Вахитова Ольга
Формирование представлений детей дошкольного возраста о культуре удмуртского народа
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев.
В указе президента о Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что Россия является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира.
Публикация «Формирование представлений детей дошкольного возраста о культуре удмуртского народа» размещена в разделах
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Многообразие национального состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на её территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, связанные с проявлением ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.
Одним из негативных факторов, влияющих на развитие национальных, межнациональных отношений является недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности и укрепления государства и защиты общего Отечества.
Исходя из этого, одним из приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации является развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Согласно национальной доктрине образования в Российской Федерации система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Пропаганда национальной культуры на общем фоне культурного пространства Удмуртии и России – одна из приоритетных задач нашего ДОУ на 2024-2025 год. Это предполагает изучение языка, литературы, обычаев, традиций и культуры удмуртского народа. Традиционная народная культура рассматривается как стартовая площадка, основа для формирования логически последовательного видения культуры мира. Защита национального культурного наследия, поощрения народного творчества оценивается как одна из ступеней в формировании картины мира, в создании этнокультурной среды для развития личности ребёнка. В доступной и увлекательной форме дети знакомятся с особенностями развития национальной культуры и через нее – с культурой народов мира, а также получают возможность для своего творческого самовыражения, что, в свою очередь, способствует приобщению подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям через призму национальной культуры с целью осознания народной мудрости с высоты мировой культуры.
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.
Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного города и края. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины». Оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье).
В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (моя семья-мой дом - моя улица – мой город – моя республика - моя страна - моя планета).
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляет след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности : любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как – бы способствует духовно – нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Задача педагогов дошкольного образования, воспитывать в детях уважение к традициям и обычаям своего народа, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Поэтому основной задачей для педагога дошкольного учреждения – является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одной из таких технологий является метод проектирования.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучными чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
ЦЕЛЬ: Формирование представлений детей дошкольного возраста о культуре удмуртского народа средствами проектирования организации воспитательно-образовательного процесса.
ЗАДАЧИ:
Для детей :
Формировать у детей интерес к культуре удмуртского народа, его традициям, творчеству;
Формировать у детей интерес к настоящему и прошлому своего края, к ближайшему окружению, разнообразию природного и растительного мира;
Формировать у детей ценностное отношение к своей малой родине.
Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Воспитывать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям, любви к малой родине, ощущения исторической преемственности поколений.
Для педагогов:
Повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах формирования у дошкольников представлений о культуре удмуртского народа средствами проектирования организации воспитательно-образовательного процесса;
Создать условия для роста активности и инициативы педагогов;
Формировать умение решать более сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук.
Для родителей:
Вовлечь родителей (законных представителей) в образовательный процесс ДОУ;
Расширить знания родителей о культуре удмуртского народа, его традициях, творчества, о настоящем и прошлом своего края.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для детей :
У детей сформируется устойчивый интерес к культуре удмуртского народа, его традициям, творчеству.
У детей сформируется устойчивый интерес к настоящему и прошлому своего края, к ближайшему окружению, разнообразию природного и растительного мира.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, умение планировать и добывать информацию.
У детей сформируются чувства уважения к другим народам, их традициям, любви к малой родине, ощущения исторической преемственности поколений.
Для педагогов:
У педагогического коллектива ДОУ уровень компетентности в вопросах формирования у дошкольников представлений о культуре удмуртского народа средствами проектирования организации воспитательно-образовательного процесса;
В ДОУ создадутся условия для роста активности и инициативы педагогов;
Воспитатели и специалисты научатся решать сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук.
Для родителей:
Родители (законные представители) станут активными участниками в воспитательно-образовательного процесса ДОУ;
У родителей пополнится запас знаний о культуре удмуртского народа, его традициях, творчества, о настоящем и прошлом своего края.
СИСТЕМА РАБОТЫ:
1. Подготовительный этап – 2 недели
2. Основной этап – 1 месяц
3. Заключительный этап
I Этап. Подготовительный
1. Обсуждение с педагогами ДОУ тем проектов.
2. Анкетирование родителей.
3. Изучение методической литературы, разработка плана проектов, системы методов и приемов для работы с детьми, родителями.
4. Поэтапное планирование работы по реализации проектов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Один из основных путей решения поставленных задач, в первую очередь – это повышение уровня самообразования для работы в новых условиях. Работа началась с повышения эффективности и качества воспитательного процесса, повышения уровня самообразования. Для этого изучался и пересматривался ряд методической литературы и проводились консультации со старшим воспитателем.
II Этап. Основной (практический)
1. Реализация мероприятий по этнокультурному воспитанию в каждой возрастной группе ДОУ по плану проекта.
2. Работа с детьми по темам проектов, создание развивающей среды, организация просветительской работы с родителями.
3. Оказание помощи воспитанникам и родителям в подготовке защиты проектов в форме презентации
III Этап. Заключительный
1. Создание альбомов, картотек, фотовыставок и др. продуктов проектов в каждой группе ДОУ.
2. Защита проекта воспитанниками совместно с родителями на семинарах в группах ДОУ.
3. Презентация опыта работы воспитателей и специалистов по формированию у воспитанников представлений о культуре удмуртского народа средствами проектирования организации воспитательно-образовательного процесса на семинаре в ДОУ.
Проекты, реализуемые в группах ДОУ:
Тип проектов: Информационно-практико-ориентированный
Вид проектов: творческий
Формы работы : игровая, познавательная, продуктивно – творческая, работа с родителями
Продолжительность: краткосрочный (октябрь 2024г.)
Участники: воспитатели ДОУ, специалисты ДОУ, воспитанники ДОУ и их родители (законные представители).
Проекты, реализуемые в ДОУ:
1. Проект «Моя семья, мое богатство» - группа раннего возраста.
2. Проект «Животный и растительный мир Удмуртии» - младшая группа.
3. Проект «Народные игры удмуртского народа» - средняя группа ТНР.
4. Проект «Города Удмуртии» - старшая группа ТНР.
5. Проект «Знаменитые люди Удмуртии» - старшая группа ТНР.
6. Проект «Сказки и мифы удмуртского народа» - подготовительная группа.
7. Проект «Культура, обычаи и творчество удмуртского народа» - подготовительная группа ОНР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая, что самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками по формированию представлений о традициях, обычаях, культуре Удмуртского народа положительно повлияло на всестороннее развитие наших воспитанников: повысилась самооценка детей, способствовало развитию благоприятных межличностных отношений в группе, положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату.
Подводя итоги нашей работы, можно с уверенностью сказать, что
Для детей :
• Мы смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордость, что они живут в таком прекрасном уголке нашей необъятной Родины, как Удмуртия :
• Дети обладают знаниями о традициях, творчестве и культуре удмуртского народа.
• Дети знают отличительные особенности животного и растительного мира Удмуртии, названия городов Удмуртии и их основные достопримечательности, людей, прославивших Удмуртию.
Для родителей:
• Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
• Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
• Многие родители отмечали, что и сами не знали об Удмуртии многого из того, что им удалось узнать во время работы над проектом.
Для педагогов:
• Формируются умения решать более сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук;
• Непрерывное овладение прогрессивными технологиями способствует повышению профессионального уровня;
• Происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов, способствует распространению педагогического опыта
Итак, использование метода проекта помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
В ДОУ и в дальнейшем планируется разработка и реализация проектов по этнокультурному воспитанию дошкольников.