Гульназ Валеева
Методическая разработка к учебно-игровому пособию «Где обедал воробей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка к учебно-игровому пособию
«Где обедал, воробей?».
Направленность: познание окружающего мира и развитие психических процессов.
Предпосылки: обогащение предметно-развивающей среды логопункта.
Вид: учебно-методическое пособие.
Предназначение: для детей с общим недоразвитием речи.
Актуальность.
Темочки:
- Воробей, воробышек
- Дидактические игры
- Зимующие птицы. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Наиболее характерной деятельностью для детей дошкольного возраста является игра. В дидактических играх, перед детьми, в ненавязчивой игровой форме ставятся задачи, решение которых, требует сосредоточенности, внимания, умственных усилий, умения осмысливать правила, преодолевать трудности. Игры способствуют развитию ощущений и восприятия, усвоению знаний, расширению кругозора детей. В игре ребёнок знакомится с предметами и явлениями окружающей действительности.
С. Л. Рубинштейн выдвинул интересную мысль, что ребёнок в процессе игры развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.
Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Игра значима для развития речи детей с общим недоразвитием речи. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми.
Коррекция речевых нарушений должна проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.
Игровое пособие «Где обедал воробей» будет способствовать расширению кругозора, активизации познавательной деятельности, автоматизации звуков, усвоению лексико-грамматических категорий.
Цель: Увеличить результативность коррекционно-развивающей работы
по лексической теме «Зоопарк».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять представления детей об окружающем мире по лексической теме «Зоопарк» - развивать познавательный интерес, речевую активность;
- способствовать расширению и активизации словаря воспитанников по лексической теме «Зоопарк»;
Коррекционно - развивающие:
- развивать мыслительные операции;
- развивать речь детей;
- развивать интонационную выразительность речи.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи;
- воспитывать самостоятельность;
Описание пособия.
Пособие состоит из заднего фона с изображением животных зоопарка и поляны на основе железного листа, обклеенной зелёной самоклеющейся бумагой. К фигуркам животных прикрепляется бумажный магнит. Животные прикрепляются к магнитной основе поляны.
В данном пособии представлены дикие животные: носорог, медведь, лев, слон, лиса, кенгуру, крокодил, морж.
Птицы: журавль и воробей.
К пособию прилагается карта планеты Земля, дидактические «Кто как передвигается»; «Рассели зверей по загонам»; «Дедушка Егор – служитель зоопарка»; Опорная схема «Животные» для составления описательного рассказа о животном, картотека дидактических игр и упражнений.
Основные достоинства пособия :
• Пособие многофункционально, его можно использовать в различных видах деятельности, играх, в непосредственно образовательной и свободной деятельности детей. Детей привлекает яркость и красочность, отвечает требованиям эстетичности, пособие изготовлено таким образом, что его удобно складывать, переставлять, переносить; даёт возможность участия как одного ребенка, так и подгруппы, всей группы детей;
Ожидаемые результаты.
Лексико-грамматические категории речи детей:
• Дети научатся образовывать родительный падеж единственного числа существительных с предлогом У.
• Научатся согласовывать числительное и существительное в творительном падеже.
• Закрепят навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных.
• Научатся преобразовывать предложения.
• Научатся употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
• Научаться правильно, употреблять падежные окончания существительных.
Звукопроизношение:
Автоматизация в речи звука [р].
Слоговая структура слова:
Совершенствуют навыки слогового анализа и синтеза
Связная речь:
Научатся преобразовывать предложения;
Составлять описательные рассказы по опорной схеме
Этапы работы.
I этап – подготовительный. Сентябрь.
Изготовление учебного пособия.
II этап – формирующий. Октябрь – март.
Реализация основных видов деятельности.
III этап – заключительный. Апрель.
Обобщение материалов и результатов работы - сравнительный анализ развития речи детей.
Тематический план.
Время проведения Вид игровой деятельности Форма организации игровой деятельности Количество
Ноябрь
I неделя Изготовление пособия. Презентация пособия.
