Юлия Рябикова
Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности по познавательному речевому развитию в средне
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект разработали воспитатели МБДОУ № 76 г. Иркутска
Рябикова Ю. А.
Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности по познавательному речевому развитию в средней группе на тему : Байкал – жемчужина Сибири.
Средняя группа
Публикация «Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности по познавательному речевому развитию в средне» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Цель: Познакомить с уникальностью озера Байкал. Создать условия для формирования у детей представлений о животном и растительном мире озера, эндемиках.
Задачи: Образовательные : познакомить детей с животными и растениями озера, их внешним видом, образом жизни. Учить детей выделять существенные признаки.
Развивающие : развивать познавательные интересы детей, связную речь, коммуникативные навыки, развивать координацию движений.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к родному краю.
Интеграция видов деятельности : познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Формы образовательной детской деятельности : групповая, индивидуальная, парная.
Планируемый результат: знают и умеют называть рыб, животных, растений, обитающих в водах озера на берегу в лесу. Умеют устанавливать причинно-следственные связи, проявляют интерес к природе.
Предварительная работа: Беседы об озере Байкал, рассматривание фотографий, картинок, просмотр слайдовой и видео презентации, прослушивание аудио записи со звуком озера, посещение театрализованной постановки «Легенды о Байкале», чтение рассказа «Кто такой омуль?», дидактические игры из разрезанных картинок, изготовление макета «Байкал» совместно с родителями.
Учебно-методические материалы :
1. Багадаева О. Ю., Галеева Е. В., Байкал – жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми. Парциальная образовательная программа дошкольногообазования-Икутск:Изд-во»АСПИРАНТ», 2016.-242с.
2. Мишарина Л. А., Горбунова В. А., Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья: Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. Ун-т», 2004.
3. Петров Е. А. Рассказ нерпенка Кумы. Байкальская сказка. Второе издание дополненное. ООО «Издательский дом «ЭКОС» 2012.
4. Ткаченко А. Байкал – прозрачное чудо планеты. Москва Издательство «Настя и Никита». 2018.
Ход Занятия
Технологическая карта НОД
№ Этап занятия
Структурные компоненты деятельности Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие к озеру Байкал и познакомиться с его обитателями. А кто живет в озере?
Давайте, почувствуем себя маленькими рыбками и чтобы погрузиться в атмосферу озера выполним упражнение «Рыбки».
(упражнение «Рыбки» - активизация мыслительной деятельности)
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Ребята, у вас получились очень ловкие рыбки!
Слушают педагога.
Отвечают: рыбки, нерпа и т. д.
Повторяют движения и слова за педагогом
2. Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия Посмотрите, ребята, а где-нибудь еще вы видите в группе жителей озера?
(Недалеко от педагога лежит конверт с нарисованной рыбкой)
А что же там внутри? Интересно, давайте посмотрим.
Открывают конверт, а там фотографии голомянки, омуля, хариуса, нерпы, растительных эндемиков.
Посмотрите, ребята, а кто изображен на этих фотографиях?
А здесь еще есть сообщение от них: «Мы жители озера Байкал, расскажите, кто мы». Вот нам ребята, такая загадка. Как мы узнаем о них больше? Что нам поможет? Дети отвечают, находят и показывают конверт.
Дети называют животных, рыб,растения.
Дети предлагают узнать из энциклопедии, с помощью интернет ресурсов.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации,
актуализация знаний,
или начало выполнения действий по задачам НОД Давайте найдем ответ в книге
А кого из обитателей Байкала вы уже знаете? Соглашаются
Называют
4. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий Слайд 1
Рассказ проводится на фоне негромкого звучания мелодии со звуками Байкала.
Слайд 2
Байкальский хариус - посмотрите на картинку.
У него плотная чешуя. Живет он на мелких местах с каменистым грунтом. Питается личинками и взрослыми ручейниками, веснянками, бокоплавами. Очень активная рыба, может преодолевать бурное течение реки, и даже пороги. Охотясь за летающими насекомыми, может выпрыгивать из воды.
Слайд 3
Омуль.
У омуля мелкая чешуя, крупные глаза. Он небольшого размера. Питается омуль рачками.
Слайд 4
Нерпа. Эти удивительные млекопитающие обладают веретенообразной формой туловища, плавно переходящего в голову. Туловище животного содержит огромное количество подкожного жира, прекрасно сохраняющего тепло в холодной воде и помогающего животному пережидать большие периоды нехватки пищи, а также держаться на водной поверхности в период сна. Спят они настолько крепко, что даже бывали случаи, когда аквалангисты могли их переворачивать, не мешая их сну.
Слайд 5
Кедр. На Байкале растет вместе с сосной обыкновенной, пихтой и лиственницей повсеместно. Дерево вырастает до 45 метров в высоту и до 2 метров в диаметре. Продолжительность жизни до 800 лет. Древесина кедра прочна, имеет красивый вид и бальзамический запах и используется для производства разнообразных изделий.
Слайд 6
Соболь. Соболь – это небольшой пушной зверек, который принадлежит к семейству куньих. Он красивый и изящный. Его шерсть гладкая, средней длины, имеет разные оттенки: почти черный, коричневый, светло-коричневый, песчаный и светло-желтый. В районе носика имеются усы, а на голове есть небольшие ушки. Лапы у зверька короткие, на которых есть когти, как у кота.
Слайд 6
Голомянка живёт только в Байкале. Она любит холодную воду, в теплой воде она гибнет. Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная. У голомянки есть зубы. Ест икринки и планктон
- посмотрите на картинки. Чем отличаются эти рыбы, животные? Чем они похожи?
Физминутка «Тюлень»
На Байкале жил тюлень,
Ел он омуль целый день.
Угощал своих соседей, бурых маленьких медведей.
Медвежата улыбались,
Кланялись, прощались.
К озеру мы все спустились.
Слушают рассказ, смотрят на изображение
Выделяют вместе с педагогом признаки сходства и отличия.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
5. Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) А сейчас давайте поиграем и вспомним ответ на заданную загадку.
Дидактическая игра «Собери разрезанные картинки».
Дети собирают разрезанные картинки с изображением омуля, голомянки, нерпы, соболя, кедра, хариуса. Нужно собрать картинку и узнать, кто на ней изображён. Дети выполняют задания в парах
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний. Ну вот, ребята, наше путешествие к озеру подходит к концу. Я еще раз достану картинки, которые пришли к нам в письме, давайте расскажем о том, кто на них изображен. Ответы детей.
7. Рефлексия Что вам запомнилось сегодня на занятии? Что вы еще хотели бы узнать об обитателях озера Байкал? Что нового вы узнали?
Я предлагаю, ребята, рассмотреть макеты, которые вы изготовили дома с родителями и поделиться знаниями об озере со своими друзьями.
Дети высказывают свои впечатления.
Рассматривание макетов, изготовленных, дома с родителями.