Наталья Гужова
Игровые упражнения для развития зрительного восприятия детей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения на совершенствование зрительного анализа
«Волшебные картинки»
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши.
Проведение: ребёнку по очереди предъявляют картинки и педагог просит раскрасить их, ориентируясь на условные обозначения, которые написаны в нижней части листа.
«Сложи пуговицы в коробки»
Оборудование: картинка, на которой изображены пуговицы разной формы, цветные карандаши.
Публикация «Игровые упражнения для развития зрительного восприятия детей дошкольников» размещена в разделах
Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит раскрасить пуговицы разными цветами в соответствии с их формой. Затем разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой волшебной ниточкой.
«Из каких фигур предметы?»
Оборудование: карточка с изображением предметов, составленных из геометрических фигур различной формы, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребё нку картинку и просит рассмотреть нарисованные на ней предметы: «Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки?» После рассматривания педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке.
«Составь фигуры»
Оборудование: карточки с заданием, цветные карандаши.
Проведение: ребёнку предлагается карточка и педагог просит раскрасить только те детали, из которых можно составить геометрическую форму (круг, прямоугольник).
«Составь кубик»
Оборудование: карточка с заданием, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти на карточке к каждому кубику недостающий кусочек. Затем взять цветные карандаши и раскрасить кубики и соответствующие им кусочки в один цвет.
«Какой формы предметы?»
Оборудование: картинка, на левой стороне которой нарисованы геометрически фигуры, на правой - различные изображения предметов, простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть изображё нные на ней предметы и ответить на вопрос: «Какой формы эти предметы?» Затем предлагает взять карандаш и соединить линией предмет и ту форму, на которую он похож.
«Прятки»
Оборудование: карточка с заданием, цветные карандаши.
Проведение: ребёнку предъявляют карточку и педагог просит рассмотреть фигурки изображённые в верхней части карточки, затем даё т инструкцию: «Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней части картинки и соедини их линиями».
«Исправь ошибки»
Оборудование: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки, простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаё т вопрос: «Какие буквы и цифры написаны неправильно? Найди и зачеркни их».
«Найди пару»
Оборудование: карточки с нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш.
Проведение: ребёнку по очереди предъявляют карточки и педагог просит рассмотреть картинку и найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду. Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые.
«Найди отличия»
Оборудование: парные картинки с изображением похожих, но не одинаковых предметов, например, чашки, одинаковые по форме, но разные по цвету, карточки с различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д. .
Проведение: педагог предъявляет два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие отличия, затем предлагает найти эти отличия и раскрасить картинки.
Варианты:
- нахождение различий у нескольких предметных изображений (до 6);
- нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
- используются парные игрушки;
-предъявляют предмет и его изображение.
«Почини коврик»
Оборудование: 2 варианта картинок, на которых изображён коврик, с «вырезанными» в нём отверстиями (1, 2 отверстия) и нарисованными к нему «заплатками», простой и цветные карандаши.
Проведение: 1 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и просит подобрать из нескольких кусочков материала, такой который бы подошёл к рисунку коврика, затем взять карандаш и показать его стрелочкой.
2 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и задаё т вопрос: «Какая заплатка подходит к этому коврику?» Затем просит раскрасить коврик и подходящие к нему заплатки.
«Что здесь спряталось?»
(«зашумлённые» изображения»)
Оборудование: карточки с контурными изображениями предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет по очереди карточки и просит найти
спрятанные в них фигурки, назвать их и обвести цветными карандашами.
«Что забыл дорисовать художник?»
Оборудование: карточки с изображениями предметов с недорисованными элементами, цветные карандаши.
Проведение: ребёнку предъявляют по очереди карточки, на которых знакомые изображения даны не полностью, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д.
Ему предлагается подумать и сказать, узнал ли он, кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их).
Варианты:
— предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь, требуется восстановить всё изображение.
