Наталья Переверзева
Метод ментальных карт в деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья предназначена для педагогов, воспитателей дошкольного образования. Ментальные карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса и проектной деятельности в ДОУ.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через метод ментальных карт Тони Бьюзена.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения метода ментальных карт Тони Бьюзена.
2. Познакомить с технологией построения и использовании ментальных карт
Темочки:
3. Научить основным приемам создания интеллект карт в образовательном процессе.
В поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления ментальных карт.
Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. Их еще по другому называются «Карты ума», «Интеллект карты»,»Карты знаний»»Мыслительные карты», «Карты головы». Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном. Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
В детском саду и школе в первую очередь развивают левое «логическое» полушарие. И поэтому использование ментальных карт в образовательном процессе учит детей мыслить, принимать нестандартные решения. Областей применения карт памяти в дошкольном образовании великое множество. Их можно использовать для закрепления и обобщения материала. Так же создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется умения составлять и распространять предложения. В работе используются такие виды детской деятельности, как рисование, аппликация (объемная, из природных материалов, плоскостная лепка. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, также приобретается навык субъектного ассоциативного мышления.
Особенности построения метальных карт.
Необходимо записывать только ключевые слова (яркие, запоминаемые, «говорящие»). Связи (ветки) должны быть ассоциативными. Согласно Тони Бьюзену, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3, которые располагаются горизонтально. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно.
2. При создании карты используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
3. Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.
4. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Важно помещать слова на ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах на этих ветках висящих.
5. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
6. Длина линии должна равняться длине слова.
7. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче
8. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
9. Широко используйте рисунки и символы для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений. В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.
Темами последующих работ могут стать «Профессии», «Транспорт», «О природе родного края», «О лете». Дети предлагают новые тропинки-веточки, основанные на неожиданных вопросах. На пути исследования шаг за шагом расширяя горизонты увиденного в общей картине мира.
Итак, в завершении хочу сказать, что в результате использования метода ментальной карты, возрастает детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. И самое главное – технологии интеллект-карт помогут формированию личностных качеств, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень. По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом занятии.
Ментальную карту также можно использовать и в работе с родителями.
Использование ментальных карт в работе с родителями структурирует всех участников образовательного процесса. Интеллект-карта для родителей всего образовательного учреждения создается на основании годового плана по работе с родителями. На ней отображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. Это праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т. д. Карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых хотели бы принять участие. Для родителей каждой возрастной группы можно сделать ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали свое участие в них. Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада будет более открытой, интересной и доступной для родителей.
Литература
1. Литвинов В. А. Применение в учебном процессе ментальных карт. М. : 2010
2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып. 7/12