Марина Щербакова
Конспект занятия по профилактике травматизма с детьми старшего дошкольного возраста «Как вести себя в жару на участке?»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека занятий по профилактике травматизма с детьми старшего дошкольного возраста «Беседы с дошкольниками по ОБЖ». Часть 2
Беседа №10.
Тема: «Как вести себя в жару на участке?»
Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др., закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек - одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог.
(Можно придумать и нарисовать другие картинки)
Ход беседы:
1. Рассматривание картины.
Вопросы к детям:
-Что изображено на картинке?
- Кто из девочек поступил правильно? Почему?
- А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?
- Что нужно делать теперь?
- А как мы ведем себя на улице в жару?
-Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?
2. Составление рассказов из жизненного опыта детей.
3. Игра «Закончи предложение»
- Чтобы не обидеть папу,
Я одену с лентой (шляпу).
Неразлучные друзья
Веревка и прищепка.
Не разлучные в жару
Я и моя (кепка)
- Сильно солнышко печет? -
Спрашиваю маму.
Одеваю я в жару
Белую (панамку).
4. Повторить с детьми ПРАВИЛА :
На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку!
В жару пей больше жидкости- воды, морсов или соков!
Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!
В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.
Не бегай босиком в жару по асфальту.
Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.
Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.
Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело.
Если замечаешь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.
Беседа №11.
Тема: «Зимой на горке»
Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;
Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди;
выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
Ход беседы:
1. Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.
2. Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.
3. Игра (словесная) «Хорошо - плохо».
Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.
3. Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.
4. Сформировать ПРАВИЛА:
Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;
Подниматься на горку только по ступенькам;
Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;
Не кататься стоя, а только сидя;
Не толкать, не цепляться за товарищей;
Соблюдать очередность;
Не спрыгивать с горки;
Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;
Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;
Прокатился, быстрее вставай и уходи, т. к. следом за тобой скатится другой
и может сбить тебя;
Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;
Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;
Не сбегай по скату;
Не кидайся снегом в сторону горки.
Беседа №12.
Тема: «Трудовая деятельность»
Цель: учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности
(лейки, тряпочки, палочки - труд в уголке природы ;
стеки, ножницы, карандаши, кисточки - ручной труд;
грабельки, лопаточки, совочки, венички - труд в природе).
Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами
Ход беседы:
1. Игра с «Волшебным сундучком».
Загадать загадку о предмете.
Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.
- Для чего он нужен?
- Когда невозможно обойтись без этого предмета?
- Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?
- Как правильно им пользоваться?
2. Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».
3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы.
4. Повторить с детьми ПРАВИЛА :
Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов;
Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;
Не размахивай и не тычь в лицо другим;
Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груди
Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ);
После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;
Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др. ;
Не толкайся, не отбирай у других;
Не бегай с опасными предметами;
Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь!
Беседа №13.
Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;
знать границы своего участка;
напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Материал: Иллюстрации
Ход беседы:
1. Демонстрирует иллюстрации и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) и рассказ воспитателя о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Воспитатель показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей.
2.
2. Проигрывание ситуаций:
Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.
3. Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и
открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!
И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!
4. Беседа (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?
5. Запомнить ПРАВИЛА:
Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.
Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.
Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть
доброжелательным и вежливым.
Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.
Не играть с острыми предметами.
Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.
Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности. Так как кто- нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться.
Не кидаться песком, землей, снегом.
Не подходить к собакам и кошкам.
Не трогать грибы и ягоды и не есть их.
Не ломать деревья, кусты.
Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.
Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.
Беседа №14.
Тема: «Насекомые - польза и вред»
Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Материал: предметные картинки с изображением насекомых;
сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.
Ход беседы:
1. Вопросы к детям:
- Каких насекомых вы знаете?
Когда появляются насекомые?
Где они живут?
Чем они отличаются от птиц?
Что случится, если не будет насекомых?
Чем могут быть опасны насекомые?
Как себя вести при встрече с ними?
2. Чтение стихотворения:
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужжасно нужжен:
Я берегла его на ужжин!»
3. Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
4. Запомнить ПРАВИЛА:
Необходимо знать, как защищаться от насекомых:
Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей, отпугивающими насекомых!
Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!
Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!
Если пчела все же ужалила, то надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором или приложить лепестки календулы.
Не ловите и не убивайте насекомых!
Не стойте около муравейника!
Беседа №15.
Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
Цель: учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми; учить согласовывать свои действия с действиями партнера.
Ход беседы:
1. Рассматривание сюжетных картин «Испорченная игра» (можно, используя сюжетную картину).
2. Беседа
- Почему у ребят не получилась игра?
- Что им можно посоветовать?
- Что нужно делать, чтобы научиться играть без ссор, обид и травм?
- Как вы думаете, если говорить всем вместе, перебивая друг друга, можно о чем-то договориться?
- Давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их, и прикрепим к доске.
Первое правило:
Говорите по- очереди, не перебивая друг друга!
- Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушая мнения других детей? Нет? Почему?
