Варвара Гиганова
Методическая разработка алгоритма разучивания песни «Топ, сапожки, шлеп, сапожки» М. Еремеевой
Топ, сапожки, шлеп, сапожки
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75
Московского района Санкт-Петербурга
Алгоритм разучивания песни
«Топ, сапожки, шлёп, сапожки»
сл. и муз. М. Еремеевой.
Методическая разработка.
Цель: развивать и закреплять у детей певческие навыки.
Задачи:
• воспитывать у детей устойчивый интерес к разучиванию новых песен, расширять музыкальные впечатления и музыкальную культуру;
Публикация «Методическая разработка алгоритма разучивания песни „Топ, сапожки, шлеп, сапожки“ М, Еремеевой» размещена в разделах
• вызывать эмоциональный отклик воспитанников на разные музыкальные композиции;
• продолжать учить детей, видеть сезонные изменения в природе через музыку;
• развитие музыкально-исполнительских умений для осуществления певческой деятельности (учить детей выразительному исполнению песни : петь звонким голосом, напевно, легким и подвижным звуком, коллективно и сильно, с музыкальным сопровождением и без);
• создать положительный эмоциональный настрой;
• закрепить навыки правильного вокального дыхания;
• работать над правильным звукообразованием;
• развить восприятие вокальных произведений, умений музыкального анализа и эстетической оценки песни;
• формировать любимый песенный репертуар;
• вовлечь детей в совместную деятельность с музыкальным руководителем.
Используемые технологии: здоровьесберегающая технология, социально-коммуникативная технология, театрально-игровые технологии, личностно-ориентированный подход, импровизация, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ, музыкотерапия.
Взаимодействие: дети, музыкальный руководитель.
Участвуют: дети старшей группы, музыкальный руководитель.
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие «Музыка», «Социально – Коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Данная песня соответствует возрастным особенностям дошкольника. Мелодия интонационно не сложная - поступенные восходящие и нисходящие движения по звукам гаммы и трезвучий, наибольшие скачкообразные движения в мелодии – на ч4 (кварту) и ч5 (квинту) вверх и вниз. Вокальный диапазон песни соответствует возрасту старшей группы (РЕ-СИ, не сложный ритмический рисунок вполне доступен детям данного возраста. Тематика песни понятна любому ребенку. Живой, веселый и задорный характер песни нравится детям, тем более – образ резиновых сапог и луж, знаком и любим большинству детей.
Небольшая сложность заключается в практически непрерывном пении (нет «отдыха» и пауз между куплетом и припевом, что создает определенные трудности для еще не сформированного детского голосового аппарата. Так же ребенок может испытывать сложности при пении фразы «Ты бежишь, и я бегу» с одновременным движением «бег на месте».
Процесс разучивания песни имеет 2 этапа : первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание.
I. Первый этап - Знакомство с песней.
Вступление.
Задача:
• познакомить детей с композитором, автором слов и временем создания песни.
• подготовить восприятие содержания и смысла песни;
• создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа.
Методы и приемы работы : рассказ, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных композиций осенней тематики.
Слушание.
Задача: вызвать у детей эмоциональный отклик.
Требования: яркость, лаконичность, эмоциональность, увлеченность, свободное исполнение наизусть, соответствие качества певческого звука, фразировки, артикуляции жанру и стилю произведения.
Методы и приемы работы : личное исполнение музыкального руководителя, исполнение в аудио и видеозаписи, использование загадок по теме песни, использование игровых упражнений, применение элементов театрализации.
Обсуждение (беседа).
Задача: выявить отношение детей к песне, выявить уровень понимания детьми характера, содержания и смысла музыкального образа. Проанализировать наиболее важные в данном контексте выразительные средства. Стимулировать активность мышления учащихся.
Требования: создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения. Уважение к любому высказыванию детей, активизация словаря.
Методы и приемы работы : беседа, дискуссия, создание проблемы и мотивация для ее решения, объяснение и обсуждение незнакомых слов.
II. Второй этап - Разучивание песни.
Подготовка голосового аппарата.
Задача: настроить голосовой аппарат детей на пение и разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей с помощью упражнений, осенних распевок, работа над чистотой интонации.
Методы и приемы работы : личный показ музыкального руководителя, применение игровых дыхательных упражнений и распевок.
Требования: конкретное задание, яркий личный показ музыкального руководителя.
Разучивание песни.
Задача: развивать певческие навыки детей (правильное звукообразование, дыхание, дикцию, чистоту интонирования, чувство ансамбля – стройное согласованное пение). Освоить в процессе разучивания песни основные приемы выразительного исполнения для создания музыкального образа. *Совместный выбор и разучивание танцевальных приемов и движений (если таковые имеются).
Требования: освоение мелодической линии песни (от сложного к более простому, текста, ритма песни. Работа над фразой и чистотой интонации. *Разучивание танцевальных приемов и движений (если имеются) по показу музыкального руководителя, без музыкального сопровождения, затем с музыкой, от медленного темпа - к быстрому.
