Кристина Гикаева
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста»
Детство, а именно "раннее" - это тот период жизни ребёнка, когда он много чего не умеет делать, не понимает, но благодаря враждённым механизмам, он имеет предрасположенность, ко всему новому. Если во время не обратить внимания и не устремить весь напор развития ребёнка, на то что ему так скажем больше нравится, то в дальнейшем это может гразить пед запушенностью.
Публикация «Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Поэтому- Сенсорное воспитание, направленное на формирование полного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в большей степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько ребёнок правильно, принимает, слышит, понимает, всю его окружающую действительность.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
ПРОБЛЕМА: Дети раннего возраста приходят в детский сад, не имея чувственного опыта, плохо развиты сенсорные способности.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно - познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства-картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.
Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В группе раннего возраста.
- у детей данного возраста возбуждение преобладает над торможением, тоесть наглядность воспринимается лучше, чем слово, поэтому, любое объяснение должно соправаждаться яркой наглядностью;
- игры нужно проводить, эмоционально, ярко, чтобы детям было и интересно, и чтобы после игры у них продолжительное время оставались положительные эмоции;
- учить детей играть так, чтобы в дальнейшем они постепенно учились играть самостоятельно, не большими подгруппами и т. д. ;
- с детьми раннего дошкольного возраста педагог постоянно включается в деятельность вместе с детьми;
- для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним;
- известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы, поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением;
- при объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре;
- чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре : обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
- подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки;
- интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.) .