Наталья Азоркина
Методическая разработка интегрированной организованной образовательной деятельности «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
обобщить и закрепить знания детей по речевому и познавательному развитию.
Задачи:
Образовательные : закреплять характерные признаки времен года, названий
месяцев; закрепить умение работать с таблицами, схемами для развития связной
речи детей; продолжать учить решать простые арифметические задачи и
логические задачи; закреплять и расширять пространственные представления;
формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно,
Публикация «Методическая разработка интегрированной организованной образовательной деятельности „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
счету парами, называть соседей числа; продолжать учить детей решать
арифметические задачи; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в
клетку; закреплять умения называть числа в прямом и обратном порядке в
пределах 10; закрепить знания о составе числа из двух меньших; упражнять в
назывании последующих и предыдущих чисел; совершенствовать навыки детей
пользоваться знаками действия; развивать глазомер, зрительную память,
внимание; формировать познавательные интересы; вспомнить и закрепить ранее
приобретенные детьми приемы конструирования;
Развивающие: развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы;
развивать смекалку, зрительную память, воображение;
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания;
развивать речь, мышление, внимание, сообразительность, находчивость, память;
развивать мелкую моторику, познавательные процессы;
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества в игре и в
непосредственно образовательной деятельности, самостоятельность,
инициативность, активность, ответственность;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
самостоятельно выполнять ее;
воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
Интеграция образовательных областей.
ОО «Социально - коммуникативное развитие» продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радоваться хорошим работам товарищей; укреплять нравственные человеческие качества, уважительное, доброжелательное отношение к окружающим, людям старшего поколения. Продолжать воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих.
ОО «Физическое развитие» : продолжать обеспечивать гармоничное развитие детей, формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения при физминутке. Способствовать к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, применять здоровьесберегающие технологии при организационной гимнастике, пальчиковой гимнастики.
ОО «Познавательное развитие» : продолжать развивать воображение и творческую активность детей, восприятие, внимание, память, способность анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов; повторить времена года, их отличительные особенности, продолжать развивать мелкую моторику, развивать логическое мышление
ОО «Речевое развитие» : продолжать развивать диалогическую речь,
умение отвечать на вопросы; развивать смекалку, зрительную память,
воображение; способствовать формированию мыслительных операций,
развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
развивать речь, мышление, внимание, сообразительность, находчивость, память;
развивать мелкую моторику, познавательные процессы.
Методические приемы : игровой (использование сюрпризных моментов,
выполнение игровых действий, физкультминутка);
наглядный (использование иллюстрации, карточек, геометрических фигур,
цифр, картинок);
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей,
беседы, художественное слово);
практический (самостоятельная деятельность детей, работа с мнемотаблицей,
карточками с заданиями, геометрическими фигурами, цифрами, анализ
занятия);
Предварительная работа по образовательным областям :
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : изготовление дидактических игр. Слушание произведений композитора А. Вивальди «Времена года».
ОО «Социально - коммуникативное развитие» : пополнение Центра речевого развития: альбомами, настольно печатными играми «Времена года», мнемотаблицами «Времена года».
ОО «Познавательное развитие» : рассматривание альбомов «Времена года», слайдов с весенними явлениями в природе, противоположных слов «Скажи наоборот».
ОО «Речевое развитие» : проведение занятий по продуктивным видам деятельности по лексической теме «Весна», составление описательного рассказа по картине «Весна», активизация словаря: упражнять в словообразовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнять в подборе антонимов – прилагательных и антонимов – глаголов, рассматривание картины «Весна»,
ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Перелет птиц», разучивание физкультурной минутки «Буквы», пальчиковой гимнастики «Мы точили карандаш».
Используемые формы организации познавательной деятельности детей : на занятии используется групповая форма организации деятельности детей и фронтальная форма, что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности на занятии. Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Музыкальная композиция В. Шаинский «Чему учат в школе?», письмо, мяч, коробочка, картинки по теме «Весна», часы, мнемотаблица.
Раздаточный: Индивидуальные карточки с заданиями, вырезанные ласточки с примерами, гнезда с цифрами, геометрические фигуры, математические знаки набор букв, набор цифр.
Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь. Активизировать
употребление в речи названий предметов. Развитие навыков словообразования и
словоизменения. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Формировать умение согласовывать слова в предложении. Поощрять
характерное для детей шестого года словотворчество, тактично подсказывать
общепринятый образец слова. Совершенствовать диалогическую речь.
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг и поздороваемся с гостями.
Дети:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробочку и конверт. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим,что там. В конверте лежит письмо, но от кого оно мы узнаем, если отгадаем зашифрованное имя по первым буквам.
Дети: Знайка.
Воспитатель:
Всё ясно, значит, письмо нам прислал Знайка. Теперь мы можем с вами его прочесть.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, который лежит на дне этой коробочки, вы сможете его получить, если выполните все задания. Желаю удачи!»
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите идти в школу? А чему вы хотите там научиться?
Дети:
Мы, хотим научиться: читать, писать.
Воспитатель:
Приступаем выполнять задания.
Задание № 1 «Круглый год».
Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч.
- Сколько всего времён года? (4)
- Сколько всего месяцев в году? (12)
- Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).
- А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).
- Какое сейчас время года? (Весна)
- В какое время года первоклассники первый раз пойдут в школу? (Осенью).
- Как называется этот осенний месяц? (Сентябрь).
- Назовите все месяца года по порядку. (Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь).
- Назови весенние месяцы по порядку. (Март, апрель, май)
Воспитатель: Задание № 2 «Весна».
- Какие признаки весны вы знаете? (Птицы прилетают из теплых стран, появляются почки, распускаются листочки).
- А почему наступает весна, в чем ее сила? (Солнце согревает нас своими лучами. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю, поэтому наступает весна).
Дети, а теперь внимательно посмотрите на эти картинки и расскажите о приходе весны.
Примерный рассказ:
Наступила весна. Солнце светит ярко. Начал таять снег, на реке ледоход. С крыш домов свисают сосульки. От солнечного тепла они тают. Звенит веселая капель. На дорогах появились лужи, и текут ручьи. Дети радостно пускают кораблики по ручейкам. Люди надели легкую одежду и обувь. В лесах появились проталины, где расцвели первые цветы - подснежники. От зимней спячки просыпаются звери: медведи, барсуки, ежи. Прилетели грачи, скворцы. Люди готовят скворечники для них. В садах, огородах, парках идет посадка деревьев, семян овощей и зелени. Весной расцветают деревья, весенние цветы. Весна красивое время года.
Воспитатель: Задание № 3 «Птицы».
- Какие птицы прилетают первыми? (Грачи).
- Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из – под снега, первых червяков).
- Какие птицы прилетают весной позже всех? (Ласточки и стрижи). Почему? (Высоко в небе, они обитают и питаются, а насекомые появляются позднее).
- Назови, каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, дрозд, иволга, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль, чайка).
- Назови, каких зимующих птиц вы знаете? (филин, дятел, синица, снегирь, воробей, ястреб, сорока, ворона, тетерев, голубь, сова, глухарь).
- Ребята, к нам прилетели ласточки. Нужно решить пример и посадить ласточку в ее в гнездо.
(Дети по очереди решают примеры, находят правильный ответ – птичку, и прикрепляют к гнезду).
- Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: Задание № 4 «Буквы, звуки».
Ребята, закончите фразу:
- Букв в русском алфавите? (33)
- Звук – это то, что мы …
- Буква – это то, что мы …
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкие и глухие)
- Назовите, какие гласные звуки вы знаете?
- Ребята, в конверте лежат буквы. Что это за буквы? (Гласные и согласные). Вам нужно разложить буквы в сундучки. Как вы думаете, в каком сундучке лежат гласные буквы, а в каком - согласные? Почему?
Воспитатель: Задание № 5 «Звуковой анализ слова».
Чтобы выполнить задание нам нужно пройти за столы.
Воспитатель:
Из букв составьте слово ВЕСНА. Приготовьте звуковые домики. С помощью звуковых домиков сделаем звуковой анализ слова ВЕСНА.
Воспитатель:
Саша, выходи к доске и проанализируй слово ВЕСНА, а ребята проверят, правильно ли они сделали.
Саша:
В слове ВЕСНА слышится 5 звуков. Первый звук В мягкий согласный, мы его обозначаем зеленым цветом. Второй звук Е гласный, мы его обозначаем красным цветом. Третий звук С твёрдый согласный, мы его обозначаем синим цветом. Четвертый звук Н твердый согласный, мы его обозначаем синим цветом. Пятый звук А гласный, мы его обозначаем красным цветом.
Воспитатель:
Молодец. Садись.
Воспитатель:
Сколько слогов в слове ВЕСНА? А как определить, сколько в слове слогов? (Сколько мы слышим в слове гласных столько и слогов).
Воспитатель:
Молодцы. А сколько слогов в этом слове – ваза, машина, дом, мыло, автобус, тыква, лес.
Воспитатель:
Молодцы. Звуковые домики убираем на край стола.
Воспитатель: Задание № 6 «Составь предложение и схему».
Но сначала давайте вспомним:
- Предложение состоит из …
- Какие бывают слова …
- Чем отличаются короткие слова от длинных? (Разное количество звуков).
- Первое слово в предложении пишется с … (Первое слово предложения начинают писать с заглавной буквы).
- Что означает каждая полоска в предложении? (Слово).
- А что означает первый знак в предложении? (Начало предложения и оно пишется с большой буквы).
- Что ставим, в конце предложения и что это обозначает? (Точку, что предложение окончено).
- Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?,)
- Ребята, вам нужно из слов составить предложение и схему к нему.
У детей на столах карточки со словами, они придумывают с ними предложение.
