Марина Сергеева
Интегрированное терапевтическое занятие психопрофилактической направленности «Искал зайка колокольчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное сказкотерапевтическое занятие психопрофилактической направленности
«Искал зайка колокольчик».
Цель:
Коррекция эмоционально-волевой сферы, посредством устного кубанского народного творчества.
Задачи:
Образовательная:
- учить внимательно и заинтересовано слушать сказку; учить детей понимать скрытые мотивы поведения героев произведения;
- показать самобытность кубанского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве.
Публикация «Интегрированное терапевтическое занятие психопрофилактической направленности „Искал зайка колокольчик“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающая:
- развивать связную речь детей.
- развивать творческое мышление и воображение;
- развивать эмоциональность детей.
Воспитательная:
- формировать представления о доброте, ответственности, взаимовыручке;
- воспитывать у детей желание делать и творить добро.
Материал: колокольчик, солома, подкова, кубанка.
Ход занятия:
Вступление.
Психолог. Вряд ли есть на нашей земле другой край, где на таком сравнительно небольшом пространстве сложилось бы столь богатое созвездие этноса, языков, где веками пересекались и скрещивались бы столь многие народные исторические пути и судьбы.
К концу прошлого века Кубань подошла к большому духовному расцвету - количество, подробность и всесторонность издаваемых фольклорных материалов поражает и теперь.
Приветствуем Вас, люди добрые! Доброго здоровья Вам гости дорогие!
Логопед. Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить сказки, песни, танцы да обычаи казачьи, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим.
Давным-давно на белом свете,
Не в Москве и не в Тибете,
Не в Багдаде, не в Казани,
А на острове Тамани,
На большой реке Кубани,
Процветал могучий лес.
С деревами до небес.
Полон был тот лес чудес.
Вхождение в сказку.
Психолог. На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет».
Ребята, хотите отправиться в сказку? В этом нам поможет волшебная подкова. Дети стоят в кругу и под музыку передают подкову друг другу.
Логопед. На поле-поляне, на высоком кургане, жил маленький серый Зайчонок. И надо же тому случиться, что родился тот Зайчонок с серебряным колокольчиком на шейке, и потому, когда бежал, то серебристый звук — дзинь. дзинь. дзинь. — разносился далеко по всей округе.
Однажды забрался Зайчонок в копну пшеничной соломы, заигрался там и нечаянно обронил свой колокольчик; Как же он, неутешный, плакал! О-ё-ёй. Сколько же он слёзок пролил! И казалось Зайчонку, что на свете нет никого несчастнее его.
Упражнение «Горе Зайки» (Психолог)
Когда люди плачут? Детям предлагается почувствовать состояние Зайки и горько поплакать. Ведущий обращает внимание на то, состояние тела (напряженное, скованное)
Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания. (Логопед)
Педагог.
Тили-тили -тили-бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом!
Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.
Жалко мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку.
Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс.
В конце упражнения можно легонько погладить свой лобик, брови, щеки, шею, руки от локтя до кончиков пальцев. Детям предлагается понаблюдать, что в расслабленном состоянии лицо спокойное, плечи опущены, руки свободно свисают вдоль тела. Ведущий объясняет детям, что после того, как человек поплачет, ему становится легче.
Логопед. Долго плакал и горевал серый Зайчонок, но когда понял, что слезами горю не поможешь, стал думать, как всё же колокольчик разыскать? Попрыгал, попрыгал вокруг копны соломы, а она такая большая, а его-то колокольчик совсем малюсенький-малюсенький, и опять он расстроился, и совсем, было, решил оставить всякую надежду найти свой колокольчик, как вдруг увидал вдалеке костер и. прыг. прыг. к нему.
Упражнение «Будь внимателен!» (Психолог)
Дети бегут друг за другом по кругу, прыгают на одной ноге, перепрыгивают через ручеек (на пол кладется шарфик голубого цвета, через «кочки», когда раздается звон колокольчика, дети замирают на месте, не двигаются, слушая ощущения в своем теле. Ведущий спрашивает, в какой части тела (руках, ногах) усталость, боль, приятные ощущения и т. д.
Логопед. Костёр, а Костёр, дай мне, пожалуйста, свой самый маленький уголёчек! стоя на задних лапках и прижав ушки, попросил серый Зайчонок.
- Зачем это еще тебе уголёк? — недовольно спросил Костер.
- Потерял я в пшеничной соломе свой серебряный колокольчик, а.
Но Костёр дальше и слушать не стал Зайчонка.
- Таким малышам, как ты, я огня не даю, понятно? Уходи!
Психолог : Дети, а почему костер не дал маленькому Зайчонку даже уголечек? Вы помните, что случилось у тети Кошки из сказки «Кошкин дом»?
