Аперян Нане
Картотека дидактических игр по формированию навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка "Картотека дидактических игр по формированию навыков самообслуживания"
Современная действительность требует постоянных изменений, усовершенствований в образовательной системе. Данная тенденция характерна не только для средних и высших, но и дошкольных образовательных учреждений. В рамках воспитания и развития детей в условиях детского сада необходимы особые образовательные условия и новые подходы. В связи с этим, особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности работы в дошкольном учреждении, и создаются специальные образовательные условия. Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений, так как алгоритм это и есть способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач. Следовательно, наряду с воспитательно-образовательным процессом необходимо включать познавательно-игровую деятельность по формированию бережливого мышления детей и отношения их к окружающему миру, ресурсам и времени. Для каждого вида деятельности ребёнка разработаны алгоритмы действий в виде ярких, красочных картинок. Так в жизнь дошкольников внедрена визуализация предметно-пространственной среды, когда алгоритмы, используемые во всех рабочих помещениях группы, помогают детям ориентироваться, применять на практике имеющиеся знания и совершенствовать навыки. Внедрив алгоритмы, стало ясно, что визуализация для дошкольников понятна лучше, чем другие методы и приемы, используемые для работы с детьми. Алгоритмы. необходимы ребенку с дошкольного возраста. Правильная и чёткая расстановка действий способствует лучшему восприятию жизнедеятельности в группе. Так же помогает лучше адаптироваться в новых и непривычных условиях. В старшем дошкольном возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую деятельность.
Публикация «Картотека дидактических игр по формированию навыков самообслуживания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
«Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие». Самообслуживание это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет представление о себе и об окружающем мире. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своих детей. Некоторые родители зачастую делают всё за ребёнка (одевают, кормят и т. д., считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо). Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность, формируется потребительское отношение к окружающим. В связи с вышесказанным передо мной встала проблема развития навыков самообслуживания, развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Я обратила внимание на то, что ребенок дошкольного возраста, даже при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу. Часто дети, овладев необходимыми навыками, не могут правильно определить порядок своих действий. Для решения этой задачи для каждого вида деятельности (познавательной, игровой, творческой и т. д.) ребёнка мною разработаны алгоритмы действий в виде ярких, красочных картинок, использование алгоритмов помогают детям выделять главное, определить последовательность своих действий, найти взаимосвязь между ними. Учитывая, что ребёнок в жизни достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, сигналы светофора и т. д., он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Применение графической аналогии позволяет научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Так в жизнь дошкольников внедрена визуализация предметно-пространственной среды, когда правила-подсказки, схемы, алгоритмы, используемые во всех рабочих помещениях группы, помогают детям ориентироваться, применять на практике имеющиеся знания и совершенствовать навыки. Внедрив алгоритмы, стало ясно, что визуализация для дошкольников понятна лучше, чем другие методы и приемы, используемые для работы с детьми. Алгоритмы и правила, необходимы ребенку с младшего дошкольного возраста. Правильная и чёткая расстановка действий способствует лучшему восприятию жизнедеятельности в группе. Так же помогает лучше адаптироваться в новых и непривычных условиях. В старшем дошкольном возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую деятельность. Для решения задач по формированию навыков самообслуживания я создала алгоритмы :
1. «Алгоритм одевания одежды»
2. «Алгоритм складывания одежды в детский шкаф»
3. «Алгоритм мытья рук»
4. «Правила посещения туалета»
5. «Алгоритм дежурства в природном уголке»
6. «Алгоритм дежурства по столовой»
«Алгоритм одевания одежды» и «Алгоритм складывания одежды в детский шкаф" размещаются в групповой раздевалке. Разместив алгоритмы в раздевалке, я предварительно беседую, обязательно показываю детям каждую картинку, объясняю, в каком порядке нужно одевать вещи. Далее для закрепления последовательности действий я использую дидактические игры на липучках «Алгоритм одевания одежды» и «Алгоритм складывания одежды в детский шкаф". Таким образом, ребенок, быстро запоминает последовательность одевания одежды и порядок складывания одежды в детский шкаф и не тратит напрасно время, не затрачивает лишние усилия, тем самым сокращая время сбора на прогулку. Это создает атмосферу комфорта, радости, успеха от своих маленьких достижений.
