Наталья Звонцова
Методическая разработка «Бланк мониторинга эффективности» коррекционно-развивающей работы с детьми (младший школьный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«БЛАНК МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ»
коррекционно-развивающей работы с детьми
(дошкольный и младший школьный возраст)
Автор: Звонцова Наталья Александровна - учитель-дефектолог отделения социальной диагностики и разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних СПБ ГБУ СРЦН «Прометей» Московского района города федерального значения Санкт-Петербург.
Публикация «Методическая разработка „Бланк мониторинга эффективности“ коррекционно-развивающей работы с детьми (младший школьный возраст)» размещена в разделах
Описание: данный информационный материал может быть полезен для коррекционных педагогов, заинтересованных и ориентированных на целенаправленное обучение и развитие детей с ОВЗ или относящихся к «группе риска» и остро нуждающихся в особых способах психолого-педагогического и коррекционного воздействия, направленного на активизацию их познавательной деятельности.
I диагностический блок. Общее познавательно-речевое развитие
Контакт (речевой, жестовый, мимический, зрительный) :
В контакт не вступает, проявляет речевой негативизм;
Контакт формальный, ребенок замкнут;
Идёт на контакт со взрослым, выражает доброжелательный настрой, поддерживает его стабильным на протяжении всего занятия;
Проявляет заинтересованность в собеседнике, охотно включается в коммуникацию, выражает радостный настрой на общение.
Графо-моторные навыки:
Ведущая рука: правая;
Ведущая рука: левая;
Ребенок – амбидекстер.
Психомоторное развитие:
Мелкая моторика (кистей и пальцев рук) :
нарушена (присутствует моторная неловкость);
развита недостаточно;
сформирована.
Общая координация движений:
нарушена (характерна неловкость, неуклюжесть в движениях);
сформирована в достаточной мере;
ребенка можно назвать ловким, хорошо владеющим своим телом, способным долго удерживать равновесие (работа на стабиломере).
Общий кругозор:
Представления о мире достаточно развернуты и конкретны
(знает свой возраст и дату/год рождения, знает имена и отчества родителей, своё отчество, фамилию. Может рассказать о городе/населенном пункте, в котором живет, о составе семьи, о профессиях родителей, о своих увлечениях);
Представления о мире конкретны, но не сформированы в достаточной мере (знает свой возраст, но без даты/года рождения, знает имена родителей, но без отчества, не знает своего отчества. Частично может рассказать о городе/населенном пункте, в котором живет (название, о составе семьи);
Кругозор сильно ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны. Бессистемны.
Развитие речи:
Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений, путаница в падежах, определении рода существительных);
Связная речь не сформирована, в речи присутствуют отдельные звукоподражания.
Особенности обучаемости:
Достаточный уровень обучаемости
(ребенок способен выполнить задание самостоятельно или при небольшой организующей/стимулирующей помощи);
Уровень обучаемости снижен
(ребёнок нуждается в обучающей и направляющей помощи педагога при выполнении задания по алгоритму, требуется неоднократный обучающий эксперимент);
Низкий уровень обучаемости
(ребенок нуждается в прямой помощи, не способен выполнить задание самостоятельно после многократных показов).
II диагностический блок. Познавательные процессы
Внимание
(длительность сосредоточения, стойкость, переключение) :
Достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная;
Быстро истощается, часто требует переключения на другой вид деятельности;
Ребёнок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость).
Исследование концентрации внимания при помощи теста Пьерона-Рузера (см. Приложение № 1) :
Высокий уровень запоминания и выполнения графического упражнения;
Средний уровень запоминания;
Низкий (или очень низкий) уровень запоминания.
Корректурная проба с кольцами Ландольта (см. Приложение № 2) :
Высокий уровень концентрации внимания, сосредоточения на инструкциях педагога и правильного выполнения графического упражнения;
Средний уровень концентрации, долгий поиск нужной фигуры, допущение ошибок по невнимательности (зачастую – пропуски фигуры);
Низкий (или очень низкий) уровень (ребенок теряется, пребывая в продолжительных паузах, бессистемно ищет нужное кольцо наугад).
Оценка переключения внимания младших школьников при помощи «красно-черной таблицы Ф. Горбова» (см. Приложение № 3) :
Ребенок верно называет, находит и показывает цифры во всех 3 сериях упражнения в одинаковом ритме, без ошибок;
Ребенок сбивается во время счёта, долго ищет, но верно показывает цифры в 2 первых сериях. 3 серию выполняет с ошибками;
Ребенок способен выполнить упражнение только 1 серии (порядковый счет до 25. (Обратный счет от 24 до 1 и попеременный счет 1-24, 2-23, 3-22, 4-21, 5-20 и т. д. – нет).
Исследование объема внимания путем упражнения «Расставь точки по памяти» (см. Приложение № 4) :
Высокий уровень запоминания (на время) и воспроизведения графического упражнения по образцу (заполненной матрице);
Средний уровень запоминания, воспроизведение графического упражнения по образцу выполняется с ошибками и пропусками (с просьбами показать матрицу еще раз);
Низкий (или очень низкий) уровень выполнения графического упражнения (ребенок не способен повторить порядок расположения точек в матрицах).