Тогда второе правило:
Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?»; «А как вы думаете?»;
Считайся с мнением друзей!
Третье правило:
Делись игрушками, не жадничай!
Четвертое правило:
Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости!
Пятое правило:
Никогда не толкайся и не наталкивайся на других во время игры! Смотри под ноги, будь осторожен!
Беседа №16.
Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке д/с»
Цель: сформировать представление ребенка о существовании ядовитых растений и грибов;
познакомить с растениями нашего участка;
научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться;
воспитывать бережное отношение ко всем грибам и растениям.
Материал: Игра «Распутай путаницу», «Гербарий».
Ход беседы:
1. Игра «Распутай путаницу»
На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.
2. Можно показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.
3. Беседа
Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.
Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб.
-У некоторых детей есть привычка - покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью
Но любые грибы, как растения и животные, нуждаются в бережном отношении человека, в охране.
4. Рассматривание гербария, плакатов и энциклопедий
5. Обыгрывание проблемной ситуации
Нашел большой, красивый гриб, что с ним делать?
5. Запомнить ПРАВИЛА:
Запомните!
Лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать ни один
цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.
Сбор грибов - увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.
Запомните!
Грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны. Они содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада - не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.
Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.
6. Д/игра «Съедобное – несъедобное»
Беседа №17.
Тема «Мы любим праздники в д/с»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников на улице; формировать навыки безопасного поведения; воспитывать взаимоуважение, добрые чувства.
Материал: картинки или фотографии с изображением праздников в д/с, с участием детей.
Ход беседы:
1. Д/упражнение «Назови праздник» (с мячом). Сядет тот, кто назовет какой- нибудь праздник.
2. Рассматривание картин. Беседа по ним.
Вопросы к детям:
-Что дети делают? Где они находятся?
-За что мы любим праздники?
-Какие праздники мы проводим в музыкальном зале? Физкультурном зале?
-А какие праздники мы проводим на улице?
-Как дети себя ведут на празднике?
-А как еще можно и нужно себя вести?
-Какие дети всегда ведут себя так? (Внимательные, вежливые, доброжелательные и др.)
-А вы хотите быть такими же?
-Давайте мы эти правила сейчас повторим и запишем на красивый лист фломастером!
А когда пойдем на прогулку, объясним и подарим малышам эти правила и проведем с ними маленький праздник «Хорошего настроения».
Итак, первое правило скажет Дима (желательно, чтобы каждое правило сказали дети) :
Нельзя шуметь и разговаривать друг с другом, иначе не услышим речь героев (артистов);
Нельзя толкаться, наступать на ноги друг другу;
Не загораживать обзор другим детям;
Не выскакивать вперед без приглашения;
Не подставлять подножки;
Обходить лужи и скользкие места;
Не хватать и не дергать героев за одежду;
Не наталкиваться друг на друга при беге;
Остановиться и внимательно посмотреть перед собой, забегая за угол здания;
Строго выполнять все эти правила!
Беседа №18.
Тема «Как себя вести в группе»
Цель: воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться правилам
безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Материал: сюжетная картина (в методкабинете, Губка БОБ - кукла (или медвежонок).
Ход беседы:
1. Приходит кукла - Губка Боб Квадратные Штаны в группу.
Обыграть ситуации:
пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;
затем спотыкается об брошенную игрушку;
захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;
чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);
когда, наконец, его усадили на стул, он сидит и раскачивается.
С детьми обсудить все эти ситуации, (воспитатель объясняет детям, что Боб - мягкий, а если бы с детьми случилось такое, пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел. 03, объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя, а как правильно себя вести (озвучить ПРАВИЛА) и показать сюжетную картину.
2. Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т. д. Беседа по ней. Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате.
Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т. к. это нужно для сохранения жизни и здоровья - своего и других людей!
Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.
Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности!
Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы.
Если не можешь достать, попроси воспитателя!
Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!
Не бери мелкие игрушки в рот - ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!
Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!
Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол.
Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!
Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!
Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!
Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!
Беседа №19.
Тема: «Передвигаемся по детскому саду»
Цель: научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду;
Воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в
помещении д/с.
Материал: карта-схема д/сада; фотографии детей: идут по коридору; поднимаются по лестнице (спускаются); просмотр театрализованных представлений в музыкальном зале; заходят в физкультурный зал, и т. д.. Кукла Незнайка (или взрослый).
Ход беседы:
Вопросы к детям:
- Куда мы ходим по д/саду? Какие помещения есть в д/с? (Музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет и др.)
- Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по д/с?
Приходит Незнайка, приносит фотографии. Рассматривание и обсуждение фотографий. Незнайка показывает, как он себя ведет в той или иной обстановке (толкается, спорит, не хочет стоять с кем-то или сзади, дергает за косичку девочек, ущипнет, наступает на ноги, балуется, говорит громко, машет руками, пинается, в театре вскакивает и орет, не здоровается со взрослыми в коридоре, на лестнице не держится за перила).
