиме приезжают поломники со всего света, чтобы помолиться у гроба преподобномученицы Елизаветы о здравии своём и близких, попросить помощи в делах милосердия - да и во всех делах, угодных Богу, прославляемому во святых Своих.
слайд 13
Список литературы
1. Коршунова Т. В. "Житие святой преподобномученицы Елизаветы Феодоровны в пересказе для детей", -М., Никея, 2016.
2. Дипломная работа студента Екатеринодарской Духовной Семинарии Хачатуряна Д. "Воспитание милосердия у детей".
3. Миллер Л. П. "Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Федоровна", -М., Столица, 1994.
4. Маерова В. Г. " Елизавета Федоровна", -М., Захаров, 2001.