Дети определяют количество слов в предложении и составляют схему:
МАМА БЕЛКА МАЛЫША МОЕТ СОЛНЫШКО СВЕТИТ ЯРКО ОРЕШКИ ГРЫЗЁТ ЛИСЯТА ИГРАЮТ ЕСТ ВЕСЕЛО ВЕСНА МЕДВЕДЬ МЁД МАЛИНА КУПИЛА ПОСПЕЛА СЛАДКАЯ НАСТУПИЛА ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ ПЛАЧЕТ ДЕВОЧКА ПРИЛЕТЕЛА ЛАСТОЧКА ЗАЦВЕЛИ СУП ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ ПОДСНЕЖНИКИ ПОВАР ВАРИТ ПЕТЯ ЛОВИТ РЫБУ УДОЧКОЙ ЛИЗА ЛИМОНЫ
Воспитатель:
Молодцы. А теперь составьте предложения по заданной схеме.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
Буквы
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О. (Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У. (Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А. (Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья. (Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнут,
То опять плясать начнут.
Воспитатель: Задание № 7 «Царство времени».
- Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы).
- А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?
- Как называются часы, которые будят по утрам?
- Как называются часы, которые стоят на полу?
- Как называются часы, которые висят на стене?
- Как называются часы, которые мы носим на руке?
- Как называются часы с песком?
- Перед вами циферблат с часами укажите с помощью стрелок, в какое время мы встаем, обедаем, ложимся спать.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас тихонько займите свои рабочие места. Чтобы выполнять следующие задания нам нужно подготовить наши ручки.
Пальчиковая гимнастика:
Разотру ладошки сильно, растирают ладошки.
Каждый пальчик покручу, движение «Фонарики».
Поздороваюсь с ним сильно рукопожатие.
И вытягивать начну.
Руки я затем помою, потереть ладошку о ладошку.
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою движение «Замок».
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, пальцы расцепить и перебирать ими.
Пусть бегут как зайчики.
Воспитатель: Задание № 8 «Запиши номер квартиры».
Воспитатель:
Перед вами домик под № 10. Но номера некоторых квартир пропали. Ребята, запишите недостающий номер квартиры на каждом этаже.
Воспитатель:
Ребята, давайте сделаем гимнастику для глаз «Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Воспитатель: Задание № 9 «Реши задачи».
Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение).
1. На ветке сидело 4 птицы. Прилетела еще одна. Сколько стало птичек?
- Какое условие в задаче? Какой вопрос? Когда птица прилетела, их стало больше или меньше? (больше). Какое действие будем выполнять? (Прибавлять, складывать). Какой ответ в задаче? (Всего стало 5 птичек)
Ребенок выкладывает решение на доске.
2. На проталине выросло 8 подснежников. 2 подснежника сорвали. Сколько подснежников осталось на проталине.
- Какое условие в задаче? Какой вопрос? Когда 2 подснежника сорвали, их осталось больше или меньше? (Меньше). Какое действие будем выполнять? (Вычитать, отнимать).
Какой ответ в задаче? (Осталось 6 подснежника).
Ребенок выкладывает на доске решение задачи.
Воспитатель: Задание № 10 «Танграмм».
- Ребята, вам нужно по образцу собрать зверя из геометрических фигур.
- Какие животные у вас получились? (Заяц, лиса, белка, медведь)
- Сколько и каких фигур понадобилось для выполнения зайца? Медведя? Лисы? Белки?
- Для выполнения, какого животного понадобилось больше всего фигур?
- Для каких животных понадобилось меньше фигур, чем для остальных?
Воспитатель:
А теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Живые числа».
Воспитатель приглашает детей и каждому раздает карточки.
- Числа, встаньте по порядку слева от меня, начиная с самого маленького.
- Числа, которые больше 10 идут на право.
- Число, которое сосед числам 7 и 9 шаг вперед.
- Числа, встаньте в обратном порядке от большого до меньшего справа от меня.
- Число, которые состоит из единицы и нуля идет налево.
- Парные числа встают в круг.
- Число, которое означает «ничто» встань в центр.
Воспитатель: Задание № 11 «Расставь математические знаки».
Ребята, какие математические знаки вы знаете? Поставьте вместо точек нужный знак.
5 … 4 = 1
8 … 1 = 9
9 … 2 = 7
6 … 6
3 … 2
4 … 6
Воспитатель: Задание № 12 «Логика».
А теперь необычные задачи – на внимание.
- С одного берега на другой собираются переплыть утята и цыплята. Кто первым доплывет до берега? (Утята. Цыплята плавать не умеют).
- Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько. На дубе яблоки не растут).
- Сколько концов у одной палки? (2)
- Молодцы, внимательные.
Воспитатель: Задание № 13.
А теперь давайте возьмем карандаш и выполним еще одно задание. Посмотрим, какую оценку поставит Знайка нам?
Графический диктант.
1. Одна клетка вниз,
2. Две клетки вправо,
3. Три клетки вниз,
4. Три клетки влево,
5. Одна клетка вверх,
6. Две клетки вправо,
7. Одна клетка вверх,
8. Две клетки влево,
9. Три клетки вверх,
10. Три клетки вправо,
11. Одна клетка вниз,
12. Две клетки влево.
Воспитатель: Какую оценку поставил нам Знайка? (Пять)
Ребята, вы молодцы. Все задания от Знайки сделали. И он вам дарит медаль «Первоклассник».
Раздает детям медали.
Звучит музыка В. Шаинского «Чему учат в школе?»