Наталья Важенина
Развитие креативного мышления у дошкольников через нетрадиционные методы рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, - некоторые меньшим, но даром этим отмечен каждый
Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.
Публикация «Развитие креативного мышления у дошкольников через нетрадиционные методы рисования» размещена в разделах
- Мышки. Рисование с детьми
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
И в настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. То есть быть креативным. Креативность - это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир.
Очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
В нашу работу входят связанные между собой элементы сказкотерапии и рисование с использованием нетрадиционных техник.
Сказки помогают развить воображение, показывают, что из любой ситуации есть выход, сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Человек, слушая сказки в детстве, накапливает в бессознательном символический «набор жизненных ситуаций». С помощью метода сказкотерапии мы развиваем и обогащают знания ребенка. К литературным произведениям предъявляется ряд требований: интересный сюжет, соответствие возрастным нормам детей, наличие динамики, загадки, интриги, недосказанности. Дети включаются в сюжет и обдумывают пути спасения кого-либо, разгадки тайны, исправления чей-то ошибки, восстановление справедливости и др. Прочитав часть текста, мы тем самым вводим детей в определенную ситуацию, затем чтение произведения прерывается. Дети выдвигают свои гипотезы и предположения дальнейшего развития сюжета. Педагог принимает и одобряет все гипотезы.
Наиболее яркие образы или сюжеты в произведении мы рисуем с использованием нетрадиционных техник (необычными предметами и необычными способами). Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Что в свою очередь способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к творческим поискам и решениям, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают разностороннее развитие и эстетическое удовольствие.
Для успешной реализации поставленных задач, предполагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) .
В программе широко используются технические средства обучения: ноутбук, проектор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера и др.
Предполагаются выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи. Совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.