Подвести к выводу об опасности игр с огнем.
Логопед. Сел Зайчонок на дорожке и решил поиграть с губками.
Логопедическая гимнастика
1) Упражнение «Трубочка».
Логопед.
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну.
2)Упражнение «Болтушка» (для выработки подъема языка, развития гибкости и подвижности его передней части).
Логопед.
Зайка домик увидал,
Зайка губку облизал,
Что-то нам залопотал.
3) Упражнение «Рупор» (для укрепления круговой мышцы рта, развития умения округлять губы и удерживать их в таком положении).
Логопед.
Вытянули зайки губки,
Удивляются малютки.
Логопед. Поскакал дальше обиженный Зайчонок к Речке.
- Речка, а Речка, дай мне, пожалуйста, капельку водицы! Зачем это тебе нужна моя водица, серый? - прожурчала любопытная Речка.
- Хочу затушить противный Костёр! Он не дал мне уголек!
- Поиграй со мной, зайка, глядишь и дам тебе немного водицы.
Психолог. Ребята, на берегу какого моря мы с вами живем? Правильно, Азовского моря. Можете назвать реки, которые впадают в Азовское море? (Дон, Бейсуг, Ея, Челбас, Кубань).
Упражнение «Реки - море» Музыка кубанская. (Психолог)
Все дети ручейки. Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки, образуя круг. Ведущий обращает внимание детей на то, что вливаясь реки…., образуют Азовское море.
Снова включается музыка и «море» распадается на отдельные «реки».
Логопед. Нет уж, серенький, таким малышам, как ты, я воды не даю! Скачи дальше своей дорогой!
Поскакал Зайчонок на луг, где паслись бараны, и жалобно обратился к ним:
- Баранчики, а баранчики, замутите, пожалуйста, Речку!
Вот уж удивились Бараны:
- Ещё чего! Это зачем нам Речку-то мутить?.
- Милые Баранчики, я попросил у Речки хоть капельку водицы, а она. - и Зайчонок, чуть не плача от обиды, стал жаловаться на Речку.
- Поиграй с нами,- попросили бараны,- может, а там глядишь и поможем тебе.
Упражнение «Бараны» (Психолог)
Дети разбиваются на пары, принимают позу, чтобы легче было удержать равновесие. «Бодаются» - руками, пытаясь сдвинуть друг друга с места.
Затем ведущий предлагает детям расслабить тело стоя. Затем дети меняются местами.
Логопед. - Ну, давайте, скорее замутите Речку,- попросил Зайка.
- Вот ещё. — уперлись бараны, — станем мы из-за тебя, мелкий Зайчишка, саму Речку мутить. Не будем. Ведь мы из нее воду пьём.
Совсем выбился из сил Зайчишка, не знает, как ему и быть?
Вдруг видит, пыль столбом заклубилась. Присмотрелся внимательно, а это по дороге босоногая ватага хуторских хлопчиков бежит. Во всю прыть поскакал за ними Зайчишка.
J*
Видит Зайчонок, казачки и казаки после жнивья такую красивую песню поют, хороводы водят.
Музыкальный руководитель. «У Кубани, матушки-реки…»
Логопед. А потом начали казаки с казачками да с детишками играть.
Игра «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову.
Казак угадывает его и забирает к себе в круг.
Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
Заслушался, засмотрелся Зайка, как казаки, бабы, да ребятишки поют, да играют, сидит на кочке шевелит ушами, а сам думает: «А что если я попрошу казачек»
- Бабоньки, а бабоньки. Попросите-ка вы своих сынков! Пусть поищут мой колокольчик, обронил я его в стогу сена!
- Как бы не так. - ответили казачки, — ишь, что напридумывал, косой! У нас на Кубани говорят «На словах города бэрэ, а на деле жабы боится».
Ох, и рассердился тогда Зайчонок на речку, на баранов, на казачек, а больше всего на самого себя. Да неужто я сам не найду колокольчик!
Упражнение «Найди колокольчик» (Психолог)
Дети разбиваются на две команды. Ведущий предлагает детям найти колокольчик в «стогах» сена. Побеждает та команда, которая быстрее найдет колокольчик.
Логопед. Набрался терпения серый Зайчонок. Стал искать. Искал, искал и нашел свой колокольчик. Слышите, как он звонко звенит? Послушайте.
—Дзинь. дзинь. дзинь.
Заключение (Психолог)
Сказка закончилась, и мы вернулись обратно. Понравилась вам сказка? Что вам больше всего понравилось? Скажите, ребята, чему учит нас эта сказка, что можно взять для себя, побывав в ней.