Cофья Каракозова
Методическая разработка «Сенсорное восприятия мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
• учить выполнять массаж ладоней, пальцев рук;
• учить выполнять дыхательную гимнастику;
• развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;
• развивать тонкие движения пальцев рук;
• развивать у детей речь, внимание, воображение, память;
• развивать у детей коммуникативные способности;
• формировать дифференцированное восприятие качества предметов (цвет, величина, форма, вес, звук, запах и т. д.);
• воспитывать самостоятельность, умение играть вместе, взаимодействовать в коллективе.
Публикация «Методическая разработка „Сенсорное восприятия мира“» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Дидактическое пособие используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Особое внимание уделено подбору сенсомоторных объектов для пособия в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Способы развития сенсорных способностей
Способов развития сенсорных способностей немало. Рассмотрим несколько из них:
во-первых, через игрушки и книги, которых сейчас множество в магазинах и которые влияют на сенсорное развитие детей. Но нужно помнить, что игрушки и книги – это дополнительные средства дл я познания окружающего мира;
во-вторых, вовлечение детей в свою деятельность. Дети любознательны и поэтому легко вовлекаются. Нужно лишь рассказывать об окружающих предметах и явлениях, объяснять свои действия, тем самым помочь ребенку развивать сенсорные способности. Важно, чтобы ребенок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от разных органов чувств и объединять их в одно целое;
в-третьих, предметно-игровая форма обучения, играющая особую роль в сенсорном развитии детей. Игры по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Сначала используются яркие цвета и простые признаки, формы предмета: большой, маленький, круглый, квадратный, длинный, короткий и т. д. Далее используется цветовая палитра, и усложненная форма предметов, то есть добавляются различные возможности ими оперировать (складывать между собой, вставлять, нанизывать и т. д.)
Для чего нужны сенсорные игрушки?
Они учат запоминать, мыслить, анализировать, синтезировать, экспериментировать, обобщать и т. д. То есть помогают развивать умственные способности детей.
Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.
Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша. А игрушки для сенсорного развития стимулируют детей совершать различные действия: облизывать и кусать погремушку, хватать кубик, бросать мяч, перемещать машину.
Как происходит сенсорное развитие?
Сенсорное развитие происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т. д. Поэтому ребенок всегда трогает предмет, берет его в рот, чтобы убедится и понять, что он из себя представляет. Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок задействует все сенсорные системы. Причем, чтобы понять, например, что эта вещь хрупкая и легко сломается, на Ваши слова ребенок никак не реагирует, пока не сломает и сам не убедится, что она действительно хрупкая и что это вообще значит сломать, как это.
Только благодаря жизненному опыту наши дети, также как когда-то мы, познают мир и обогащают представления о мире.
То есть, подводя итог вышесказанному мы видим, что познание окружающей действительности у ребенка начинается с анализа информации, которую он получил путем визуального наблюдения, различения вкуса, запаха, звука и т. д.
Овладение сенсорными эталонами должны обязательно подкрепляться словесно. Так как знания, которые получил ребенок во время обследования и сравнения должны быть подкреплены вербально, то есть, озвучены действия, предметы, вид деятельности. Ребенок должен получить полную картину с помощью всей сенсорной системы. Когда все пять пунктов сенсорной системы использованы, тогда ребенок получает полную картину о предмете, явлении, виде деятельности и т. д.
Благодаря восприятию происходит сенсорное развитие, а восприятие формируется благодаря синтезу различных ощущений: зрительных, слуховых, обонятельных, кинестетических, тактильных и т. д. И уже к концу периода младенчества у малыша сформированы практически все свойства восприятия.
Процесс восприятия напрямую связан с вниманием, мышлением, памятью и направляется мотивацией, а также имеет определенную эффективно-эмоциональную окраску.
Игровая деятельность в сенсорном развитии
Игра «Луна и солнце»
Цель:
формировать умение называть части суток (день, ночь);
развивать моторику рук, пальцев, память.
Описание игры: на тёмном фоне ткани пришит жёлтый полукруг с закрытым глазом. Это говорит о том, что ночью все спят, отдыхают. Яркие жёлтые звёздочки на ночном небе прикрепить их можно при помощи кнопочек. На белом фоне ткани пришит жёлтый полукруг с открытым глазом. Это говорит о том, что днём всё живёт, цветёт, дышит. Жёлтые лучики солнца ребенок прикрепляет при помощи липучки, а звездочки на кнопочках.
Жёлтое и круглое Светит на детей!
Солнечные лучики
Прикрепи быстрей
Маленькие звёздочки
Глазоньки луны,
Жёлтенькие бусинки
К небу прикрепи!
Игра «Ветер, ветер, ветерок…»
Цель:
стимулировать работу мозга, регулировать нервно - психические процессы;
развивать речевое дыхание, вызывать радость от общения.
Ход игры: Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Игра «Девочка на полянке»
Цель:
различать и называть части тела человека, мелкую моторику рук и речевую активность;
вызывать радость от общения.
Описание игры: Нашито лицо девочки, шея, руки, платье, ноги, туфли. На голове вшиты верёвочки для плетения косичек. На лице глазки, нос – пуговка и рот пришит из материала. Около девочки пришиты разного цвета пуговицы. Цветочки, связанные крючком из разного цвета пряжи можно пристегнуть к такой же по цвету пуговице.
Ручки есть и ножки тоже.
Также есть и голова.
Ротик, носик и глаза.
На лице – всё как у нас
Любит девочка всех вас!
Игра «Ароматные цветы»
Цель:
формировать дифференцированное восприятие качества (запах);
тренировать память и воображение.
Описание игры: Цветок состоит из двух частей, соединяет его липучка. Отклеив липучку, мы можем взять в руки серединку цветочка (киндер сюрприз с дырочками для запаха, которые можно понюхать и узнать, как пахнет цветок.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов.
На них разбросаны букеты.
Игра «Кармашки с секретом»
Цель:
формировать умение понимать количественную характеристику из отдельных предметов, используя в речи слова «один», «много»;
развивать мелкую моторику рук и пальцев, речевую активность.
Описание игры: Детям предлагается расстегнуть кармашки и посмотреть, что внутри. Им интересно, что находится внутри, и они стараются открыть замочек, а там прячутся геометрические фигуры. Кармашек с застежками поможет детям научиться застегивать свои сандалики.
Что в портфеле, интересно?
Раз, два, три - нажми замок,
Раз, два, три – замок открылся
Вынимай и посмотри!
Игра «Солнышко лучистое»
Цель:
развивать мелкую моторику рук, речевую активность;
совершенствовать знания детей о цветах спектра и их оттенках;
упражнять в подборе цветов;
развивать точность цветового восприятия, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины.
Описание игры: Каждый бантик на липучки, дети подбирают по цветовому решению и с собственными ощущениями, находят правильный вариант.
Радуга, скажи,
Какая сила. Все твои цвета.
Соединила?
- Это дружба, -
Радуга в ответ. -
Дружат краски в радуге,
Ребята.
Крепкой дружбой
Радуга богата,
Ясный излучающая свет.
Игра «Матрешка»
Цель:
развивать мелкую моторику рук, память, внимание, развивать речевую активность;
вызывать радость от общения, закреплять знание основных цветов (синий, красный, зеленый, желтый).
Описание игры: Упражнение с цветной матрешкой поднимает у детей настроение. Детям предлагается разложить цветные платочки в кармашки, какого же цвета. Можно выбирать бусины одного цвета, нанизывать в определенном порядке, чередуя по цвету, величине.
К маме Маша приходила,
Маму в бусы нарядила.
Бусин много раз, два, три –
Как красиво, посмотри.