В туалетной комнате я разместила схемы-алгоритмы «Алгоритм мытья рук» и «Правила посещения туалета», которые последовательно отражают весь процесс умывания, начиная с «закатывания рукавов» и заканчивая завершающим этапом процесса – «опусканием рукавов» и «Вхождения в туалетную комнату» и заканчивая завершающим этапом процесса «включающим в себя использование индивидуального полотенца». Также для закрепления использую дидактические игры на липучках «Алгоритм мытья рук» и «Правила посещения туалета».
Ещё один из видов трудовой деятельности, где я пользую алгоритмы, это «Алгоритм дежурства по столовой». Дети с большим удовольствием участвуют в процессе сервировки столов. В самом начале, когда дежурство идет на уровне поручений, педагог показывает и объясняет не всю программу действий сразу, а каждый отдельный прием по очереди. Воспитатель постепенно ведет малыша по пути совершения трудового действия, выступая в роли своеобразного «поводыря», добивается того, чтобы ребенок действовал в соответствии с заданным образцом. После того, как ребёнок усвоил, увидел, из каких приемов слагается трудовое действие, мы начинаем использовать алгоритмы, позволяющие ребёнку усвоить в какой последовательности их надо выполнять. В алгоритме подробно представлен весь процесс сервировки. В своей работе я применяю «Алгоритм дежурства в уголке природы». Дети наглядно видят, как нужно ухаживать за растением, в какой последовательности осуществлять полив. Закрепляют играя дидактические игры «Алгоритм дежурства по столовой» и «Алгоритм дежурства в уголке природы».
Основная часть
«Картотека дидактических игр по формированию навыков самообслуживания для детей среднего дошкольного возраста» помогает воспитателям дошкольных образовательных учреждений осуществлять групповую и индивидуальную работу по формированию навыков самообслуживания, позволяет детям овладевать навыками самообслуживания и закреплять их в игровой форме.
Методическая разработка состоит из пояснительной записки, методических рекомендаций для педагогов, дидактических игр, перечня используемых методических источников и приложения.
Цель : создания условий для формирования навыков самообслуживания;
Задачи:
-Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой и после еды, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
-Совершенствовать умение самостоятельно раздеваться и одеваться;
- Приучать аккуратно складывать одежду, вешать одежду в шкафчики,
-Участвовать в дежурстве (аккуратно расставлять хлебницы с хлебом, чашки с блюдцами, глубокие тарелки под суп, мелкие под второе блюдо, ставить салфетницы, раскладывать правильно столовые приборы (ложки, вилка, нож).
Дидактическая игра «Моем руки правильно»
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру, которую можно использовать по социально-коммуникативному развитию. Игра развивает логическое мышление, память, воображение и мелкую моторику рук, позволяет формировать культурно-гигиенические навыки у детей.
Дидактическая игра "Моем руки правильно»
Цель: Воспитывать культурно-гигиенические навыки (мытье рук); закреплять у детей знание личной гигиены и их значения; формировать здоровый образ жизни и правила безопасности; формировать умение активно взаимодействовать в совместной игре и умение договариваться, учитывая интересы других.
Материал: карточки алгоритма умывания, поле.
Ход игры
1 вариант
Нужно предложить ребенку составить алгоритм мытья рук, разложив на столе карточки по последовательности. В данном случае игру можно проводить, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди составляют последовательность мытья рук)
2 вариант - лото
Игру можно проводить с 2 и больше детьми, тогда карточки и материал нужно подготовить на всех. Ведущий называет (показывает карточку, а ребенок ее находит и закрывает клетку, соответствующую алгоритму мытья рук. Побеждает тот, кто первым составит последовательность мытья рук.
Можно предложить детям самостоятельно разложить карточки по назначению на поле.
Игру можно проводить с детьми используя интерактивную педагогическую технология "В парах" (дети раскладывают карточки работая в паре)
3 вариант
Предложить ребенку составить рассказ- описание по алгоритму: как нужно правильно мыть руки, в каких случаях это следует делать, а также зачем нужно мыть руки. Составлять рассказ можно, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди называют последовательность мытья рук, в каких случаях нужно мыть руки и зачем нужно их мыть).
