Елена Гречко
Специально профилактические занятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Специально профилактические занятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
1. Введение
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Публикация «Специально профилактические занятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обыдененными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте чистая, правильная речь ребенка перед поступлением в школу - это главный критерий в оценке уровня речевого развития дошкольников. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, восприятие, мышление.
Исходя из этого, я определила цель своей работы:
Развитие и создание условий для мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через специальные профилактические занятия.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
1. развивать умения производить движения кистью и пальцами рук;
2. развивать способности координированной работу рук, со зрительным восприятием;
3. улучшить творческую активность, пространственного мышления, фантазии;
4. содействовать нормализации речевой функции;
5. формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ;
6. воспитание уважительное отношения к своему и чужому труду.
Моторика - это сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).
Я как учитель - логопед ввела в сетку занятий специально отдельные занятия по развитию мелкой моторики рук со 2 младшей группой и заканчивая старшей группой. Проводится один раз в неделю.
Занятия состоит из трех частей:
1. Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз.
2. Выполнения различных заданий: из счетных палочек, из различных круп (горох, гречка, манка, пшено, рис, перловка, макароны.) выкладывать рисунки, рвание бумаги, работа с шерстяными нитками, из шнурков сделать узор, рисование по контуру.
3. Работа в тетради. Это:
рисование по трафаретам
штриховка
дорисовка (по принципу симметрии)
лабиринты
графические диктанты
Комплекс заданий предусматривает ступенчатую систему. Задания поэтапно усложняются, ребенок постепенно переходит от простых упражнений к более сложным. Время выполнения заданий не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. Кроме того, нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
2. Описание собственного опыта работы
В начале работы я использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет). Определение уровня развития мелкой моторики рук я использовала тесты Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков и С. Е. Большакова.
Я поставила перед собой цель: подготовка руки к быстрым, точным, энергичным, смелым движениям. Развитие быстроты руки отдельных пальцев.
Для достижения поставленной цели я использовала профилактические занятия по развитию мелкой моторики руки. В совместную деятельность педагога с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
Первой частью занятия является пальчиковая гимнастика. В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов, мячиков-ежиков.
Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.
Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать. В этом очень хорошо помогает теневые игры то есть театр теней. Комната, в которой проводится, должна быть затемнена. Источник света освещает экран, находясь на расстоянии 3 - 4 м от него. Между экраном и источником света (посередине) производится движения руками, от которых падает тень на освещенный экран.
Руки необходимо располагать перед источником света, учитывая его силу и направленность. Теневая игра сопровождается диалогами, сценками.
Мною была составлена картотека пальчиковой гимнастики, массаж для пальцев.
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятием, а также понятию числа.
Мною были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Колобок", "Репка" и др.
Второй частью занятия являются различные задания. Например: работа с бумагой одно из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта деятельность увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Работа с бумагой.
Выкладывание сюжетной картинки из круп.
Выкладывание рисунка из спичек.
Работа со шнурком.
Выкладывание по контуру горохом.
Выкладывание рисунка из шерстяных ниток.
Рисование по манной крупе.
Массаж для пальцев на счётах.
Массаж для пальцев в логопедическом конструкторе.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.
В старшей группе проводились упражнения по развитию графических навыков в тетрадях в крупную клетку. Давались задания следующего характера:
ориентировка на листе бумаги (графический диктант);
упражнения на развитие глазомера, соблюдение заданного интервала между фигурами;
правильно изображать те или иные фигуры, соблюдая закономерность.
Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям давались заготовки с рисунками или упражнения в прописях (Е. Бортникова «Мои первые прописи 4-5 лет, 5-6 лет», С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина «Подготовка к письму»). Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.
Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики :
игра «Сделай так же» (с помощью шнурка рисовать какие либо предметы);
игра «Волшебные бусы» (нанизывание плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета на шнурок; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность);
игра "Рыбалка" (Удочка с магнитиком, а в рыбке внутри скрепка, ловить рыбу разного цвета и величина).
В конце каждого года я проводила итоговую диагностику развития моторики рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики. У детей улучшилась речь, легко владеют ручкой, а кроме того хорошо ориентируются в тетради.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Массаж для пальцев» "Речевая готовность к школе". Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье. А кроме того, я провела с родителями семинар - практикум на тему: "Как подготовить руку к письму" - на этом семинаре родители были ознакомлены с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики рук и сами выполняли эти задания. А так же получили ряд рекомендаций как работать в тетради.
4. Заключение
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в речевой активности детей и умение их легко владеть ручкой и карандашом, а так же ориентироваться на листе бумаги и в тетради.
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того, что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.