1
Ноябрь
II неделя Знакомство с пособием. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?». Индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная деятельность. 2
Ноябрь
III неделя Дыхательное упражнение «Воробей летит в зоопарк»
Цель: формирование длительного и короткого речевого выдоха.
Пальчиковая гимнастика «Воробей».
Индивидуальная и подгрупповая работа 2
Ноябрь
IV неделя
«У кого – кто»
Цель: припоминание названий детёнышей животных и проговаривание, у кого кто.
Индивидуальная работа 4
Декабрь
I неделя «Дружные звери».
Цель: упражнять в употреблении падежных окончаний существительных (творительный падеж с предлогом с, со).
Индивидуальная и подгрупповая работа 4
Декабрь
II неделя «У кого – что»
Цель: упражнять в употреблении падежных окончаний существительных (родительный падеж единственного числа с предлогом «У».)
Индивидуальная и подгрупповая работа 4
Декабрь
III неделя «Сколько?»
Цель: согласование числительных с существительными.
Часть непосредственно образовательной деятельности по РЭМП.
Декабрь
IV неделя
«Эхо»
Цель: преобразование предложений. Составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием нет
Индивидуальная и подгрупповая работа 4
Январь
III неделя «Какой?»
Цель: формировать умение подбирать определения. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.
Индивидуальная работа. 4
Январь
IV неделя «Назови ласково»
Цель: образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Индивидуальная работа. 4
Февраль
I неделя «Кого везут в зоопарк»
Цель. Образование притяжательных прилагательных.
Индивидуальная работа. 4
Февраль
II неделя «Рассели зверей по загонам»
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Индивидуально-подгрупповая НОД. 4
Февраль
III неделя «Добрый дедушка»
Цель. употребление существительных в творительном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом.
Индивидуально-подгрупповая НОД. 4
Февраль
IV неделя «Воробей-путешественник»
Цель: образование словосочетания из числительного и существительного в творительном падеже от – именительного падежа, согласовывая их между собой и с глаголом в предложении.
Индивидуально-подгрупповая НОД. 4
Март
I неделя «Экскурсия в зоопарк»
Цель. Познакомить детей с обитателями зоопарка. Вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать любовь и сочувствие к животным. Работа с родителями 1
Март
II неделя «Кто где живёт»
Цель. Развивать умение детей различать значение предлогов «на» и «в» и правильно употреблять их в речи. Воспитывать любовь и сочувствие к животным.
Индивидуально-подгрупповая НОД. 4
Март
III неделя «Составь рассказ о животном»
Цель. Развивать умение детей точно, лаконично и образно описывать животное или птицу по наглядной опорной схеме.
Индивидуально-подгрупповая НОД.
Март IV неделя Драматизация произведения «Где обедал воробей?».
Цель.
Способствовать развитию детской фантазии, способности сопереживать происходящему, а также созданию соответствующего эмоционального настроя, раскрепощению детей, повышению уверенности в себе, в своих силах.
Развлечение. 1
По окончании реализации формирующего этапа была проведена повторная диагностика, которая показала значительное улучшение развития речи детей.
Таким образом, по окончании реализации формирующего этапа была проведена повторная диагностика, которая показала положительную динамику, значительное улучшение развития речи детей.
Анализ результатов работы, наблюдения за самостоятельными играми детей показали, что включение игрового пособия «Где обедал воробей?» в педагогический процесс способствует успешной коррекции по преодолению лексико-грамматического недоразвития у детей подготовительного к школе группы. Использование предложенной нами серии дидактических игр и упражнений в коррекционной работе показало эффективные результаты по формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
В перспективе планирую в коррекционной работе логопункта изготовление интересных игровых пособий при изучении других лексических тем, что поможет детям, ярче, эффективнее и эмоциональнее усваивать темы, и это будет запоминаемо для них и поможет также расширить кругозор.