Объяснить Незнайке, что так себя вести ни в коем случае нельзя, и еще раз показывают, как нужно правильно вести себя, главное - почему так надо вести! Можно показать картинку, где ребенок лежит в больнице, обсудить ситуацию.
Незнайка обещает исправляться.
Воспитатель показывает детям карту - схему помещений д/сада, объясняет, где что находится.
Повторение правил вместе с Незнайкой (можно озвучить в магнитофонной записи) :
Спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом, спокойным шагом, не толкаясь, держась за перила;
Двигаться по коридорам д/с надо спокойно, придерживаясь правой рукой стороны коридора;
Осторожно переходи пересечения коридоров, потому что ты не видишь, кто может
идти тебе навстречу;
При движении по коридорам всегда смотри вперед, чтобы не натолкнуться на выступы в стенах или на нянечек, спешащих с кастрюлями на кухню и обратно;
Коридоры и лестница - не место для игр и баловства. Помни об этом!
Не открывай двери ногой, также не открывай их резко, т. к. с той стороны двери может находиться человек, и ты его поранишь!
(Ой, ребята,-
Верь, не верь,-
От меня сбежала дверь.
-Прощай,- сказала,- дорогой,
Ты открывал меня ногой)
Беседа №20.
Тема: «Зимние дороги»
Цель: расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время.
Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро
остановить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы даже
после торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживать
себя, быть внимательными, не играть на дороге.
Ход беседы:
1. Рассматривание сюжетных картин с изображением зимних дорог, улиц.
2. Объяснение слов:
«Снегопад», «Гололед» (Слой плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого, образующийся на растениях, проводах, предметах, поверхности земли в результате намерзания частиц осадков (переохлаждённой мороси, переохлаждённого дождя, ледяного дождя, ледяной крупы, иногда дождя
со снегом) при соприкосновении с поверхностью, имеющей отрицательную температуру. Продолжается обычно несколько часов, а иногда при мороси и тумане - несколько суток.)
«Гололедица» (Слой бугристого льда или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).
Объяснить, чем они отличаются (В отличие от гололёда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы, чем они опасны для водителя и пешехода.
3. Беседа о правилах поведения на дороге и улице в зимних условиях:
в гололедицу
(На дорогах скользко. Вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину (автобус). В такую погоду надо быть очень осторожным. Нельзя перебегать перед близко идущим транспортом, так как водитель, если даже затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигаться какое - то время дальше. Надо терпеливо ждать, когда проедут машины. А если на переходе есть светофор, надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины успели притормозить, и только после этого спокойно переходить дорогу.);
в снегопад
(Стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор).
4. Беседа
- Поднимите руки те, кто любит зиму. В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей)
- А хотите послушать, как мишка играл зимой?
5. Чтение стихотворения
Скрылись под снегом газоны с травой.
Скользко машинам на мостовой,
Льдом затянуло русло реки,
Плюшевый мишка встал на коньки.
-Только катается не на катке…
Вышел на улицу с клюшкой в руке.
Долго ли, дети, здесь до беды?
Есть для хоккея катки и пруды.
Только ботинки с коньками надень,
Лед будет петь под коньками весь день.
- А мостовая - опасный каток.
Нужно во двор возвращаться, дружок.
- Ребята, объясните мишке, почему нельзя кататься на мостовой? (Ответы детей)
6. Повторение правил поведения на зимних дорогах.
Беседа №21.
Тема: «Морозы жестокие в этом году»
Цель: учить правильно вести себя в морозную погоду.
Ход беседы:
1. Д/у «Какая зима»
2. Рассматривание зимней одежды
3. Беседа о том, как можно уберечься от сильных холодов.
4. Записать правила:
В сильные морозы надо одеваться очень тепло
Нельзя без взрослых выходить на улицу
Нельзя оставаться на улице долго
Нельзя открывать дома и в садике окна.
Лицо смазывать специальным детским кремом от холода - «Морозко»
Попросить своих родителей обязательно проводить их до самой группы.
Беседа №22.
Тема «Игры на модулях»
Цель: научить детей безопасному поведению во время игр на модулях.
1. Ход беседы:
Д/у «Кто больше вспомнит». Предложить детям вспомнить и называть, какое оборудование для игр детей есть у нас во дворе д/с.
Предложить детям придумать правила поведения во время игр на них, чтобы никто не пострадал, не получил травму. Воспитатель предлагает не торопиться, говорить четко, так как она эти правила будет записывать в альбом.
Правила:
Не подходить к модулям, если на них уже играют дети других групп.
Терпеливо дожидаться своей очереди, или договориться с ними о времени.
Не толкать друг друга во время игр
Не торопиться, не спеша подниматься по лесенкам
Не ставить подножки
Подниматься по лесенке и спускаться только по одному.
Не ссориться, не баловаться
Быть взаимовежливыми, и уступать друг другу!
2. Прочитать правила детям и попросить повторить.