Сусанна Багдасарян
Методическая разработка «Дидактические игры по обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по обучению грамоте
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42
«Аленький цветочек» города Георгиевска».
Опыт работы по речевому развитию
воспитателя Багдасарян Сусанны Павловны
Георгиевск
2022год
Методическая разработка «Азбука не Бука – забава и наука».
Публикация «Методическая разработка „Дидактические игры по обучению грамоте“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
В настоящее время наблюдается высокое требование к обучению в начальной школе, возникают разного рода трудности, связанные с подготовкой дошкольников к школе. От подготовки ребёнка в дошкольном периоде зависит то, как он будет усваивать школьную программу.
Поэтому актуальность исследования состоит в том, что внимание к проблеме подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста объясняется постоянно растущей ролью письма и чтения как деятельности, которая создаёт общеобразовательную подготовку ребёнка, восстанавливает опыт, побуждает развитие всей интеллектуальной сферы деятельности, организует поведение, совершенствует личность.
Проблема исследования: каковы эффективные методы и приёмы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приёмы формирования готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить, определить методы и приёмы работы по подготовке к обучению грамоте и определить наиболее эффективные из них.
Мною разработаны следующие дидактические игры :
Дидактическая игра «Волшебные домики»
Цель: упражнять в различении гласных и согласных звуков, закрепление способов слогового чтения, быстрого восприятия слогов.
Виды заданий:
1. Воспитатель предлагает детям выбрать гласные, которые указывают на мягкость согласного звука (е, ё, ю, я, и). Заселить гласные в зелёный домик.
2. Воспитатель предлагает детям выбрать гласные, которые указывают на твёрдость согласного звука (а, о, у, э, ы). Заселить гласные в синий домик.
3. Воспитатель предлагает составить слоги под диктовку (МИ, ЛУ, СА). Обратить внимание детей на цвет согласного звука в слоге.
Дидактическая игра «Звуковое лото»
Цель: закреплять умение детей производить фонематический анализ и синтез слова, развивать зрительную и слуховую память, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Ход:
Воспитатель предлагает детям составить слово по заданной картинке. Слово выкладываем по вертикали. Дети характеризуют каждый звук с помощью фишек:
согласный звук – синяя фишка, гласный звук – красная фишка.
мягкость звука – зелёная фишка, твёрдость звука – синяя фишка.
звонкий звук – колокольчик, глухой звук – смайлик в наушниках.
Данная игра позволяет вычленить в слове звуки и определить их характеристики. Также его называют звуко-буквенным разбором. Фонетический разбор отражает фонетику русского слова – его «звучание», правильное произношение с учётом сложившихся правил и традиций русской речи. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1.
Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа. Развивать память, внимание, логическое мышление; закреплять умение подбирать схему к слову, закреплять навык чтения и звукобуквенный анализ слов.
Оборудование: часы из фетра на которых вместо чисел расположены слова. В центре часов звуковая схема слова. Развивать память, внимание, логическое мышление; закреплять умение выделять первый звук в слове, закреплять навык чтения и звукобуквенный анализ слов
Ход игры : Дети соединяют стрелочку со звуковой схемой, которая подходит к слову.
Дидактическая игра «Глухой – звонкий»
Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных.
Оборудование: перфокарта, цветные карандаши, лист белой бумаги.
Ход игры : у каждого ребёнка перфокарта и цветные карандаши. Ребёнок подбирает пары согласных по глухости и звонкости и заполняет пропуски.