Горбачева Юлия Евгеньевна
Безопасное поведение на железной дороге. Игра-квест «Я — главный пассажир!»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-квест «Я – главный пассажир!»
Пояснительная записка:
Через автомобильные дороги дети каждый день ходят в школу, а с железнодорожными переходами сталкиваются куда реже. Но очень важно знать, что железная дорога также опасна, как автомобильная, более того, поезд большой и тяжелый и резко остановить его, предотвратив наезд на людей, практически невозможно. На различных объектах железной дороги детям не желательно находиться без сопровождения старших. Но, если это все-таки происходит, дети должны знать и соблюдать главные правила поведения на железнодорожных путях. Квест-игра «Я – главный пассажир» направлена на изучение в игровой, доступной для детей форме правил поведения на железной дороге и железнодорожных переездах.
Публикация «Безопасное поведение на железной дороге, Игра-квест „Я — главный пассажир!“» размещена в разделах
- Безопасность на железной дороге
- Безопасность, ОБЖ. Квест-игры
- Железная дорога, поезд
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2019
Цель: осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге и железнодорожных переездах.
Возраст участников: 7-12 лет.
Форма мероприятия: квест-игра
Продолжительность: 60 минут
Материально-техническое оснащение: доска, ноутбук, экран для показа фильма, распечатанные для игры картинки.
До начала занятия звучит музыка «Голубой вагон» и другие тематические песни.
Часть1. Вступление
Педагог: Железная дорога - удобный вид транспорта, которым пользуются многие люди каждый день. Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы. В 2017 году исполнилось 180 лет Российской железной дороге. За многие заметно улучшилась работа Российских железных дорог. Значительно увеличилась скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог она достигает 140 км/ч. Сократилось время нахождения пассажиров в пути, быстрее происходит доставка грузов. Одновременно появилось много опасностей для человека. Каждый день мы слышим и узнаем о трагических ситуациях, которые происходят на железной дороге. Получают травмы и даже погибают люди: взрослые и дети.
Сегодня мы с вами познакомимся с основными правилами поведения на железной дороге и железнодорожных переездах, но сделаем мы это в интересной игровой форме.
Я предлагаю вам рассесться по своим местам и поделиться на три команды: красная, синяя, зеленая.
У каждой команды будет свой – начальник поезда (старший ученик). Каждой команде мы раздаем ленточки одного цвета – по количеству участников команды.
Каждый участник команды привязывает ленточку к своему портфелю, капитаны команды складывают все портфели – багаж – к доске (вокзал).
Часть 2. Показ мультфильма «История вещей – Железная дорога»
Педагог: Я предлагаю нам с вами немного окунуться в историю и посмотреть мультфильм «История вещей – Железная дорога», где мы узнаем об истории появления и развития железной дороги и поездов.
Часть 3. Объяснение детям правил игры квеста «Я - главный пассажир».
Педагог: А теперь, ребята, мы с вами отправляемся в путь по железной дороге! Нас ждет посещения вокзала и кассы, много интересных приключений, проезд железнодорожных переездов и туннелей, мы познакомимся с железнодорожными знаками и различными видами поездов. Но для начала прослушайте внимательно правила нашей игры!
1. Сейчас капитан команды (начальник поезда) получит маршрутный лист с названием станций и линией движения. Каждой команде предстоит пройти 5 станций. На каждой станции сидит свой «Начальник станции», который поясняет задание команде.
2. Чтобы команды – «поезда» не столкнулись маршруты у всех команд разные. Все команды проходят все станции, но в разное время.
3. Передвигаться от станции к станции можно только «паровозиком», держась за руки.
4. Выполняя задания на станциях, команды набирают очки, которые хранятся у начальника поезда.
5. После прохождения всех станций с маршрутным листом и частями поезда «команды - паровозики» прибывают на «вокзал», сдают «маршрутные листы». Жюри подводит итоги.
6. Жюри (учитель и начальники станций) учитывает:
- количество набранных очков
- команда, которая прибывает первая дополнительно получает-2 балла, вторая-1 балл;
- команда, которая расцепила паровозик при подходе к вокзалу, штрафуется на 1 балл.
7. По окончании игры подводятся итоги, награждаются победители.
Часть 4. Квест-игра
Музыка:Паровозик Чуки
Каждая команда бежит на «Вокзал» и разбирает чемоданы с ярлычками своего цвета, после чего вся команда с чемоданами должна построиться в паровозик. Багаж (рюкзаки) желательно одеть на спину. После «Вокзала», команды начинают двигаться от станции к станции в разных направлениях, согласно маршрутному листу.
Задания на станциях:
1. Вокзал
Задание – разобрать багаж своего цвета, не толкаясь и не сбивая других участников игры.
2. «КАССА»
Задание: из слова «железнодорожный» составить, как можно больше слов (Приложение 1).
