Коваленко Ирина Владимировна
Игровое пособие «Колесо безопасности» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское игровое пособие «Колесо безопасности» рекомендовано воспитателям дошкольного образования для работы с воспитанниками 5 – 6 лет (от 1 до 9 человек). Используется для реализации задач образовательной области «Ребёнок и общество» (компонента «Безопасность жизнедеятельности») учебной программы дошкольного образования. Дополнительные задания по условиям игр способствуют решению иных образовательных областей, таких как «Развитие речи и культура речевого общения», «Подготовка к обучению грамоте».
Публикация «Игровое пособие „Колесо безопасности“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
Следует отметить, что использование данного пособия позволяет воспитателям дошкольного образования и мне, заместителю заведующего по основной деятельности, через игровую деятельность оценить знания воспитанников в области безопасности, спланировать и проводить групповую и индивидуальную работу.
Основными задачами пособия являются :
закреплять знания детей о доступных правилах пожарной безопасности, умения применять их дома, на улице, в общественных местах;
практиковать в выборе правильных действий в экстремальных ситуациях;
углубить знания о службах спасения;
развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
содействовать проявлению и развитию в игре логического мышления, познавательной активности, связной речи;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.
Игровое пособие способствует решению поставленных задач и включает в себя: элементы пожарного щита; вращающееся колесо, разделённое на сектора; коробку с дидактическими играми; ноутбук.
Каждая игра размещена в отдельной коробке, имеет свои задачи, инструкцию по ходу игры и усложнения.
Игровое действие : «катаясь» на колесе безопасности, необходимо собрать элементы пожарного щита, получив их в результате правильно выполненных заданий игр.
Итак, как же используется данное игровое пособие?
Педагогический работник вносит в группу колесо безопасности, коробку с играми и организует детей для игры (воспитатель считалкой выбирает, а ребёнок крутит колесо).
Ход:
Ведущий (взрослый) предлагает детям «покататься» на колесе безопасности. Участники - дети от 5 до 6 лет. По считалке выбирается ребёнок, который будет крутить колесо.
Считалка для игры:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы решили поиграть,
Но не знаем, как нам быть,
Колесо кому крутить
На тебя укажем мы:
Это верно будешь ты!
Ребёнок крутит колесо. Стрелка указывает на номер игры, или картинку (условный значок). Далее все вместе находят соответствующую цифру или картинку в коробке. Взрослый объявляет название игры, объясняет её ход.
Начинается игра.
Игра № 1. «Что лишнее и почему?».
Задачи: формировать умения классифицировать картинки в соответствии с заданием; закреплять знания воспитанников о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара, о средствах пожаротушения, о транспорте для тушения пожара и др. ; способствовать развитию логического мышления и сообразительности детей.
Игровой материал : карточки с предметными картинками, одна из картинок – лишняя; картинка - элемент пожарного щита для вознаграждения.
Игровые действия : ведущий показывает карточку с изображёнными предметами и спрашивает, есть ли здесь лишний и почему он лишний. Дети отвечают.
Например: лишняя легковая машина, потому что скорая помощь, милицейская машина и пожарная - это транспорт специального назначения.
Игровые правила : необходимо определить, какой предмет на картинке лишний, и объяснить почему. В результате всех правильных ответов дети получают карточку - элемент пожарного щита.
Ход игры: взрослый показывает детям карточки, на которых изображены предметные картинки. Объясняет, что на каждой карточке есть один лишний предмет, необходимо определить и назвать какой, при этом сказать: почему он лишний; как назвать остальные предметы одним словом.
Варианты игры: взрослый предлагает детям побеседовать про пожарную машину, бытовую технику, пожароопасные предметы и др., сложить предложения, составить рассказ (описательный или из личного опыта).
Игра № 2. «Помоги пожарному». Задачи: формировать умения достигать результата, подчиняясь правилам; закреплять навык согласования движений руки. Развивать интерес к профессии пожарного. Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.
Игровой материал : карточки с нарисованным лабиринтом; фломастеры; детские каски пожарного; фонограмма «звук сирены»; карточка- элемент пожарного щита для вознаграждения.
