Елена Кириллова
Картотека прогулок на июль для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка № 1
Тема: наблюдение за дождевым червем.
Цель: познакомить с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни, средой обитания
Словарная работа: обитатели, дождевые, подземные, почва.
Художественное слово:
Я смотрю на червяка.
Вижу мягкие бока,
Хвостик загнут, как крючок.
Что за милый червячок!
Только где же голова?
Где же глазик или два? Червячка вокруг кручу,
Глазки я найти хочу.
Может, лучик ярким был,
И червяк глаза закрыл?
Публикация «Картотека прогулок на июль для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Загадка: Мой хвост не отличишь от головы. Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)
Структура наблюдения: - Кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше? Где это было?
- Почему черви называются дождевыми?
- Когда легче всего можно их обнаружить?
Обратить внимание детей на то, что эти подземные жители чаще всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и им не хватает воздуха. Предложить ребятам собирать всех дождевых червяков, которые оказались на пешеходной дорожке, и переносить их в безопасное место: на клумбу, под дерево, на огород. Обсудить, зачем нужно это делать.
- Что бы могли сказать детям эти животные, если бы умели говорить?
Карточка № 2 Тема : наблюдение за полынью
Цель: познакомить с полынью. Разобрать ее строение, поговорить о пользе
Словарная работа: полынная, горькая, змеевик, чимка.
Художественное слово:
Боpька вместо молочка
Съел полыни гоpькой.
Закp ичала Таня: "Кинь!
Выплюнь гоpькyю полынь!”
Структура наблюдения:
-Как называется эта трава?
-Где она растет?
- Как ее используют люди?
Полынь в народе звали: чернобыль, полынная трава, вдовья трава, змеевик, божье дерево, степная чимка. Полынь горькая – одно из самых горчайших наших растений. Полыни у славянских народов приписывалась чудодейственная сила. На Руси накануне праздника Ивана Купалы поселяне опоясывались чернобыльником, надевали на голову венки из него. Это должно было на целый год оградить от болезней, колдовства и встречи с чудовищами.
Карточка № 3
Тема: Наблюдение за тенью
Цель: разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени.
Словарная работа: темнота, тень, пятно.
Художественное слово:
Е. Шен, У. Шао-Шань «Тень»
Хорошо в жаркий день
Встретить тетушку Тень!
Под зеленой листвой
Повстречались с тобой.
Мы плясали в тени,
Мы смеялись в тени.
Она туда, куда и ты,
Ни пить, ни есть не просит.
Но так боится темноты,
Что тут тебя и бросит (тень).
Структура наблюдения:
В солнечный день обратить внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними.
- Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше).
- На что похожи тени детей? Предложить детям попробовать догнать свою тень.
- Почему это невозможно?
- А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать? :
Карточка № 4 Тема : Наблюдение за подорожником
Цель: познакомить с лекарственным растением — подорожником. Разобрать его строение, поговорить о пользе.
Словарная работа: невзрачный, лекарственное, жилки, семижильник.
Художественное слово:
Ты найдёшь его всегда,
Вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут,
Подорожником зовут.
Он невзрачный и простой, Но всегда помощник твой.
К ранке листик приложи,
Да покрепче привяжи.
Ранка быстро заживёт,
Боль, обида пропадёт!
Структура наблюдения:
- Как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам).
-Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? У него почти нет стебля.
- Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Жилки листа подорожника выступают наружу. Их можно пощупать, а у других трав нет. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный».
- Где применяют это растение? Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.
Карточка № 5
Тема: «Наблюдение за продолжительностью дня»
Цель: дать представление о продолжительности дня. Об изменениях, какие произошли с солнцем летом.
Словарная работа: продолжительность дня, темнеет,
Художественное слово:
Летом спит по малу солнце,
Не дает дремать лучам.
Видит маленькие сонцы
Летом солнце по ночам. А зимою как-то сонно
В небе светится дневном
И сползает с небосклона,
Засыпая длинным сном.
Структура наблюдения:
- Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно?
- Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.
Карточка № 6 Тема : «Наблюдение за ветром
Цель: Повторить понятие «ветер», что происходит с деревьями в ветряную погоду.
Словарная работа: дует, раскачивает, сносит, ураган.
Художественное слово:
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (Ветер)
Структура наблюдения:
- Что происходит с деревьями в ветреную погоду.
- Как раскачиваются деревья, гнутся ветки?
- Почему так неспокойно ведут себя деревья?
- Какой дует ветер: холодный или теплый?
- Как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает? (Ураган.)
Карточка № 7
Тема: «Наблюдение за птицами»
Цель: продолжить знакомить детей с птицами. Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память.
Словарная работа: соловей, совушка, скворушка, свиристель, коростель, орлан, чиж, зяблик.