Время на выполнение задания – 5 минут (время засекает капитан команды)
Реквизит: Лист с напечатанным словом «железнодорожный» (3 шт., ручки
Критерии начисления очков:
За каждое слово дается по 1 очку. За слова, состоящие из 5 и более букв, даётся по 2 очка.
3. «ВСПОМИНАЕМ ПРОШЛОЕ»
Задание: разложить картинки паровозов и поездов разных времен в хронологическом порядке.
Время на выполнение задания – 5 минут (время засекает капитан команды)
Критерии начисления очков:
Задание выполнено без ошибок – 7 очков
1 ошибка – 6 очков
2 ошибки – 5 очков
3 ошибки - 4 очка
4 ошибки – 3 очка
5 и более ошибок – 2 очка
4. «ТОННЕЛЬ»
Задание. На небольшой высоте от земли натянуты веревки в виде паутины.
Участники должны пройти под ним (проползти, держась за руки, не задевая.
Ограничений по времени нет
Критерии начисления очков:
Участники прошли все задание, не расцепив руки – 7 очков
Участники расцепили руки один раз – 6 очков
Участники расцепили руки два раза – 5 очков
Участники расцепили руки три раза – 4 очка
Участники расцепили руки четыре раза – 3 очка
Участники расцепили руки более четырех раз – 2 очка
5. «ПОПУТЧИКИ»
Участникам предлагаются рассмотреть картинку «Железнодорожный переезд» и найти все ошибки, которые там встречаются.
Время на выполнение задания – 5 минут (время засекает капитан команды)
Критерии начисления очков:
Участники нашли 15 ошибок – 7 очков
Участники нашли 13-14 ошибок – 6 очков
Участники нашли 11-12 ошибок – 5 очков
Участники нашли 9-10 ошибок – 4 очка
Участники нашли 7-8 ошибок – 3 очка
Участники нашли менее 7 ошибок – 2 очка
6. «БЕЗОПАСНОСТЬ»
Задание: выбрать из предложенных дорожных знаков те знаки безопасности, которые мы встречаем на ж/д транспорте и у ж/д переходах.
Время на выполнение задания – 5 минут (время засекает капитан команды)
Критерии начисления очков:
Участники не допустили ни одной ошибки – 7 очков
Участники допустили одну ошибку – 6 очков
Участники допустили две ошибки – 5 очков
Участники допустили три ошибки – 4 очка
Участники допустили четыре ошибки – 3 очка
Участники допустили пять и более ошибок – 2 очка
Часть 5. Подведение итогов игры
Все очки, набранные командами, заносятся в таблицу
Порядок прибытия команды (команда, которая прибывает первая дополнительно получает-2 балла, вторая-1 бал)
Штрафные очки
(команда, которая расцепил паровозик при подходе к вокзалу, штрафуется на 1 балл)
По результатам набранных очков определяются команды, занявшие 1,2 и 3 места.
Часть 6. Итог занятия.
Участники игры рассаживаются по своим местам
Педагог: Итак, ребята, мы с вами побывали в поезде и на вокзале, на железнодорожных переездах и в туннелях. Конечно, в жизни все намного серьезнее. Поэтому не лишним будет еще раз нам с вами вспомнить, какие вы узнали правила поведения на железной дороге и железнодорожных переездах.
Дети отвечают, педагог задает наводящие вопросы. В итоге все еще раз проговаривают 10 самых важных правил поведения на железной дороге:
1. Пользуйтесь специальными переходами. Они оборудованы светофорами с двумя сигналами – красный (стоп) и зеленый (иди).
2. Будьте внимательны! Даже, когда вы пользуетесь переходом, убедитесь, что рядом нет надвигающегося состава, ведь светофор тоже может быть неисправен.
3. Не торопитесь. Перейдя одни пути, посмотрите – не идет ли состав на соседних путях.
4. Переходите пути только под прямым углом. Если вы не нашли оборудованный переход, сохраняя внимательность, пересекайте рельсы строго перпендикулярно.
5. Не наступайте на рельсы и шпалы – они могут быть скользкими.
6. Не переходите пути в местах стрелочных переводов.
7. Отложите наушники и гаджеты. Важно сохранять внимание и слышать звуки приближающегося состава.
8. Не играйте на объектах железной дороги в активные игры.
9. В здании вокзала пользуйтесь переходами. Ни в коем случае нельзя пересекать пути напрямую!
10. На перроне не заступайте за ограничительную черту. Она отделяет опасную зону, где вас может задеть надвигающийся состав.
Педагог: Нет ничего важнее человеческой жизни, поэтому хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Берегите себя!
Спасибо всем за участие в нашей игре!
Список использованных источников:
1. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/
2. Городской методический центр: http://mosmetod.ru/
3. https://www.youtube.com/watch?v=fb1zq8N--ZQ