Наталья Козина
Конспект занятия по знакомству с морскими обитателями и лепке «Осьминог»
Осьминог
Цели занятия :
• Познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.
• Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.
• Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.
• Способствовать развитию формообразующих движений в работе с пластилином.
Материал для занятия :
- плотный картон голубого цвета, размер А4;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
Публикация «Конспект занятия по знакомству с морскими обитателями и лепке „Осьминог“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели, подводный мир. Лепка, пластилин
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Осьминоги и осьминожки
- Осьминожки. Поделки, аппликации, рисование
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
- доска для лепки;
- стека;
- отработанный стержень шариковой ручки;
- иллюстрация с изображением осьминога и других морских обитателей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением подводных обитателей.
1. Ход занятия
Организационная часть
Педагог предлагает детям послушать рассказ Г. Снегирева
«Домик осьминога».
В отлив подводные скалы торчат из воды.
Морская капуста лежит длинными лентами на камнях.
Ребята с ножами ходят, собирают ее в ведра.
Я тоже собираю, только не капусту, а морских звезд и ежей. Нашел большую звезду красную, а в середине - синий круг и еще поймал большого морского ежа - фиолетового. Отнес его подальше от берега. Он иголками пошевеливает и ползет к воде. Медленно, но все равно прямо к воде ползет, а глаз-то у него нет.
Я ежа отпустил, стал искать раковины в лужах, среди камней.
И вдруг в одной луже кто-то как метнется, песок взбаламутил - осьминог! Стал я на него смотреть. Он недоволен - покраснел, а спрятаться ему некуда. Я поближе подошел - осьминог щупальцами задвигал. На щупальцах много пуговок перламутровых - присосок, как на баяне.
Хотел я его палочкой потрогать, а он еще больше покраснел, потом побледнел, стал какой-то серый и сбоку трубку выпустил голубую. И как дунет водой из трубки - мелкие камешки на дне в разные стороны так и разлетелись! Стал осьминог под большой камень подлезать, щупальцами его обхватил и подвинул к другому камню.
Потом еще подлез - подвинул и забился между камнями.
Если дно ровное, осьминоги настоящие домики строят. Один камень поднимут, второй, а сверху взгромоздят третий - крышу. Сидит осьминог в домике и посматривает, а вокруг пустые раковины лежат - он из них выедает моллюсков.
Говорят, чтобы раковина не захлопнулась, осьминог в нее камень бросает. Раковина щелк, а камень не дает ей закрыться.
Тут я вижу, осьминог меня боится, и решил: дай я поглажу его! Стал на колени, руку опустил в воду и потихоньку к нему тянусь.
Дотянулся и погладил осьминога пальцем между глаз. Один раз, два, три. И тут. осьминог глаза зажмурил совсем, втянул их.
Я погладил его, погладил и отошел.
А осьминог глаза открыл и стал за мной подсматривать. У него зрачки поперек и длинные, как у козы. Над каждым глазом бугорок и рожки мягкие.
Осьминог - зверь умный, любит, чтобы его погладили, приласкали.
В бухте вода совсем прозрачная, каждый камешек на дне виден. На сером камне покачиваются под водой белые ландыши на тонких стебельках. Это икра осьминога. Он ее приклеивает на камень, а потом из нее крошечные осьминожьки выклюнутся и расползутся по дну.
После чтения рассказа педагог показывает детям иллюстрации с изображением морских обитателей.
Педагог. Как вы уже, наверное, догадались, сегодня тема нашего занятия : обитатели морского дна — осьминог. А кто-нибудь из вас знает, почему это животное так называется?
(Ответы детей.)
Педагог. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «ОСЕМЬ», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог».
Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками-щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различить на фоне дна или подводных скал.
Жил осьминог со своей осьминожкой,
И было у них осьминожек немножко.
Все они были разного цвета:
Первый - зеленый,
Второй - фиолетовый,
Третий, как зебра, весь полосатый,
Черные оба - четвертый и пятый,
Шестой - темно-синий
От носа до ножек,
Желтый -прежелтый
Седьмой осьминожик,
Восьмой - словно спелая ягода - Красный.
Словно не дети,
А тюбики с краской.
Э. Успенский
А еще у этого морского обитателя на теле есть особые светящиеся участки кожи. Эти «фонарики» помогают осьминогу ночью и на большой глубине, где всегда темно.
Питаются осьминоги крабами, рыбами, другими морскими животными. Они схватывают добычу своими сильными щупальцами и пожирают твердым крючковатым клювом. Осьминоги выделяют ядовитую слюну, которая может быть опасна для человека, но, как правило, они никогда первыми не нападают на людей. В случае опасности эти животные предпочитают спасаться бегством. Вот такие они удивительные и загадочные. Но в море живут и другие водные обитатели. Сегодня я предлагаю вам увидеть морское дно своими глазами, а для этого нам необходимо подводное снаряжение: акваланг, маска, ласты.