Художественное слово:
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Структура наблюдения:
- Какие птицы прилетают к нам на участок? Какого они размера?
- Какую пользу приносят птицы?
- Какая у них окраска? Чем питаются?
- Какие изменения в жизни птиц происходят летом?
- Как птицы заботятся о своем потомстве?
- Каких птиц вы еще знаете?
Отметить что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. Обратить внимание на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.
Карточка № 8 Тема : «Наблюдение за цветущими растениями»
Цель: познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.
Словарная работа: травянистые, цветущие, лекарственные.
Художественное слово:
Загадка. Весь день гостей встречают, Медом угощают. (Цветы)
Структура наблюдения:
Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай.
Карточка № 9
Тема: «Наблюдение за солнцем»
Цель: Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем.
Словарная работа: запад, восток, ясный, пасмурный.
Художественное слово:
Горячая яичница
Висит над головой.
Но снять ее,
Но съесть ее
Не можем мы с тобой. (Солнце) В. Лунин. Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
Я. Суриков
Структура наблюдения:
- В какой стороне солнышко утром? Солнышко встает на восходе, а вечером солнышко спрячется на западе, то есть в другой стороне.
- Какой сегодня день, ясный или пасмурный? День солнечный, поэтому радостное настроение, хочется играть, смеяться.
- Легко ли посмотреть на солнце. Почему?
Карточка № 10 Тема : «Наблюдение за одуванчиком»
Цель: продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
Словарная работа: семена, отцветает, воздушные.
Художественное слово:
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт — нарядится,
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
Ярко-желтый одуванчик!
Ты зачем сменил кафтанчик?
Был красивым, молодым,
Стал, как дедушка, седым!
Структура наблюдения:
- Как выглядит одуванчик?
- Как распространяются его семена?
- Почему говорится, что у одуванчика два платья?
- Какое у него другое платьице?
- Из чего состоит белое платье?
- Знаете ли вы, для чего нужны одуванчику пушинки-семена?
- А когда он отцветает?
Карточка № 11
Тема: «Наблюдение за дождливой погодой».
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.
Словарная работа: дождливая, ненастная, косой, прямой.
Художественное слово:
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей
– Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей,
Вырастут цветочки
И зеленые листочки! С неба пришел, В землю ушел. (Дождь)
Структура наблюдения:
- Откуда берется дождь?
- Куда деваются лужи
- Зачем нужен дождь?
- Как стекает дождевая вода?
Понаблюдать с детьми за летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, какие на асфальте лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце. Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный - ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. В прошлом магическое вызывание дождя со временем превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем.
Карточка № 12 Тема : «Наблюдение за сверканием молнии во время грозы»
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятия «молния», «гроза».
Словарная работа: разряд, искра, шаровая, линейная, электричество.
Художественное слово:
Раскаленная стрела Дуб свалила и ушла. (Молния)
Трах-тарарах!
Бредет баба на горах,
Кочергой бренчит,
На весь мир ворчит. (Гроза)
Громко стучит,
Звонко кричит,
А что говорит,
Никому не понять
И мудрецам не узнать. (Гром)
Структура наблюдения:
Молния – это сильная электрическая искра (разряд, которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации. Молнии бывают узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными. Бывает еще и шаровая молния она имеет форму шара (иногда вытянутая). Цвет молнии – белый, голубой, фиолетовый и черный. Вспыхивает молния, гремит гром.
Как надо вести себя во время грозы? Грозы и молнии не стоит бояться, но их надо остерегаться:
Нельзя подходить близко к окнам.
Нельзя брать в руки металлические предметы, так как они притягивают электричество.
На улице нельзя вставать под высокие деревья (особенно под тополь) : они притягивают электрический разряд (молнию, который разбивает и воспламеняет их.
Карточка № 13
Тема: «Наблюдение за муравьями»
Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.
Словарная работа: муравейник, челюсти, хищники.
Художественное слово:
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши - муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом. Л. Гулыга
Структура наблюдения:
- Как выглядят муравьи? Как они передвигаются?
- Куда ползут муравьи? Что несут? Чем питаются?
- Как называется муравьиный дом?
- Много ли дорожек вокруг муравейника?
- Из чего муравьи строят свой дом?
- Какие враги есть у муравьев?
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Карточка № 14 Тема : «Наблюдение за подорожником» (повторное)
Цель: продолжить знакомство с подорожником. Разобрать, почему индейцы назвали подорожник «следом белого человека».
Словарная работа: семена, крылышки, парашутики, шипы.
Художественное слово: загадка
Лег пластом у дороги,
Разметал руки-ноги.