Игровые действия : ребёнок получает карточку с нарисованным лабиринтом и фломастер. Ведущий предлагает оказать помощь пожарному: быстро «доехать» до очага возгорания по лабиринту, при этом выбрать правильный путь, не «сходя» с дороги. Дети надевают каски. Звучит запись «звук сирены», дети рисуют.
Игровые правила : «ехать» нужно как можно быстрее и не «съезжая» с дороги. Когда все дети выполнили задание, получают карточку - элемент пожарного щита.
Ход игры: Ведущий предлагает стать пожарными и помочь быстро доехать до очага возгорания. Напоминает правила игры.
Варианты игры: можно провести игру - соревнование «Кто быстрее». После выполненного задания провести беседу: от чего мог произойти пожар? Какие правила пожарной безопасности нарушены? Как и чем можно потушить пожар? Как действовать в случае пожара? Как вызвать службу спасения? И т. п.
Игра №3. «Сложи картинку и назови правило».
Задачи: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Способствовать повышению личной ответственности за свои поступки. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
Игровой материал : конверты с разрезанными сюжетными картинками; карточка - элемент пожарного щита для вознаграждения.
Игровые действия : ведущий раздаёт каждому ребёнку конверт с разрезанными на разные части сюжетными картинками. Детям необходимо сложить картинку и назвать соответствующее на картинке правило пожарной безопасности.
Например: при пожаре звони по телефону 101 или 112; нельзя сушить бельё над газом.
Игровые правила : картинку нужно собрать самостоятельно, не имея образца; подумать и назвать правило пожарной безопасности. Когда все дети сложили картинки и правильно назвали правила, получают карточку - элемент пожарного щита.
Ход игры: ведущий предлагает с помощью картинок перечислить правила пожарной безопасности. Для этого предлагает детям сложить разрезанные на части картинки и догадаться, какое правило безопасности нарисовал художник.
Варианты игры: взрослый называет правило, а ребёнок, у кого соответствующая карточка с картинкой, объясняет, почему именно так нужно поступать. Например: Взрослый: «При пожаре необходимо покинуть помещение». Ребё нок: «Надо покинуть горящее помещение, прятаться во время пожара нельзя» и т. п
Игра № 4. «Опасные предметы - источники пожара»
Задачи: формировать правила безопасного обращения с предметами бытовой техники; умения определять безопасные условия жизнедеятельности, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Игровой материал : карточки с сюжетными картинками (обращение с предметами бытовой техники в домашней обстановке) и карточки со стихотворным текстом - правилами безопасности; карточка - элемент пожарного щита для вознаграждения
Игровые действия : каждый ребёнок получает карточку с сюжетной картинкой, у ведущего - карточки с текстом правил безопасности. Взрослый читает правило, а ребёнок поднимает вверх соответствующую тексту карточку и рассказывает, как нужно безопасно обращаться с предметами бытовой техники.
Например: нельзя браться руками за шнур от утюга. В шнуре живёт ток, он невидим, может ударить.
Игровые правила : детям необходимо определить, соответствует ли его картинка тексту и поднять картинку вверх. Далее, объяснить правило.
Ход игры: ведущий предлагает детям внимательно слушать текст и показать, у кого в руках картинка соответствует названному правилу и объяснить его.
Варианты игры: взрослый показывает картинку, а дети называют правило.
Игра №5. «Опасные- неопасные предметы»
Задачи: закреплять знания об опасных предметах, умение объяснять свой выбор; формировать умение оценивать поступки, проявлять оценочное отношение к событиям; развивать логическое мышление, чувство ответственности за поведение.
Игровой материал : карточки, на которых изображены: на правой половинке предмет, на левой - изображение того, как используется предмет; карточка- элемент пожарного щита
Игровые действия : дети по очереди выкладывают полученные заранее карточки, определяют: этим предметом можно пользоваться самостоятельно, под присмотром взрослых или детям этим предметом пользоваться нельзя; прикладывают к соответствующей картинке (условному значку, объясняют.
Игровые правила : картинки с изображением предмета и условный значок должны соответствовать (можно самостоятельно пользоваться, под присмотром взрослого, нельзя детям). За выполненные задания дети получают карточку - элемент пожарного щита.
