Ольга Макарова
Индивидуальные занятия с детьми. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная работа с детьми
Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.
Задачей педагога становиться необходимость поддержать индивидуальные творческие проявления ребенка, дать возможность раскрыть свои скрытые возможности посредством осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.
Публикация «Индивидуальные занятия с детьми, Опыт работы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
Для выявления музыкальных способностей в детском саду осуществляются постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.
Начиная со среднего возраста целесообразно подключать и такую форму работы как индивидуальное занятие. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны, с другой стороны - спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).
Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, можно посоветовать родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии, или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах.
Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности детей, раскрывают их музыкальные способности.
Индивидуальная работа с детьми проводится с целью :
- коррекции и развития музыкальных способностей одаренных детей.
Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей. Нет совершенно одинаковых ребят, а задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как найти необходимые в данном случае средства педагогического воздействия? Каким образом влиять на каждого ребенка? Эти вопросы помогает решать индивидуальная работа с детьми.
Индивидуальная работа помогает отстающим детям успешно освоить программный материал и приобрести нужные музыкальные умения, дает возможность более детально ознакомиться со способностями каждого ребенка, повысить активность застенчивых, помочь малышам, вновь поступившим в детский сад, скорее влиться в коллектив. Чем увереннее будет чувствовать себя ребенок в танцевальном движении, игре или в исполнении песни, тем быстрее у него пробудится интерес к музыкальной деятельности, к проявлению творчества.
Особое место в системе художественно-эстетического воспитания детского сада занимает работа с одаренными детьми. Особенности же работы с одарёнными детьми в музыкальной, театрализованной, изобразительной деятельности, как и проблема выявления и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, в педагогической литературе представлены недостаточно.
Моя работа как музыкального руководителя направлена как на выявление детей с предпосылками музыкальной одаренности, так и на детей, которые менее адаптированы в обществе, с последующим сохранением и дальнейшим развитием их способностей, опираясь на собственную активность детей. Данная работа осуществляется в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ: педагога-психолога, логопеда, воспитателя и, конечно, родителей.
В тесном контакте с воспитателями групп учитываем особенности каждого ребенка и создаем условия для его развития. Одним детям помогаем в формировании музыкально-сенсорных способностей, вырабатываем сосредоточенность, слуховое внимание, учим их вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, подсказываем, как сопоставлять, сравнивать их, с другими развиваем вокально-слуховую координацию, которая необходима для правильного восприятия мелодии голосом. Третьих упражняем в восприятии метроритма, ритмического рисунка хлопками, шагами.
Общаясь с детьми вне занятий, я лучше узнаю каждого ребенка, скорее нахожу к нему нужный подход, вовремя обнаруживаю и даю толчок развитию музыкальных способностей.
Индивидуальные занятия по обучению детей игре на музыкальных инструментах требуют от них особой сосредоточенности. Необходимо начинать играть маленькие попевки, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе, импровизировать несложные ритмы, отдельные интонации, мелодии.
В своей работе опираюсь на принципы:
• системности
• учета индивидуальных особенностей психики ребёнка.
• разнообразия музыкального репертуара и его усложнения.
• предоставления ребёнку условий для творчества и импровизации.
• креативности и эмоциональности педагога.
• наглядности (картины, костюмы, видеоматериалы и т. д.)
• преемственности в работе с другими специалистами.
• взаимодействия с семьей.
Основными методами являются: наглядный; исследовательский; практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, дирижёрский показ.
Основная работа с одарёнными детьми, осуществляется музыкальным руководителем, но система индивидуальных занятий предполагает связь с другими специалистами детского сада (особенно с детьми ОВЗ).
Воспитатель в ходе наблюдения, старается поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создает условия в группе для развития музыкальных способностей детей (музыкальный уголок, наличие различных музыкальных инструментов, дидактических игр и т. п.).
Психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях детей в процессе занятий, развлечений и других видах деятельности, проводит при необходимости занятия по коррекции эмоций; консультирует родителей, воспитателей и других специалистов по различным вопросам.
Логопед на индивидуальных занятиях отрабатывает звукопроизношение ребенка, консультирует по автоматизации поставленных звуков, помогает в отборе речевого материала для утренников, театрализованной деятельности. В ходе занятий логопеда проводится работа по интонационной выразительности речи.
Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома. Выступления на родительских собраниях, беседы, консультации, стенды-отчеты, открытые занятия и праздники, личное участие родителей в различных мероприятиях детского сада и т. д. – вся эта работа даёт возможность родителям получить представление о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми эмоциональный опыт в кругу семьи. Она помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможностей одарённого ребёнка. В этом направлении решались такие задачи:
- объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей;
- создание атмосферы общности интересов в организации образовательного процесса;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Благодаря активным формам работы с семьями обозначились положительные тенденции в сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании и обучении детей с ярко выраженными способностями.
Таким образом, система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития детей, формирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет уверенность детей в своих способностях.