Светлана Костюченко
Инновационные методы работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Данная методическая разработка посвящена решению проблемы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении. Предлагается теоретический и практический материал для работы воспитателей. Предложены формы и методы взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) по воспитанию толерантности детей в дошкольном образовательном учреждении.
Публикация «Инновационные методы работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Разработка адресована практическим работникам ДОУ, студентам и родителям.
Введение.
Президентом России В. В. Путиным принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Эта программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма. Вышесказанное определяет для педагогов необходимость организации воспитательного процесса, способствующего приобщению детей дошкольного возраста к проявлению толерантности.
Толерантное сознание предполагает понимание специфических особенностей различных культур и необходимость взаимодействия их в историческом и современном контексте.
Дошкольное детство – самое благоприятное время для формирования у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к представителям разных культур и национальностей.
Целью воспитания толерантности является воспитание потребности и готовности к взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности и взглядов.
Задачами толерантного воспитания в дошкольном детстве являются :
• Полноценное приобщение к культуре своего народа, как непременное условие интеграции в другие культуры
• Развитие естественного переживания детьми положительных эмоций от уважительного отношения к окружающим людям
• Формирование у детей представления о многообразии культур в мире
• Воспитание положительного отношения к культурным и внешним различиям народов
• Формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур
• Воспитание в духе мира, гуманного межнационального общения
Работа по воспитанию толерантности у детей строится с учё том важных компонентов:
• Мотивационный
• Познавательный
• Эмоционально - волевой
• Поведенческий
Показателями воспитания толерантной культуры у детей дошкольного возраста являются :
• Принятие толерантной культуры как ценности
• Имение представлений о проявлении толерантной культуры в поведении
• Имение представлений о реагировании ситуаций во время критики и конфликта
• Знания о способах проявления сочувствия, поддержки
• Знания о способах вступления в контакт и отказа от него
• Владение умением просить и принимать помощь
• Принятие терпимого отношения к другим, восприятие и оценка своих действий и действий других людей с точки зрения толерантной культуры
• Умение проявлять толерантную культуру, сдержанность по отношению к иной точки зрения
Содержание работы по воспитанию толерантности
В нашей группе вместе воспитываются дети разных национальностей. Я стараюсь сделать атмосферу в группе доброй, теплой, светлой для всех, кто по тем или иным причинам уехал со своей родины и живет теперь вместе с нами в России.
Начиная с младшего дошкольного возраста, я формирую у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, внимании к взрослым и сверстникам. Знакомлю с правилами вежливости и начинаю формировать у них умение не ссориться.
Задачей развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста является формирование гуманных отношения между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных играх и занятиях. В этом возрасте продолжаю работу по расширению представлений о родственных отношениях в семье.
В старшем дошкольном возрасте происходит не только общее накопление информации нравственно - ценностного содержания, но и её дифференциация. Детям постепенно раскрываю понятия: «дружба», «взаимовыручка». Постепенно расширяю представления о родной стране. Обращаю внимание детей на то, что на Земле живёт много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, а так же отличаются друг от друга.
Толерантное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
• Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.)
• Эмоциональное воздействие (необходимость вызвать отклик в душе ребенка)
• Обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении)
Приобщая детей к национальной культуре и традициям необходимо учитывать степень насыщенности предметно - пространственной развивающей среды в группе.
• Окружение детей предметами национального характера. Это поможет им понять, что они - часть великого русского народа.
• Использование картотек по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. в устном творчестве разных народов сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности.
• Наличие дневников наблюдений за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения должны быть непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни.
• Ознакомление детей с народным прикладным искусством, приобщение к национальным изобразительным искусствам.
Группы методов работы с детьми по формированию толерантности :
• Наглядные (формирование нравственных чувств и эмоций у детей)
• Словесные (формирование у детей нравственного сознания)
• Практические (создание у детей практического опыта социального поведения)
Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Современные методы я активно использую в воспитательно-образовательной работе, руководствуясь Федеральными Государственными Стандартами дошкольного образования.
Современные методы работы по формированию толерантности :
• Проведение праздников, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира
• Сказкотерапия
• Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия
• Русские народные подвижные игры
• Проведение русских народных праздников
• Знакомство детей с традициями народов разных стран
• Занятия, с использованием электронных образовательных ресурсов, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях
• Сочинение сказок и историй самими детьми
• Инсценировки сказок
Набор используемых инновационных методов, образуют современные педагогические технологии, которые являются непременными организационно – методическими инструментами :
• Игровая технология
• Технология развивающего обучения
• Здоровьесберегающие технологии
• Технологии проектной деятельности
• Личностно – ориентированная технология
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Технология портфолио воспитателя
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста для формирования толерантности.
Классификацию и подборка игр (игровая технология)
• Развитие умений невербального общения: «Тихий разговор», «Любимый сказочный герой», «Жучок», «Рисование», «Лица», «Маски»
• Развитие чувства близости с другими детьми: «Отгадай, кто мой друг», «Комплименты», «Доброе животное», «Интонация», «Мы похожи»
• Гармонизация осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?», «Как тебя зовут, как будут звать?»
• Развитие умения понимать настроение окружающих: «Покажи свое настроение», «Иди сюда», «Сижу, сижу на камушке»
• Проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник», «Эмоции героев»
• Умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам: «Сделай как я», «Моё настроение», «Передай улыбку по кругу», «Как ты себя чувствуешь?»
• Воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок», «Объятия», «Проснись»
• Воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы», «Чехарда», «Аист и лягушка», «Гнездо черепахи», «Прятки по- американски»
• Развитие готовности участвовать в общем деле, проявлять заинтересованность к проблемам других людей: «Игрушка», «Постарайся отгадать»
Очень большое значение для формирования толерантного поведения у детей имеет взаимодействие воспитателей с семьями.
Работа с родителями по воспитанию толерантности.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, если его папа и мама не являются союзниками педагогов в решении этой задачи. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимной поддержки, и помощи по отношению друг к другу. Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями помогает нам обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей.
Советую, с помощью анкет определить, такие показатели у родителей, как этническая толерантность, толерантность, как черта личности и социальная толерантность. Воспользуйтесь опросником доктора психологических наук профессора Солдатовой Г. В. по данной теме. Помимо того, что вы получите интересующие вас данные, анкетирование способствует желанию родителей задуматься о проблемах в воспитании своего ребёнка. Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением детей. Например, младших дошкольникам можно предложить нарисовать рисунки на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующие мероприятия:
• Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, организацию фото выставок
• Организация совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке к мероприятиям, проходящим в ДОУ (оформление наглядности, атрибутов и т. д.)
• Проведение открытых мероприятий для родителей с участием воспитанников группы
• Повышение педагогической компетенции родителей через размещение информации: на страничках воспитателей на сайте ДОУ; на стендах в «Уголке для родителей»; через публикации в электронных СМИ
• Привлечение к участию в творческих выставках уровня ДОУ, конкурсах районного, городского и Всероссийского уровней
• Проведение для родителей собраний, круглых столов, мастер – классов, бесед и индивидуальных консультаций
Заключение
Применяя инновационные методы воспитания толерантности у наших воспитанников, я стараюсь учитывать их интересы и мировоззрение их родителей. Считаю мою работу важным вкладом в социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Буду стараться и в дальнейшем быть для детей примером толерантного поведения в обществе. Так как в дошкольном возрасте у ребёнка формируется личная идентичность, и от его жизненной ориентации зависит то, как он будет относиться к себе, к другим людям и к миру в целом.