Ход игры: дети получают карточки. Ведущий предлагает считалкой выбрать, кто будет выкладывать карточку первым. Просит определить, кто может пользоваться предметом, изображённым на картинке (ребенок самостоятельно, ребенок под присмотром взрослых, только взрослые) и объяснить. Выкладывает карточку тот, кто быстрее правильно определил. Игра заканчивается, когда правильно будут выложены все карточки, за что дети получают карточку - элемент пожарного щита.
№6. «Какой ты, огонёк?»
Задачи: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Игровой материал : два игровых поля (два круга с плоскостным изображением «доброго» и «злого» огня); карточки с картинками на прищепках; карточка - элемент пожарного щита.
Игровые действия : каждый ребёнок размещает на соответствующее игровое поле картинку, при этом определяет свойство огня («добрый» или «злой», рассказывает, почему так считает.
Игровые правила : картинки с изображением огня детям необходимо распределить на соответствующее поле («огонь добрый» или «огонь злой», объяснить, почему так считают.
Ход игры: взрослый спрашивает у детей : «Почему говорят, что огонь бывает «добрый», а бывает «злой»?». Выслушивает ответы детей. Затем каждый ребё нок получает карточку с картинкой и выполняет задание: определить, какой у него изображён огонь – «добрый» или «злой», разместить на соответствующее поле и объяснить своё решение. Когда все картинки будут размещены правильно, дети получают карточку - элемент пожарного щита.
Варианты игры: детям предлагается составить предложение или рассказ по картинке; ответить, как «добрый огонь» может превратиться в «злого».
Игра №7. «Огоньки безопасности»
Задачи: формировать знания о причинах пожара, месте возникновения и способах тушения огня; способствовать развитию собственного познавательного опыта и умению понятно излагать свои мысли; развивать мышление, речь; воспитывать чувство осторожности и ответственности за свои поступки.
Игровой материал : игровое поле (плоскостное сюжетное изображение, карточки - «огоньки» с сюжетной картинкой (причины пожара, карточка - элемент пожарного щита.
Игровые действия : дети раскладывают на игровое поле полученные заранее карточки – «огоньки» и называют, что могло стать причиной пожара в данном месте (на улице, в доме, в лесу и т. д.)
Игровые правила : карточки «огоньки» раскладываются на игровой основе, называется причина пожара.
Ход игры: ведущий предлагает детям взять по одной картинке, рассмотреть её, определить, где произошёл пожар, объяснить, что могло стать причиной пожара и прикрепить к соответствующему месту. Когда все игроки справились, получают карточку - элемент пожарного щита.
Варианты игры: на игровом поле разложены «огоньки» с сюжетными картинками. Взрослый читает стихотворение или загадку по сюжету картинки. Дети находят соответствующую тексту картинку и называют, какие правила нужно соблюдать, чтобы не случился пожар (в доме, в лесу, на улице и т. д.).
Игра №8. «Правила поведения при пожаре»
Задачи: формировать умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях; развивать речь, мышление, память.
Игровой материал : карточки с сюжетными картинками, карточки с текстом (правила поведения при пожаре); карточка - элемент пожарного щита.
Игровые действия : игроки слушают правило, находят соответствующую картинку и объясняют выбор.
Игровое правило : к каждому правилу нужно подобрать соответствующую картинку.
Ход игры: ведущий напоминает детям, что существуют правила безопасности, которые нужно соблюдать; читает правила, а детям предлагает найти соответствующую названному правилу картинку. Когда все картинки будут подобраны, игроки получают в вознаграждение карточку-элемент пожарного щита.
Варианты игры: ведущий предлагает детям рассмотреть картинки и самостоятельно назвать правило поведения при пожаре. Далее проводит беседу о том, как правильно вести себя, чтобы пожар не случился; как вызвать службу спасения в случае чрезвычайной ситуации.
Игра №9. «Правила знай и не нарушай»
Задачи: формировать представления о правилах безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ по картинке.
Игровой материал : карточки – сюжетные картинки с изображением различных жизненных ситуаций; карточка - элемент пожарного щита.
