Галина Григорьева
Методическая разработка интегрированного занятия «Здравствуй, зимушка-зима!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуй, зимушка-зима!
Динамичные преобразования, происходящие в нашей стране во всех сферах жизни, усиливают потребность в деятельных, предприимчивых творчески мыслящих людях способных самостоятельно выдвигать и решать многозначные задачи в нестандартных условиях.
Интегрированное занятие это синтез видов искусств и художественных видов деятельности. Это одна из форм моей работы. Благодаря интегрированным занятиям я удерживаю внимание на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие темы.
Ход занятия.
Публикация «Методическая разработка интегрированного занятия „Здравствуй, зимушка-зима!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети входят в зал (звучит фонограмма зимней вьюги.)
М. р. Что это? Может летний ветерок? (ответы детей). Пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание вьюги, затем на звуке «у» изображаем завывание вьюги (рукой «рисует» в воздухе линии, моделируя условную высоту и динамику «бури».) Страшно и неуютно становятся от такого ветра. Отгадайте загадку:
Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года мы зовем…
Дети. Зима!
Звучит «Вальс» Г. Свиридова. Входит зима.
Зима. Здравствуйте! А вот и я сама
С вьюгой, ветром, холодами русская зима.
Вы меня не испугались?
К теплой печке не прижались?
Не пожаловались маме?
Можно жить я буду с вами?
Дети: Можно!
Зима. Но если можно, то я вас приглашаю в зимнее путешествие. А на чем мы поедем?
Дети. На лошадке.
М. р. Ну что ж приготовились. Зима нам будет рассказывать, а мы с вами будем все это озвучивать.
Зима. Едем, едем на лошадке (дети щелкают языком,
По дорожке зимней, гладкой (дети щелкают языком,
Санки скрипят (скрип, скрип, скрип,
Бубенчики звенят (динь, динь, динь,
Дятел стучит (тук, тук, тук,
Вьюга свистит (свист)
Едем, едем на лошадке (дети щелкают языком,
По дорожке зимней, гладкой (дети щелкают языком,
Холод, холод, стужа, стужа (у-у-у-у-у-у-у,
Снег пушистый кружит, кружит (кружатся)
Ехали мы ехали, наконец, доехали.
Тпру-у, приехали!
М. р. Ребята, мы с вами приехали на зимнюю полянку, проходите, рассаживайтесь.
Зима. Расскажите, какими красками природа рисует зиму? (ответы детей). Показ картины с изображением зимы. (По выбору М. р.)
Заснеженный лес. Деревья стоят зачарованные в кружевном, снежном уборе на фоне чистого голубого неба. Вдали розовеет утренняя заря, но она еще не разбудила этот уголок леса. Первые лучи пробились сквозь ветви и окрасили снег розовым цветом. Деревья стоят неподвижно, растопырив огромные ветви, будто боятся рассыпать драгоценный наряд. Зима все укрыла теплым белым пуховым покрывалом. Мы смотрим на картину и слышим слова: «Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!»
М. р. Ребята, давайте попробуем соединить краски картины с красками музыки и мы увидим, как они удивительно дополняют друг друга. Композитор П. И. Чайковский написал произведение под названием «Зимнее утро». Слушаем внимательно.
Зима. Не хватает только красивых выразительных стихов о зиме.
М. р. А вот (имя ребенка) знает такое стихотворение, оно так и называется «Зимнее утро» написанное Александром Сергеевичем Пушкиным.
Ребенок. Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
М. р. Ребята, мы с вами увидели и услышали, как художники, композиторы, поэты любили зиму за ее волшебную красоту и посвящали ей свои произведения.
Зима. Ребята, а что вам нравится зимой?
М. р. А мы с вами знаем песенку «Снежный ком» и исполним ее с движениями. (Игра сопровождается движениями: все двигаются врассыпную, вращая перед собой предплечьями, имитируя движение снежного кома, на последние слова стукают себя по лбу и падают на пол.)
Ребята, а как называется эта песня? (М. р. играет – дети угадывают.)
Песня «Зимушка-зима» музыка и слова Л. Вахрушевой.
Мы с вами знаем, что зима бывает разная, бывает веселая, но бывает и суровая, холодная, морозная, как в русской народной песне «Зима».
Уж ты зимушка-зима, зима снежная была,
Все кружила и мела, примораживала.
Примораживала, повысушивала,
Калинушку с малиной позаламывала,
Позаламывала, повызнобила,
С шелковой травы цветы повысушивала.
М. р. (вызывает к себе ребенка) Рисовал не я, не ты
Откуда на окне цветы?
Ребенок. Пока я спал, пока он спал
Их Дед Мороз нарисовал.
На окне старик Мороз,
Льдинкой росписи нанес.
Зима. Ребята, давайте тоже попробуем нарисовать узоры «карандашами» Дедушки Мороза, ледяными палочками. (Звучит музыка по выбору М. р. Дети бегают друг за другом, останавливаются, стучат палочками, кружатся и строят на полу общий круг из палочек. Зима любуется узором.) Игра повторяется.
М. р. Ребята, а знаете ли вы, что зимний, пушистый снег – это бывшие снежинки, замерзшие сейчас на зимнем ветру. Снежинки легкие, воздушные, музыку их танца почти невозможно услышать, но ее можно придумать. Пока девочки готовятся к танцу, мы должны выбрать те музыкальные инструменты, которые больше всего подойдут для танца снежинок.
Музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев» (остальные дети украшают танец озвучиванием колокольчиков).
М. р. Молодцы, ребята, очень красивый танец получился. А теперь давайте поиграем. Зимушка, собирай всех в хоровод.
Игра «Зимушка-зима». Дети встают в круг, берутся за руки, ведут хоровод. В центре круга Зима. Дети поют, затем произносят: «Мы мороза не боимся, как снежинки разлетимся», разбегаются и останавливаются в красивых позах. Игра проводится 2 раза.
Зима. Ребята, мне с вами очень весело, но мне надо торопиться, у меня еще много дел в лесу: нужно веточки засыпать снегом. В поле, в лесу расстелить белый, пушистый ковер и спрятать под ним от мороза зверей, а зайчикам подарить белые шубки. Да и Деда Мороза нужно поторопить, чтобы заковал речку льдом и подарки для всех ребят приготовил. До свидания, ребята! (Уходит)
М. р. Зима-волшебница! Мы с ней встретимся на прогулке. Она также нас будет радовать своими волшебными звуками: скрипом снега под ногами, звоном сосулек, танцем снежных хлопьев и веселыми зимними играми. А теперь нам пора идти в группу.
Звучит тихая музыка. Дети уходят из зала.