Гришаева Нина Ивановна
Интегрированная образовательная деятельность «Зверята идут в школу» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
интегрированной образовательной деятельности
по теме: «Зверята идут в школу»
(для детей старшей группы)
Гришаева Нина Ивановна,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №3»
Г. Михайловск, ул. Маяковского,27
2020г.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Задачи:
1. Образовательные задачи :
продолжать работу по обогащению и активизации словаря;
Темочки:
совершенствовать простейшие навыки словообразования;
учить детей строить трёхсловные предложения без наглядной опоры;
учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных.
2. Развивающие задачи:
развивать психические процессы: память, внимание, воображение;
развивать мелкую моторику, чувство ритма;
формировать быструю реакцию на слово.
3. Воспитательные задачи:
поддерживать индивидуальность и инициативу детей;
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, ответственности.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Работа над словарё м:
употребление в речи относительных прилагательных с существительными;
употребление сложных слов;
словообразование существительных от существительных.
Методы:
Метод комплексного применения:
словесные: комментарий, пояснение;
наглядный: показ способа действий, предметные картинки, схемы, магнитофон, интерактивная доска;
практический: игра, творческие и игровые упражнения.
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-ритмическая.
Планируемые результаты:
дети на практическом уровне усваивают словарь по теме: «Дикие животные»;
усваивают новые слова и словосочетания, относящиеся к различным частям речи;
образовывают новые слова;
согласовывают слова в числе, роде, падеже;
овладевают умением работать по правилу и образцу;
обогащают полученные знания;
проявляют навыки сотрудничества, взаимовыручки, самостоятельности.
Создание среды для организации и проведения ОД: интерактивная доска, деревня, флажки, схемы предложений, магнитофон, шапочки животных, песок, мелкие игрушки животных, «чудо-зверь», мяч.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Создание благоприятной психологической атмосферы.
Учитель-логопед: - Дети, посмотрите, как необычно сегодня в нашей группе : стоят деревья, как будто мы в лесу. Послушайте, как здесь тихо. А вон там дальше вывеска «Школа для зверей».
Сообщение темы занятия.
Создание мотивационного компонента.
Учитель-логопед: - Ребята, если висит такая вывеска, то, кто должен учиться в этой школе?
Предполагаемые ответы детей : - Звери, животные.
Учитель-логопед: - А давайте, сейчас оденем волшебные шапочки и тоже превратимся в лесных животных. Здорово! Теперь мы можем отправиться в школу для лесных зверей. Двери в школу закрыты, давайте постучим в двери. Для этого станьте все за спинки своих стульчиков (стулья стоят полукругом) и возьмите в руки по два флажка. Мы будем говорить волшебные слова и под музыку отстукивать ритм.
Открывай-ка школа двери.
Здесь хотят учиться звери.
Мы стоим все у дверей,
Школа, дверь открой скорей!
Создание проблемного поля.
Учитель-логопед: - Ребята, двери на открылись, давайте попробуем ещё раз (ритмическое упражнение). Видите, ребята, двери по-прежнему закрыты. Давайте расскажем школе кто мы такие.
2. Основная часть.
Дидактическая игра «Хвастуны».
Учитель-логопед: - А сейчас вы будите рассказывать о себе, как будто хвастаясь.
Предполагаемые ответы детей : - А у меня острые зубы, я острозубый. А у меня длинные уши, значит я длинноухий.
Учитель-логопед: - Дети, смотрите, дверь не открылась, нам нужно собрать наш коллективный портрет и показать его школе.
Дидактическая игра «Собери чудо-зверя».
Учитель-логопед: - У меня на картинках изображены части тела разных животных, вы будите брать одну картинку, например, вот эту лапу зайца и говорить: «У меня лапа зайца, я положу заячью лапу» и присоединять её к туловищу.
Какой интересный зверь получился. Как мы его назовём?
Ответы детей.
Учитель-логопед: - Ребята, пока вы играли, школа шепнула мне, почему она не открывает двери и стоит такая грустная. Оказывается, у животных в лесу потерялись детёныши и теперь все их ищут. Поможем? (ребята подходят к песку и находят мелкие игрушки зверей и говорят кого нашли). Ребята, а давайте посчитаем сколько детёнышей мы нашли? Среди зверят детям попадается ключик от школы.
Учитель-логопед: - Мы с вами прошли все испытания и нашли волшебный ключик от школы. Открываем дверь и заходим в школу. Садимся за столы.
Составление схемы предложения. (показ картинки, на которой белка грызёт орешки. Дети выкладывают на доске и на столах схему предложения. Длинная жёлтая полоска – это предложение, зелёные прямоугольники – слова).
Учитель-логопед: - Какое первое слово, второе, третье? Сколько слов в этом предложении? А, что ещё грызёт белка? (грибы) Давайте в схеме слово «орешки» (зелёный прямоугольник) заменим на новое слово «грибы» (красный прямоугольник). Какое предложение у нас получилось?
Предполагаемые ответы детей : - Белка грызёт грибы.
Учитель-логопед: - Молодцы, ребята. Звонок. Урок закончен, перемена. Выходите, будем играть.
Игра с мячом «Скажи быстро: кто или что?» (педагог называет действия животных, а дети отвечают, кто это или что это).
Мурлычет, лает, фыркает, шипит, ревёт, воет, хрюкает, пищит и т. д.
Учитель-логопед: - Ребята, снова звенит звонок на урок. А теперь у нас урок безопасности.
Интерактивная игра «Кто кричит?»
Учитель-логопед: - Вам, животным, в лесу надо обязательно знать, кто, как кричит, чтобы успеть вовремя скрыться от хищников. Давайте угадаем голоса зверей?
3. Заключительная часть.
Учитель-логопед: Ребята, наше путешествие в школу зверят подошло к концу. Что вам понравилось больше всего? Что было трудного в путешествии? В какую игру вы бы с удовольствием поиграли со своими друзьями?
Ответы детей.
Раздаётся крик обезьянки.
Учитель-логопед: - Ой, ребята, да это же обезьянка, она спрыгнула к нам на стол с интерактивной доски, чтобы подарить нам подарки.
Вручение наборов наклеек с животными.
Литература:
1. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
2. Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб. : Детство-Пресс, 2012.
3. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Коррекция нарушений речи». Москва «Просвещение», 2010.
4. Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» СПб. : издательство «Акцидей», 1998.
5. Т. Ю. Бардышева «Логопедические занятия в детском саду» Москва. «Скрипторий», 2013.
6. Л. М. Граб «Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР» Москва, «Гном», 2012.
7. Компакт-диск: «Интерактивные игры». Издательство «Учитель», 2013.