Игнатенко Наталья Сергеевна
Конспект занятия на тему «Страх» по программе «Мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Тимашевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект занятия на тему «Страх»
по программе «Мир эмоций»
Форма проведения мероприятия: групповое занятие
Публикация «Конспект занятия на тему „Страх“ по программе „Мир эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Страх и детская тревожность
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Автор: Игнатенко Наталья Сергеевна,
педагог-психолог отделения диагностики
и социальной реабилитации
Введение
Современному обществу нужны гармонично развитые личности. Поэтому родители и педагоги стремятся всесторонне развивать детей. В наш сложный век очень важно развивать познавательную сферу, которая определяет интеллект, но в то же время нельзя недооценивать аспекты эмоционально-волевой сферы, которая регулирует поведение.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста на сегодняшний день является важным и актуальным аспектом воспитания, так как всё большее количество детей испытывает трудности в общении со сверстниками; дети не могут правильно оценивать эмоциональное состояние своего сверстника, а также испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния. Осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать. К сожалению, приходится отметить, что дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других детей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы ведёт в будущем к серьёзному коммуникативному барьеру, из-за чего ребёнок становится замкнутым и неуверенным в себе, он не чувствует себя таким же счастливым как его сверстники. Именно в дошкольном возрасте ребёнок живёт в «мире эмоций», его эмоциональная сфера пластична и легко поддаётся коррекции.
Предлагаемая программа «Мир эмоций» рекомендована детям от 3 до 6 лет.
Вашему вниманию представляется конспект занятия на тему «Страх» из программы «Мир эмоций».
Цель занятия : знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.
Задачи:
• Формирование умения описывать эмоциональное состояние на основе личного опыта.
• Развитие навыка взаимодействия.
• Снятие психоэмоционального напряжения.
Ожидаемые результаты: снижение уровня тревожности, умение выражать мимикой и жестами эмоциональное состояние «Страх», умение взаимодействовать со сверстниками и правильно реагировать на различные жизненные ситуации.
Материалы: картинка с изображением чувства страха, схема-изображение чувства страха, атрибуты для проигрывания сценки – платочек, повязка, клюв, цветочки, белая ткань; карточки для эмоционально-коммуникативной игры «Азбука настроений», музыкальная колонка.
Основная часть
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (1 мин)
Здравствуйте, ребята. Я рада Вас всех видеть.
Упражнение «Здравствуй, солнышко родное!»
Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка-земля! (дети опускают руки вниз)
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я! (дети прикасаются соседа справа, а потом к себе)
2. Пальчиковая гимнастика (1 мин)
Упражнение «Волчок»
Волк в избе своей сидит
И на нас в глазок глядит.
Может дверку приоткрыть
И за пальчик ухватить.
Если больно, то немножко
Разотри свои ладошки!
(1-2 строчки – из обеих рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.
3-4 строчки – четыре пальца одной руки, кроме большого, прижимаем друг к другу; а большой то прижимаем к ним, то опускаем, а другой рукой хватаем его гладим подушечками.
5-6 строчки – легко растираем ладони друг о друга.)
3. Основное содержание занятия (25 мин)
- Ребята, а в каких сказках мы свами встречаем волка? (три поросёнка, Красная шапочка и т. д.)
- А в этих сказках волк добрый или злой? (злой)
- А как вы поняли, что он злой? (волк проглотил бабушку Красной шапочки и хотел съесть трёх поросят)
- А если бы вы оказались на месте трёх поросят, как бы вы себя чувствовали? (испугались)
- А теперь посмотрите на картинку. (педагог-психолог показывает картинку с изображением чувства страха, ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Обратите внимание, у него широко открыты глаза, рот. Он вот-вот закричит.
- А попробуйте показать на своём лице чувство страха. (Дети пытаются изобразить страх). Молодцы у вас хорошо получается.
- А теперь давайте изобразим схему чувства страха (педагог-психолог проговаривает каждый элемент : рисуем круг, большие круглые глаза и т. д., ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
-Сейчас я вам расскажу историю про девочку Галю. Вы её внимательно послушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку «Ой как страшно шипит!».
Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, собирала цветы, пела песенки, и вдруг услышала, что позади нее кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!» Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю.
- Давайте подумаем, сколько человек мы выберем, чтобы разыграть эту сценку? Кому мы доверим исполнить роль главной героини истории – девочки Гали? Кто, на ваш взгляд, может её артистично изобразить?
Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади неё кто-то шипит… Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой. Здорово у тебя получилось! Кто ещё изобразит девочку? В этой сценке есть ещё действующее лицо – гусь. Кто хочет изобразить гуся. Очень хорошо, ещё нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она смогла это сделать?
Здорово, теперь покажем нашу сценку целиком.
Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Каждому ребёнку раздаётся по 6 карточек с одним и тем же персонажем в разных настроениях. Педагог-психолог называет какое-то настроение, а дети должны показать карточку, на которой оно изображено.
3. Релаксация «Сон на берегу моря» (3 мин)
Дети с закрытыми глазами ложатся на коврик и слушают шум моря (аудиозапись). Педагог-психолог проговаривает детям, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. После 3 хлопков дети открывают глаза и встают.
Заключение.
Занятие включает в себя несколько логически и последовательно выстроенных этапов. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. В начале занятия как организационный момент использовала ритуал приветствия «Здравствуй, солнышко, родное!», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Далее была проведена пальчиковая гимнастика «Волчок», с помощью которой я подвела детей к теме занятия.
Основной этап был подчинён главным задачам занятия. В ходе упражнений, реализованных мною в этой части занятия, были достигнуты все поставленные цели. На данном этапе был использован метод игра-инсценировка. Дети познакомились с историей «Ой как страшно шипит!». Далее каждый воспитанник смог попробовать себя в роли гуся, бабушки и Гали (внучки). Данный метод очень понравился детям, помог предотвратить усталость и послужил заменой физкультминутке. Дети были заинтересованными, доброжелательными, внимательными, отзывчивыми, активно включались в деятельность, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в занятии. Считаю, что выбранная форма организации занятия является достаточно интересной и эффективной для детей данного возраста.
Для закрепления полученных умений и навыков была использована эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений». В конце занятия для снижения возбудимости и снятия эмоционально-мышечного напряжения была проведена релаксация «Сон на берегу моря».
Я считаю, что содержание занятия и использованные методы позволили обеспечить активность и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.
Список литературы
1. Коррекционно-развивающие занятия : комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии/ сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 164 с.
2. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет : разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/ сост. Ю. Е. Веприцкая. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 123 с.
3. https://www.liveinternet.ru/users/maknika/post223573044