Его бьют сапогом,
Его бьют колесом,
Ему всё нипочём. (Подорожник)
Структура наблюдения:
Сегодня мы с вами рассмотрим растение, которое индейцы назвали следом белого человека. Это подорожник. Рассмотрите султанчики. Кто переносит семена? Ведь у них нет крылышек, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника (их переносят на ногах). Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему (нет). Смочим семена в воде. Теперь прикоснитесь к ним. Семена прилипли! Смешайте семена с сырой землей. Когда дождь пройдет, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках. Почему же индейцы назвали это растение следом белого человека, теперь догадались (белые люди на обуви с грязью принесли семена?
В Америке подорожник до прихода туда белых людей не рос. Там, где они проходили, появлялся подорожник. Вот и назвали это растение следом белого человека.
Карточка № 15
Тема: «Наблюдение за комаром»
Цель: познакомить с комаром, его образом жизни, условиями для жизни.
Словарная работа: насекомое, комариха, хоботок.
Художественное слово:
Ванька, Ванька - комарок,
Улети на свой дворок!
Там твой дедушка
– Кушает репушку,
Там твоя бабушка – Кушает оладушки.
Тебя ожидают,
Кусочки доедают!
Загадка: Самого не видно,
А песню слышно. (Комар)
Структура наблюдения:
- Как выглядит комар?
- Как он передвигается?
- Чем питаются комары?
- Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?
- Почему комаров называют вредными насекомыми?
- Какие враги есть у комаров?
На вид комарик небольшой и безобидный – у него тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. Кусают комарихи. Укусы комарихи болезненны и вызывают зуд.
Карточка № 16 Тема : «Наблюдение за песком»
Цель: выявить свойства песка, определить сходства и отличия между песком и почвой.
Словарная работа: сухой, сырой, рассыпается.
Художественное слово:
Загадка: Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой. Как намочишь ты его,
Так построишь хоть чего. (Песок)
Структура наблюдения:
Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой - рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина, на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются. Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету, проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы.
Карточка № 17
Тема: «Наблюдение за жуками»
Цель: продолжать знакомить с жуками, их образом жизни, условиями для жизни.
Словарная работа: жук - олень, жук - усач, «носорог».
Художественное слово:
Черен, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
А сядет – землю роет. (Жук) В. Л. Гаазов «Жуки» : Есть огромный жук-олень,
Носить рога ему не лень.
Ими он врагов пугает,
Съесть себя не позволяет.
Жук с названьем «носорог» :
Видишь крепкий сильный рог?
Для врагов он устрашенье,
Для жука же – украшенье.
Структура наблюдения:
- Как выглядят жуки?
- Как они передвигаются?
- Чем питаются жуки?
- Какие враги есть у жуков?
- Где зимуют жуки?
Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них - летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Помочь детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.
Карточка № 18
Тема: «наблюдение за трудом взрослых»
Цель: дать знания о том, как надо ухаживать за посадками в огороде и на цветочной клумбе.
Словарная работа: рыхлить, окучивать, пропалывать.
Художественное слово:
Г. Лагздынь Не ленись, моя лопатка,
Будет вскопанная грядка.
Грядку граблями пригладим,
Все комочки разобьем,
А потом цветы посадим,
А потом водой польем.
Лейка, лейка, лей, лей!
Грядка, грядка, пей, пей!
Структура наблюдения:
- Какие растения вы знаете?
- Где растут растения?
- Зачем нужно полоть растения?
- Какие инструменты и инвентарь можно использовать при прополке и поливе растений?
Обратить внимание на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Понаблюдать, как это делают дети подготовительной группы и воспитатель. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения.
Карточка № 19
Тема: «Наблюдение за водой»
Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают.
Словарная работа: холодная, теплая, горячая, прозрачная, бесцветная.
Художественное слово:
Загадка: Мною можно умываться,
Я умею поливаться,
В кранах я живу всегда.
Ну конечно, я. (вода). Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Структура наблюдения:
Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана - холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода. Определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут.
Карточка № 20
Тема: «Наблюдение за радугой после дождя»
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятие «радуга»
Словарная работа: разноцветная, дуга, преломление.
Художественное слово:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Появились на пути.
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
Что за чудо-коромысло,
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветные ворота
Что зовутся. (Радуга) Дождик кончился, и солнышко взошло.
И на небе чудо произошло,
Протянулась в небе радуга-дуга,
Серые и тучные пронзая облака.
Переливаясь разными цветами,
Под солнечными яркими лучами,
Радует она всех нас всегда,
И небо украшает радуга-дуга!
Структура наблюдения:
- Когда появляется радуга?
- На что похожа радуга, когда появляется на небе?
Воспитатель предлагает детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о её появлении, рассказать, чем она нравиться; назвать цвета радуги и посчитать их. Рассказывает, что особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из-за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу. Если стать лицом к солнцу, то радугу не увидеть