Дети имитируют движения: надевание акваланга на плечи, маски на лицо, вставляют в рот шланг от кислородного баллона, надевают на ноги ласты.
Педагог. Готовы? Тогда ныряем в море.
Физкультминутка «Морское путешествие»
И. П. — стоя около столов.
Волны. Согнуть руки в локтях, переплести пальцы, соединяя руки.
Сделать несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Ходят волны на просторе. Вы узнали?
Это — море.
Рыбка. Предложить посмотреть в воду — кто там плещется.
Ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуть: большой палец будет изображать плавник, остальные — хвост. Изобразить сначала одну рыбку, а потом две, используя обе ладошки.
Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
Водоросли. Плавают рыбки в воде, прячутся среди водорослей. Водоросли — это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой.
Поднять ладони вертикально пальцами вверх и пошевелить пальцами.
Растут в воде на самом дне И манят рыб:
«Плыви ко мне!».
Рак. Прижать кулачки друг к другу (большие пальцы находятся сверху, а указательные и средние вытянуты вперед — это клешни). Показать, как действуют клешни: пальцы двигаются, словно лезвия ножниц.
На дне лежит среди камней, Но трогать ты его не смей! Лишь только издали взгляни На две огромные клешни.
Кораллы. Согнуть перед собой руки в локтях. Пальцы раздвинуть веером.
А под водой подводные замки стоят. Это кораллы. Вы их узнали?
Осьминог. Соединить ладошки вместе, подогнуть большие пальцы обеих рук внутрь ладошек, пошевелить остальными пальчиками — щупальцами осьминога.
Педагог. Пора возвращаться назад, наше морское путешествие закончилось. (Дети садятся на свои места.)
2. Практическая часть
Педагог. Сегодня мы с вамп будем изображать обитателя морского дна - осьминога, с которым подробно познакомились.
Педагог вместе с детьми обсуждает внешний облик осьминога : округлая, слегка вытянутая голова-тело с бугорками наверху, восемь ног-щупальцев, более широких у основания туловища и тонких, заостренных на концах; и напоминает о способности животного менять цвет.
Этапы выполнения работы
1. Голова-туловище.
Из кусочка пластилина красного цвета (оранжевого, розового - на выбор детей) скатать шарик, сплющить его в центре основы со смещением вверх, придавая ему слегка вытянутую форму.
Из маленьких кусочков пластилина того же цвета скатать два шарика и расположить их поверх головы-тела.
2. Ноги-щупальца. Скатать длинную колбаску, разделить ее на восемь частей, преобразовать в длинные морковки. Взять одну ножку и расположить ее справа или слева широкой стороной в нижней части туловища, заостренный кончик можно завернуть в спиральку и только после этого слегка прижать к основе для закрепления. Вторую ножку расположить с другой стороны туловища. Остальные ножки разместить между первыми. Сгладить пальчиком границу соединения ножек-щупальцев с туловищем.
3. Оформление туловища осьминога. Из пластилина белого цвета скатать колбаску, стекой разделить ее на мелкие части, из которых скатать шарики. Два из них преобразовать в короткие овальчики и расплющить на бугорках головы. Стекой нарисовать вертикально полоски-зрачки.
Остальными шариками украсить туловище осьминога, превратив их в кружочки путем расплющивания.
Полой стороной стержня от ручки напечатать кружочки-присоски по краю каждой ножки.
4. Дополнения в общую композицию:
песок ни дне - длинная колбаска из желтого пластилина, расплющенная внизу композиции;
камушки - шарики из коричневого, черного, серого пластилина;
водоросли - колбаски из зеленого пластилина разной длины;
рыбки - туловище овальной формы;
плавники - половинки расплющенного шарика (разделенного стекой);
хвост- колбаска, согнутая уголком;
чешуйки - отпечатки полой стороной стержня.
Разминка для рук во время работы
«Медузы»
Две огромные медузы Прилепились пузом к пузу. Выгнем щупальца сильнее - Вот как гнуться мы умеем!
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы, после чего отрывают ладони друг от друга (пальцы левой руки прижаты к пальцам правой, выгибая пальцы. Повторяют упражнение несколько раз.)
2. Заключительная часть
В конце занятия уместно провести тематическую подвижную игру «Морская фигура».
Водящий (ребенок или сначала взрослый) читает приговор:
Море волнуется — раз, Море волнуется - два, Море волнуется - три, Морская фигура, замри!
Дети ходят, изгибаясь, качаясь, плавно и размахивая руками. При слове «замри» замирают на месте. Водящий, как царь Нептун в безмолвном подводном царстве, ходит между неподвижными фигурами и своим прикосновением «оживляет» их одну за другой, по движениям или причудливой форме пытаясь отгадать, кого ребенок изобразил.