Юлиана Кожурова Гаврильевна
Приобщение детей к фольклору народа Саха
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к фольклору народа Саха
Содержание
Введение…3
1. Методика выявления уровня знаний о фольклоре народа Саха детей старшего дошкольного возраста….4
2. План работы по приобщению к фольклору народу Саха детей старшего дошкольного возраста…. 7
3. Разработать технологическую карту…. 9
Заключение….10
Список использованной литературы…11
Введение
Публикация «Приобщение детей к фольклору народа Саха» размещена в разделах
В условиях реализации ФГОС приобщению детей к фольклору выступает одной из важных задач организации процесса обучения и воспитания ребенка, это обусловлено тем, что дошкольный возраст является периодом интенсивного становления личности и всех ее сфер. В современных условиях изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения.
Мы хотим собрать якутский фольклорный сборник, для детей старшего дошкольного возраста. Для того чтобы дети знали, ценностей народной культуры (праздники, игры, обычаи, обряды, традиции, быт, жанры фольклора) и народной педагогики способствуют формированию активной и полноценной личности, воспитанию у дошкольников любви к родному краю, народной культуре Саха
В конце работы чтобы, зафиксировать у детей данное ими знание, я хочу провести мероприятие или же концерт «День святой земли Олонхо» или конкурс: «Наши предки», фотоконкурс: «Я и мой дедушка».
3
1. Методика выявления уровня знаний о фольклоре народа Саха, детей старшего дошкольного возраста
Для выявления уровня знаний о фольклоре у детей старшей группы мы предлагаем на этапе методику Б. О. Фаустовна.
Задание 1
Материалы: карточки с рисунками: якутские аксессуары, посуды.
Педагог, по одному показывает свои карточки, связанное с якутскими предметами и дети должны узнать, что нарисована на карточке. Каждый верный ответ, оценивается одним баллом. Если ответ неверный, то оценивается 0 баллов. Высшая оценка 10 баллов.
Задание 2
Для выявления особенностей представлений детей о национальной культуре. Ребенку предлагается ответить на следующем 10 вопросов. Например: какие якутские народные игры ты знаешь? Какие якутские народные настольные игры ты знаешь? В каких домах жили наши предки? Назови якутский национальный музыкальный инструмент. Каждый верный ответ, оценивается одним баллом. Если ответ неверный, то оценивается 0 баллов. Высшая оценка 10 баллов.
Задание 3
Для выявления особенности умений отражать национальные в практической деятельности используется метод творческих заданий. Например:
1 задание – составить рассказ о кукле, одетой в национальную одежду (Туйаарыма Куо и Ньургун Боотур).
2 задание – украсить варежку
Критерии оценки:
1 – содержание изображения, рассказа
2 – техника исполнения, выразительность при передаче образов
3 – отношение ребенка к деятельности
4
Оценка результатов:
3 балл – ребенок устанавливает существенные связи, пользуется разнообразными средствами выразительности, передает черты национального образа, при выполнении деятельности проявляет инициативу, творчество.
2 балл – ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки, использует средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, выделяет некоторые элементы национальной культуры, проявляет интерес при выполнении заданий.
1 балл – ребенок не устанавливает связи, результаты деятельности не соответствуют теме, не использует средства выразительности, навыки и умения для создания образа, национальный мотив отсутствует, при выполнении работы самостоятельности, инициативы и творчества не проявляет.
Задание 4
Анкетирование для родителей.
Для изучения роли семьи в формировании основ фольклора у детей :
Например:
1 – Знакомите ли вы своего ребенка с фольклором народа Саха?
2 – Посещаете ли вы музеи, театры, выставки, библиотеки для ознакомления детей с фольклором народа Саха?
3 – Вы скорее предпочтете посмотреть по телевизору передачу о культуре и быте народа Саха, чем художественный фильм, развлекательную программу?
4 – Вы знаете достаточно много об фольклоре народа Саха и хотели бы поделиться своими знаниями с окружающими?
5
№ Ф. И. ребенка Методика
1 Методика
2 Сумма баллов Средний балл Уровень
карточки с рисунками индивидуальная беседа с детьми и ответить на вопрос рассказ о кукле украсить варежку интерес
Итоговая оценка:
Высокий уровень - ___ % (___ количество детей,
Средний уровень - ___ % (___ количество детей,
Низкий уровень - ___ % (___ количество детей).
6
2. Перспектиный план работы по приобщению к фольклору народу Саха детей старшего дошкольного возраста
Недели Тема Цель
1
Неделя Беседа
«Знакомство традициям и бытом якутского народа».
Консультация для родителей
«Детский фольклор» - Познакомить детей с жилищем якутского человека – бала5ан. С тем, как ее строили, знакомить с предметами якутского быта (комулуок, ус атахтаах остуол, олбох, вызвать интерес к русским традициям.
- Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к сказкам, пословицам, поговоркам и другим жанрам.
2
Неделя Просмотр презентации
«Атас туьугар атах тостор» (Якутские народные пословицы и поговорки) - Познакомить детей с поговорками и пословицами, проговаривать их с разными интонациями.
3
Неделя - «Чудо – Хомус» (Якутский народный музыкальный инструмент»
- Познакомить с якутским музыкальным инструментом Хомус и ее звучанием, увлечь народным сюжетом.
4
Неделя Литературная викторина
«Загадывание загадок о якутских народных сказках, главных героях сказок».
«Повторение» - Привлекать детей к разгадыванию загадок, рассказыванию потешек о героях сказки. Закрепить знание якутских народных сказок, эмоционально передать их содержание.
- повторение пройденных знаний
5
Неделя Сценарий итогового мероприятия -
Заключение
Приобщение детей к фольклору народа Саха как вид активности человека, проявляемой в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, проявление элементов творчества, в умении усвоить способ познания.
В старшем дошкольном возрасте создаются благоприятные предпосылки для приобщение детей к фольклору народа Саха.
Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно, чтобы
10
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. –М. : Академия, 2000. –400с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. –М. : Академия, 1999. –159с.
3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М. : Учпедгиз, 1957. –240с.
4. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992.-№5-6.-С. 5-8.
5. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М. : Просвещение, 1970. –148с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981. –255с.
7. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
8. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. –М. : Просвещение, 1988. –328с.
9. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост. : Г. М. Лямина. –М. : Просвещение, 1984. –370с.
10. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985.-№11.-С. 21-24.