Игровые действия : дети получают карточки – картинки, рассматривают их, составляют краткий описательный рассказ и называют соответствующее правило пожарной безопасности.
Игровые правила : на каждой картинке изображено правило безопасности. Необходимо составить рассказ по картинке и назвать соответствующее правило безопасности.
Ход игры: ведущий предлагает заработать ещё один элемент пожарного щита. Для этого необходимо выбрать картинку, рассмотреть её, составить краткий описательный рассказ по ней и назвать, какое правило безопасности нужно соблюдать, чтобы не случился пожар.
Варианты игры: игроки делятся на пары. Обмениваются карточками и называют правила.
Игра №10. «Юный пожарный»
Задачи: формировать представления о значении правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; развивать логическое мышление, память.
Игровой материал : карточки – домино с предметными картинками.
Игровые действия : дети по очереди прикладывают свою карточку (одну из полученных трёх) к карточке, выложенной ведущим, и объясняют, что изображено, где и для чего используется.
Игровые правила : каждую карточку необходимо комментировать (что это, где и для чего используется)
Ход игры: игроки получают карточки по три штуки. Взрослый выкладывает одну карточку первым. Игрокам предлагается отыскать у себя и приложить соответствующую картинку, далее назвать, что изображено на картинке и для чего предназначается. Так игра продолжается, пока не будут задействованы все картинки.
Варианты игры: после объяснения, где и когда изображённый на карточке предмет используется, игрокам предлагается поделить слова (обозначающие предмет на картинке) на слоги, составить предложение с заданным словом, загадать загадку.
- просмотр обучающих мультипликационных фильмов
Игровой материал : карточки – картинки с изображением предметов на пожарную тему - билеты в кинотеатр; смайлики – «смешарики», ноутбук. диски
Игровые действия : участники игры смотрят мультипликационный фильм и отвечают на вопросы ведущего по содержанию фильма.
Игровые правила : для того, чтобы посмотреть мультипликационный фильм, необходимо «купить билет». Для этого надо правильно назвать, что изображено на карточке.
Ход: дети получают «билеты», смотрят мультипликационный фильм, отвечают на вопросы ведущего по содержанию мультфильма. Активные участники получают смайлики - «смешарики».
Варианты: по окончанию просмотра детям предлагается самостоятельно (или с помощью взрослого) рассказать содержание мультипликационного фильма.
- подвижные игры
Игровой материал : коробка с картотекой подвижных игр и медальками для вознаграждения; коробка с материалами для предложенных подвижных игр.
Игровые действия : ведущий определяет, кто из игроков выберет игру. Далее взрослый читает название игры, напоминает детям условия и ход игры. Вместе играют.
Игровые правила : необходимо придерживаться правил игры. Активные участники получают медальки.
Варианты игры: взрослый называет игру, а условия игры и ход рассказывает участник игры (ребёнок)
-Дидактическая игра
«Какое правило безопасности нарушил сказочный герой»
(путешествие по сказкам)
Игровой материал : папка с сюжетными картинками из сказок: картинки с изображением сказочных героев для вознаграждения.
Игровые действия : участникам игры необходимо ответить, какое правило безопасности нарушил сказочный герой из сказки, изображённой на картинке.
Игровые действия : игроки получают по картинке, рассматривают и отвечают: какая сказка, кто герой и какое правило безопасности нарушил.
Игровые правила : у каждого ребёнка своя картинка. Необходимо назвать название сказки, сказочного героя и какое правило безопасности он нарушил в данной сказке.
Ход игры: ведущий (взрослый) предлагает детям отправиться в путешествие по сказкам. Напоминает, что во время путешествия необходимо соблюдать правила безопасности. Вместе с детьми перечисляют знакомые правила безопасного поведения на дороге, в доме, в лесу и т. д. Каждый игрок получает картинку, рассматривает её. Ведущий предлагает назвать, какая сказка изображена на картинке, какой сказочный герой и какое правило безопасности он нарушил в данной сказке.
Варианты игры: ведущий называет правило, игроки находят соответствующую картинку и называют героя.