Дидактическая игра "Как правильно складывать одежду в шкаф"
Придя в детский сад, дети часто складывают свои вещи в шкаф, не зная правильной последовательности. Алгоритм складывания вещей в шкафчик помогает удобно и наглядно запоминать детям свои действия.
Алгоритм разделен на три полки шкафчика в детском саду. Где можно увидеть в картинках правильную последовательность при складывании вещей.
На первой полке следует оставлять головные уборы: шапки, шарфы, платок, расческа. То есть ребенок должен понимать, что данные вещи должны лежать отдельно в целях соблюдения санитарно-гигиенических навыков.
На второй полке, являющейся основным отделом шкафчика, следует размещать: куртки, штаны, юбки, платья, шорты, футболки. На полке есть специальные крючки, на которые дети должны научиться вешать свою верхнюю одежду. Это необходимо для того, чтобы она не помялась и оставалась в чистоте.
На третьей полке расположена обувь. Следует четко отделять верхние и нижние элементы одежды. Ребенок должен осознавать, что подошва обуви может быть пыльной и грязной. Именно из-за этого её никак нельзя помещать на верхнюю полку.
Такой красочный алгоритм о бережливых технологиях позволяет не запутаться детям и родителям. Он приучает ребенка к самостоятельности и порядку. Ведь порядок в шкафу – порядок в голове!На основе данного алгоритма разработана дидактическая игра "Как правильно складывать одежду в шкаф"
Дидактическая игра "Как правильно складывать одежду в шкаф"
Цель: учить детей правильно складывать одежду в шкаф; воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Материал: карточки с предметами одежды, обуви, головных уборов, игровое поле.
Ход игры: детям предлагается правильно размещать картинки с предметами одежды и обуви. Можно предложить варианты "Что лишнее","Найди ошибку".
Дидактическая игра «Алгоритм одевания одежды»
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру, которую можно использовать по социально-коммуникативному развитию. Игра развивает логическое мышление, память, воображение и мелкую моторику рук, позволяет формировать культурно-гигиенические навыки у детей.
Дидактическая игра «Одеваемся на прогулку»
Цель: расширять и уточнять знания детей об одежде.
Развивать память, внимание, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи; формировать умение активно взаимодействовать в совместной игре и умение договариваться, учитывая интересы других.
Материал: карточки алгоритма одевания, поле.
Ход игры
1 вариант
Нужно предложить ребенку составить одевания, разложив на столе карточки по последовательности. В данном случае игру можно проводить, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди составляют последовательность одевания)
2 вариант - лото
Игру можно проводить с 2 и больше детьми, тогда карточки и материал нужно подготовить на всех. Ведущий называет (показывает карточку, а ребенок ее находит и закрывает клетку, соответствующую алгоритму одевания. Побеждает тот, кто первым составит последовательность одевания. Можно предложить детям самостоятельно разложить карточки по назначению на поле.
Игру можно проводить с детьми используя интерактивную педагогическую технология "В парах" (дети раскладывают карточки работая в паре)
3 вариант
Предложить ребенку составить рассказ- описание по алгоритму: как нужно правильно мыть руки, в каких случаях это следует делать, а также зачем нужно мыть руки. Составлять рассказ можно, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" .
Аналогично проводятся игры по алгоритмам «Правила посещения туалета»,
«Алгоритм дежурства в природном уголке, «Алгоритм дежурства по столовой».
Заключение
Алгоритмы - это попытка задействовать для решения задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Используя алгоритмы, я пришла к выводу, что у детей процесс формирования навыков самообслуживания стал проходить гораздо легче, дети быстрее стали усваивать последовательность одевания, раздевания. Алгоритмы можно использовать в любом виде деятельности дошкольников. Они облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения материала. Дети, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, лучше адаптируются в школе, поскольку ещё с ранних лет были обучены алгоритмизации действий. Следовательно, организуя работу по вышеуказанному принципу, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем коммуникативные, познавательные и творческие способности ребенка, способность совершать в правильном порядке те или иные операции, а также сокращаем время, затраченное на организацию режимных моментов.