«Узнай картинку»
Оборудование: карточки с изображёнными на них предметами, геометрическими фигурами буквами, цифрами, выполненные в виде точек или пунктиров, простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребё нку по очереди карточки и предлагает прослушать инструкцию: «Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено. Назови, что получилось». Усложнение: - начинать от крупных изображений к более мелким изображениям;
-от предметных изображений к сюжетным картинкам;
- изображения выполнены сначала пунктирной (точечной) линиями, затем в виде последовательного ряда цифр.
«Найди такую же фигуру»
Оборудование: карточка, на левой стороне которой изображён предмет, а на правой – свободное пространство, простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даё т инструкцию: «Посмотри, слева нарисована фигура, возьми карандаш и постарайся справа нарисовать точно такую же фигуру».
\
«Большой – маленький»
Оборудование: карточка с нарисованными в разнобой различными по форме и по размеру геометрическими фигурами, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даё т инструкцию: «Раскрась большие фигуры – красным цветом, маленькие – синим». Затем просит сосчитать их и записать их количество на карточке.
«Что изменилось?»
Оборудование: картинка, на которой изображены нарисованные 2 -е половинки рисунков.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даё т инструкцию: «Рассмотри внимательно 2-е половинки рисунков справа и слева. Сравни их и скажи, что изменилось на правом рисунке?»
«Найди такие же»
Оборудование: карточка с буквами (цифрами, выполненными разными видами печатного и рукописного шрифта, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и предлагает её рассмотреть, спрашивает: «Какие буквы написаны? Сколько их?» После просит взять цветные карандаши и все буквы «А»- обвести синим карандашом, буквы «Б»– зелёным, а буквы «Е» - красным.
Игры на развитие целостности зрительного восприятия
«Сложи картинку»
Оборудование: 2-3 изображения предметов, разрезанные на части (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.) .
Проведение: 1 вариант - ребёнку предъявляют картинки, на которых изображены части 2—3 изображений и просят собрать из этих частей целые изображения.
2 вариант - ребёнку предъявляют картинки, и педагог просит найти выделенные фрагменты на целой картинке и раскрасить их.
Усложнения: начинать нужно с предметных картинок, затем усложнять сюжетными картинками.
Варианты:
— предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).
«Половинки»
Оборудование: карточка с нарисованными по разные стороны половинками фигур, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти и соединить две половинки так, чтобы получилась фигура и их раскрасить.
“ Сложи фигуру ”
Оборудование: карточка, на которой изображены в верхней части листа геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д., в нижней – части этих фигур.
Проведение: ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно взрослым даё тся инструкция: «На карточке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д., за чертой изображены их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру, и соединить их линией (верёвочкой)».
“Дорисуй картинку и раскрась”
Оборудование: набор картинок, на которых изображена только левая сторона предмета, простой и цветные карандаши.
Проведение: педагог даёт ребё нку инструкцию: «Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую. Нарисуй простым карандашом такую же половинку, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его».
Упражнения на развитие зрительно-пространственного
восприятия
«Кто есть кто?»
Оборудование: карточка с нарисованными на ней в 2-а ряда группами предметов, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить её героев в соответствии с заданием, написанным карточке.
«Куда ползут улитки?»
Оборудование: карточка с нарисованными улитками, ползущими в разные стороны, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить улиток разноцветными карандашами, в соответствии с условиями, написанными на карточке.
«Помоги Красной Шапочке»
Оборудование: картинка, на которой нарисован путь Красной Шапочки,простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит нарисовать её путь до домика бабушки, начиная от нарисованной на ней стрелки.
«Помоги Саше и Маше»
Оборудование: карточка с заданием, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит помочь Саше и Маше нарисовать предметы. Затем читает условия, написанные на карточке, а ребёнок слушает и выполняет их.
«Раскрась рисунок»
Оборудование: карточка, на которой изображены в разных пространственных положениях геометрические формы, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить рисунок цветными карандашами по условию, написанному на карточке.
«Стрелочки»
Оборудование: карточка, на которой изображены стрелки, указывающие в разные стороны, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить стрелочки цветными карандашами, по условию, написанному на карточке.
«Кто где спрятался?»
Оборудование: карточка с заданием, цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить, по условию, написанному на ней, картинки.