Познавательная активность:
Проявление /
отсутствие интереса к предлагаемым заданиям;
Активность/
пассивность в познании окружающего мира;
Способность/
неспособность сосредоточиться на предлагаемых заданиях;
Заинтересованность/
незаинтересованность в положительной оценке своей деятельности.
Способность переноса на аналогичные задания:
Быстро вникает и быстро осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание, внимательно слушает и верно исполняет инструкции;
Перенос конкретного действия осуществляет быстро, но может допускать ошибки, обусловленные спешкой и невнимательностью;
Перенос осуществляет частично (не всей инструкции целиком, с ошибками, требуется время на закрепление динамического стереотипа (повторение, выработка навыка);
Нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
Зрительное восприятие
Восприятие цвета:
узнает и называет основные цвета спектра;
путает/не называет названия цветов/оттенков.
представление о цвете отсутствует.
Восприятие величины:
верно соотносит и сам называет величину (сравнительную характеристику) предмета.
соотносит предметы по величине (больше/меньше, длиннее/короче, выше/ниже, тоньше/шире);
представление о величине отсутствует.
Восприятие формы:
верно соотносит и сам называет (плоскостные и объёмные) геометрические формы;
различает геометрические формы (выделяет по слову);
представление не сформировано.
Восприятие пространственных соотношений:
Знание схемы собственного тела (визуальная ориентация) :
да;
называет с ошибками (ребенок путается, затрудняется с названием частей тела);
нет.
Ориентировка в сторонах собственного тела:
да;
называет с ошибками (ребенок путается, затрудняется);
нет.
Дифференцирование пространственных понятий:
выше – ниже: да / нет;
дальше – ближе: да / нет;
справа – слева: да / нет;
сбоку: да / нет;
напротив: да / нет;
между: да / нет;
за – перед: да / нет.
Ориентировка на листе бумаги:
правая - левая сторона листа: да / нет;
нижняя - верхняя сторона листа: да / нет;
угол правый/левый, верхний/ нижний: да / нет;
по центру: да / нет;
по середине левой-правой/ верхней-нижней стороны листа: да / нет.
Конструктивный праксис
(в пространственном представлении)
Умение собрать нейро-пирамидку по авторской методике Е. Н. Куликовой и О. В. Сухаревой:
по образцу: да / нет;
по виду сверху: да / нет;
по контуру, по контуру с наложением, по стёртому контуру, по силуэту:
да / нет;
по наложенному цветному изображению (витраж) : да / нет;
по устному описанию с использованием логических операторов
«и, или, не» : да / нет;
по схеме по стрелкам (порядок колец) : да / нет.
Умение собрать танграм (7 элементов) :
да;
нет (ребенок испытывает трудности при конструировании целого из отдельных элементов - конструктивная апраксия).
Умение собрать Колумбово яйцо (9 элементов) :
да;
нет (ребенок испытывает трудности при конструировании целого из отдельных элементов - конструктивная апраксия).
Временные представления:
Название времен года: да / нет;
знание признаков: да / нет;
последовательность: да / нет.
Название дней недели: да / нет;
количество дней недели, разделение понятий «будни» / «выходные» дни:
да / нет;
последовательность: да / нет.
Название частей суток: да / нет;
знание признаков: да / нет;
последовательность: да / нет.
Прошлое, настоящее, будущее время:
знание признаков: да / нет;
ориентирование: да / нет.
Умение определять/показывать/ называть время на часах: да / нет;
умение верно называть выставленное время на часах (пол пятого, половина пятого, начало седьмого, 15 минут шестого, без 20 восемь, 7 вечера и т. д.) :
да / нет;
знание римских цифр на циферблате: да / нет.
Мышление:
Преобладающий тип развития мышления:
наглядно-действенное;
наглядно-образное;
элементы абстрактно-логического мышления.
Способы выполнения задания:
действует силой;
перебор вариантов (наугад, примеривание;
целенаправленные пробы (с обдуманным подходом, стратегией);
зрительное соотнесение.
Классификация предметов :
самостоятельно и верно определяет принцип обобщения;
непоследовательность/бессистемность суждений при раскладывании изображений;
контраст между способностью собрать группу и неумением ее обозначить, обобщенно назвать, объяснить принцип объединения;
низкий уровень обобщающих операций (нет понимания, как выполнить задание, каким должен быть обобщающий принцип у предложенных групп предметов, как их назвать).
Парные картинки:
находит без ошибок;
находит с ошибками;
не находит.
Четвёртый – лишний:
Правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения предметов (слов, объединяемых в одну группу и «лишнего» предмета (слова);
Дает описательную характеристику родового понятия для обозначения предметов (слов, объединяемых в одну группу, «лишнего» предмета (слова, но с помощью исследователя. Ошибается по мере их усложнения;
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения предметов (слов, объединяемых в одну группу, «лишнего» предмета (слова).