Методы и приемы работы :
• применение прохлопывания ритмического рисунка песни (использование элементов мелкой моторики – простукивание пальцами по коленям) с одновременным проговариванием текста;
• произнесение текста шепотом;
• показ иллюстраций – подсказок и видеоматериалов по теме песни;
• пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА», «ЛЯ» или вокализом на гласный «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения;
• применение метода звуковысотного показа рукой;
• пропевание хором (всей группой, подгруппами (3-4 реб., индивидуально (сольно, пение цепочкой и a capella;
• прием дирижирования музыкальным руководителем и детьми: вступление и снятие по руке;
• метод пропевания мелодии с плавным движением руки;
• метод театрализации;
Впевание.
Задачи: формировать качественное звучание и согласованность танцевальных движений при пении всего произведения (развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни, доминирование исполнительских задач, достижение необходимого качества певческого звучания).
Требования: тренировать выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни. Активное, творческое музицирование, полная самоотдача, исполнение в концертном зале (генеральная репетиция).
Методы и приемы работы : пропевание песни целиком, эмоциональный настрой на исполнение посредством чтения стихов, фото и видео материалов. Метод сравнения разных вариантов исполнения с помощью видеозаписи.
III. Заключительный этап - Исполнение песни.
Обязательное исполнение песни для зрителей (дети других групп, родители, сотрудники ГБДОУ).
Задачи: создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа; создание необходимого эмоционального настроя; стимулирование творческого эмоционального подъема.
Требования: умение собраться, эмоционально раскрыться, сосредоточиться на исполняемом произведении. «Прожить» музыкальный образ исполняемого произведения на сцене.
Поощрение: аплодисменты слушателей.
Приложение 1
Танцевальные сопроводительные движения
к песне «Топ, сапожки, шлёп, сапожки».
На шестом году жизни у ребенка движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Совпадение текста песни, мелодии и танцевальных элементов точнее передает характер музыкального произведения.
Танцевальные движения ребенка становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.
По музыкальной структуре песня состоит из :
Вступления, 3-х куплетов, 3х припевов, 3-х инструментальных проигрышей между куплетами и заключения* (*в инструментальной аранжировке Е. Фирсовой)
На музыкальные проигрыши, на вступление и на окончание песни рекомендовано использовать следующие танцевальные движения:
1. Пружинка
2. Выставление ноги на пятку
3. Поворот на 360 градусов
На припев:
Топ, сапожки, шлёп, сапожки, - притоп правой ногой на слова «Топ» и «Шлеп», руки на поясе.
«Ты бежишь и я бегу», «Обогнать тебя могу» - легкий бег на месте или бег в кружении.
Песня «Топ, сапожки, шлёп, сапожки» записана в видеоклипе под инструментальную аранжировку Е. Фирсовой. Она представляет собой сольную песню с ансамблевым вокальным и танцевальным сопровождением с использованием зонтиков. Поэтому, танцевальные движения расписываю как для солиста, так и для вокально-танцевального ансамбля.
СОЛИСТ АНСАМБЛЬ
ВСТУПЛЕНИЕ В зале стоит раскрытый зонт.
1. выходит в центр зала.
2. пружинка 1. ---
2. выходят по 2 человека (мальчик и девочка) друг за другом с зонтами с противоположных сторон и встают за солистом в линию.
1 КУПЛЕТ поет стоят на месте под зонтами и весело кивают головами.
1 ПРИПЕВ поет, на «Топ» и «шлёп» - притоп, на «Ты бежишь и я бегу» и на «Обогнать тебя могу» - легкий бег на месте. поют, на «Топ» и «шлёп» - притоп, на «Ты бежишь и я бегу» и на «Обогнать тебя могу» - легкий бег на месте под зонтами.
1 ПРОИГРЫШ пружинка Кружатся под зонтами 2 раза в противоположных направления. В конце припева кладут раскрытые зонты перед собой и «прячутся» за ними.
2 КУПЛЕТ поет Сидят за зонтами, качают головами.
2 ПРИПЕВ поет, на «Топ» и «шлёп» - притоп, на «Ты бежишь и я бегу» и на «Обогнать тебя могу» - легкий бег на месте. поют, на «Топ» и «шлёп» - притоп, на «Ты бежишь и я бегу» и на «Обогнать тебя могу» - легкий бег на месте без зонтов.
2 ПРОИГРЫШ пружинка Кружатся «лодочкой» в парах 2 раза в разном направлении.
3 КУПЛЕТ поет Стоят под зонтами, качают головами.
3 ПРИПЕВ поет, на «Топ» и «шлёп» - притоп, на «Ты бежишь и я бегу» и на «Обогнать тебя могу» - легкий бег на месте поют, на «Топ» и «шлёп» - притоп, на «Ты бежишь и я бегу» и на «Обогнать тебя могу» - легкий бег на месте под зонтами.
3 ПРОИГРЫШ Берет зонтик, пружинка. Отходят назад, крутя зонты перед собой, крутя зонт возвращаются обратно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приседает и прячется под зонтом. На последний аккорд выпрыгивает вверх. Подбегают к солистке, окружая ее, и прячутся под зонтами. На последний аккорд выпрыгивает вверх.