Последовательность событий:
Ребенок видит последовательность развития взаимосвязанных событий (историй, выделяет их начало, середину и конец, а также может представить (придумать) дальнейшее возможное развитие предложенных событий;
Ребенок видит динамику некоторых событий, выделяя их начало. В основном ребенок ориентируются в тех событиях, о которых имеет конкретное представление (определенные явления и лексические темы);
Ребенок затрудняется в анализе динамики события, в установлении его начала.
III диагностический блок. Сформированность учебных навыков
Формирование элементарных математических представлений
(ФЭМП) :
Порядковый счё т: от ___ до___;
Счё т от заданного числа: да / нет;
Обратный счё т от:___ / нет;
Умение самостоятельно писать цифры:
да, без ошибок;
с периодическими ошибками (отзеркаливание цифр, незаконченность символов);
не владеет навыком написания цифр.
Сформированность цифрового гнозиса:
Прямой счёт произвольно расположенных цифр (таблицы Шульте)
(см. Приложение № 5) : да / нет;
Найти и показать цифру в неправильном пространственном расположении:
да / нет;
Узнать цифры по их зеркальному изображению: да / нет.
Пересчитывание предметов : да / нет; /зрительно или дотрагиваясь/;
Пересчитывание предметов с нарастающим итогом
(«сколько всего?») : да / нет;
Соотношение числа и количества предметов : да / нет;
Сравнение множеств: да / нет; /зрительно, приложением, наложением/;
Сравнение чисел: да / нет;
Состав числа: да / нет;
Разрядный состав числа : да / нет;
Счётные операции в пределах до___ :
отвлечённо;
на счётном материале;
по линейке (числовому лучу).
Табличное умножение и деление (для младших школьников) :
знает таблицу умножения;
выполняет действия с помощью таблицы умножения, не понимая/зная хода вычислений;
не знает таблицу умножения.
Знание чётных/нечётных чисел (для младших школьников) : да / нет;
Решение простых арифмитических задач (для младших школьников) :
самостоятельно;
по аналогии, образцу;
нуждается в организующей и обучающей помощи.
Трудности при решении задач (для младших школьников) :
не понимает ход решения, затрудняется в выборе действия;
не может прочитать текст задания;
в восприятии грамматической формулировки на слух;
в записи решения;
в неустойчивости внимания, спешке.
БЛАНК МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ
коррекционно-развивающей работы с воспитанником
(дошкольный и младший школьный возраст)
№ п/п Наименование
диагностируемой области Первичная диагностика Промежуточная диагностика Итоговая диагностика Подпись
Учителя-дефектолога
I блок
Общее познавательно-речевое развитие (эмоциональная сфера)
Контакт
Мелкая моторика
Координация движений
Общий кругозор
Развитие речи
Особенности обучаемости
II блок Познавательные процессы
Внимание
Познавательная активность
Способность переноса на аналогичные задания
Зрительное восприятие
(цвет, размер, форма)
Восприятие пространственных соотношений (знание схемы собственного тела) :
Восприятие пространственных соотношений (дифференцирование пространственных понятий) :
Восприятие пространственных соотношений (ориентировка на листе бумаги) :
Восприятие временных соотношений (времена года) :
Восприятие временных соотношений (дни недели) :
Восприятие временных соотношений (части суток) :
Восприятие временных соотношений (прошлое, настоящее, будущее) :
Восприятие временных соотношений (время) :
Конструктивный праксис:
Мышление (классификация предметов) :
Мышление (парные картинки) :
Мышление (четвёртый – лишний) :
Мышление (последовательность событий) :
III блок Сформированность учебных навыков (ФЭМП)
Математика (счёт) :
Математика (навыки письма цифр) :
Математика (сформированность цифрового гнозиса) :
Математика (соотношение числа и количества предметов, сравнение множеств) :
Математика (сравнение чисел) :
Математика (состав числа,
разрядный состав числа) :
Математика
(таблица умножения) :
Математика
(чётные/нечётные числа) :
Математика (решение простых арифметических задач) :
Итоговый балл
на момент проведения
диагностического обследования:
Маркеры наглядных
обозначений: Оценка маркера
(баллы) Критерии оценивания мониторинга эффективности коррекционной работы
(уровень сформированности оцениваемого навыка/знания/умения) :
3 Оптимальный уровень развития (навык сформирован).
Ребенок выполняет предложенные задания преимущественно самостоятельно или с незначительной помощью учителя.
2 Достаточный уровень развития (навык преимущественно сформирован).
Ребенок выполняет предложенные задания с частичной помощью взрослого; способен переносить показанный способ действия на аналогичные задания.
1 Тревожный уровень развития (навык в стадии формирования).
Ребенок не может выполнить большинство предложенных заданий с организующей помощью взрослого и пошаговой инструкцией.
Однако помощь взрослого принимает без агрессии или негативизма.
0 Критический уровень развития (навык не сформирован).
Ребенок не может и не хочет выполнять предложенные задания.
Помощь взрослого отрицается полностью или частично, присутствуют агрессия, негативизм или намеренное игнорирование и отстранённое поведение.
Итоги коррекционно-развивающей работы :
Дата завершения коррекционно-развивающей работы : Подпись
учителя-дефектолога:
___20___г.
___