Папки-передвижки

Конспект занятия по знакомству с морскими обитателями и лепке «Осьминог»

Наталья Козина
Конспект занятия по знакомству с морскими обитателями и лепке «Осьминог»

Осьминог

Цели занятия :

Познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

• Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.

• Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.

• Способствовать развитию формообразующих движений в работе с пластилином.

Материал для занятия :

- плотный картон голубого цвета, размер А4;

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

Публикация «Конспект занятия по знакомству с морскими обитателями и лепке „Осьминог“» размещена в разделах

- доска для лепки;

- стека;

- отработанный стержень шариковой ручки;

- иллюстрация с изображением осьминога и других морских обитателей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением подводных обитателей.

1. Ход занятия

Организационная часть

Педагог предлагает детям послушать рассказ Г. Снегирева

«Домик осьминога».

В отлив подводные скалы торчат из воды.

Морская капуста лежит длинными лентами на камнях.

Ребята с ножами ходят, собирают ее в ведра.

Я тоже собираю, только не капусту, а морских звезд и ежей. Нашел большую звезду красную, а в середине - синий круг и еще поймал большого морского ежа - фиолетового. Отнес его подальше от берега. Он иголками пошевеливает и ползет к воде. Медленно, но все равно прямо к воде ползет, а глаз-то у него нет.

Я ежа отпустил, стал искать раковины в лужах, среди камней.

И вдруг в одной луже кто-то как метнется, песок взбаламутил - осьминог! Стал я на него смотреть. Он недоволен - покраснел, а спрятаться ему некуда. Я поближе подошел - осьминог щупальцами задвигал. На щупальцах много пуговок перламутровых - присосок, как на баяне.

Хотел я его палочкой потрогать, а он еще больше покраснел, потом побледнел, стал какой-то серый и сбоку трубку выпустил голубую. И как дунет водой из трубки - мелкие камешки на дне в разные стороны так и разлетелись! Стал осьминог под большой камень подлезать, щупальцами его обхватил и подвинул к другому камню.

Потом еще подлез - подвинул и забился между камнями.

Если дно ровное, осьминоги настоящие домики строят. Один камень поднимут, второй, а сверху взгромоздят третий - крышу. Сидит осьминог в домике и посматривает, а вокруг пустые раковины лежат - он из них выедает моллюсков.

Говорят, чтобы раковина не захлопнулась, осьминог в нее камень бросает. Раковина щелк, а камень не дает ей закрыться.

Тут я вижу, осьминог меня боится, и решил: дай я поглажу его! Стал на колени, руку опустил в воду и потихоньку к нему тянусь.

Дотянулся и погладил осьминога пальцем между глаз. Один раз, два, три. И тут. осьминог глаза зажмурил совсем, втянул их.

Я погладил его, погладил и отошел.

А осьминог глаза открыл и стал за мной подсматривать. У него зрачки поперек и длинные, как у козы. Над каждым глазом бугорок и рожки мягкие.

Осьминог - зверь умный, любит, чтобы его погладили, приласкали.

В бухте вода совсем прозрачная, каждый камешек на дне виден. На сером камне покачиваются под водой белые ландыши на тонких стебельках. Это икра осьминога. Он ее приклеивает на камень, а потом из нее крошечные осьминожьки выклюнутся и расползутся по дну.

После чтения рассказа педагог показывает детям иллюстрации с изображением морских обитателей.

Педагог. Как вы уже, наверное, догадались, сегодня тема нашего занятия : обитатели морского дна — осьминог. А кто-нибудь из вас знает, почему это животное так называется?

(Ответы детей.)

Педагог. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «ОСЕМЬ», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог».

Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками-щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различить на фоне дна или подводных скал.

Жил осьминог со своей осьминожкой,

И было у них осьминожек немножко.

Все они были разного цвета:

Первый - зеленый,

Второй - фиолетовый,

Третий, как зебра, весь полосатый,

Черные оба - четвертый и пятый,

Шестой - темно-синий

От носа до ножек,

Желтый -прежелтый

Седьмой осьминожик,

Восьмой - словно спелая ягода - Красный.

Словно не дети,

А тюбики с краской.

Э. Успенский

А еще у этого морского обитателя на теле есть особые светящиеся участки кожи. Эти «фонарики» помогают осьминогу ночью и на большой глубине, где всегда темно.

Питаются осьминоги крабами, рыбами, другими морскими животными. Они схватывают добычу своими сильными щупальцами и пожирают твердым крючковатым клювом. Осьминоги выделяют ядовитую слюну, которая может быть опасна для человека, но, как правило, они никогда первыми не нападают на людей. В случае опасности эти животные предпочитают спасаться бегством. Вот такие они удивительные и загадочные. Но в море живут и другие водные обитатели. Сегодня я предлагаю вам увидеть морское дно своими глазами, а для этого нам необходимо подводное снаряжение: акваланг, маска, ласты.

Дети имитируют движения: надевание акваланга на плечи, маски на лицо, вставляют в рот шланг от кислородного баллона, надевают на ноги ласты.

Педагог. Готовы? Тогда ныряем в море.

Физкультминутка «Морское путешествие»

И. П. — стоя около столов.

Волны. Согнуть руки в локтях, переплести пальцы, соединяя руки.

Сделать несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Ходят волны на просторе. Вы узнали?

Это — море.

Рыбка. Предложить посмотреть в воду — кто там плещется.

Ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуть: большой палец будет изображать плавник, остальные — хвост. Изобразить сначала одну рыбку, а потом две, используя обе ладошки.

Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.

Водоросли. Плавают рыбки в воде, прячутся среди водорослей. Водоросли — это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой.

Поднять ладони вертикально пальцами вверх и пошевелить пальцами.

Растут в воде на самом дне И манят рыб:

«Плыви ко мне!».

Рак. Прижать кулачки друг к другу (большие пальцы находятся сверху, а указательные и средние вытянуты вперед — это клешни). Показать, как действуют клешни: пальцы двигаются, словно лезвия ножниц.

На дне лежит среди камней, Но трогать ты его не смей! Лишь только издали взгляни На две огромные клешни.

Кораллы. Согнуть перед собой руки в локтях. Пальцы раздвинуть веером.

А под водой подводные замки стоят. Это кораллы. Вы их узнали?

Осьминог. Соединить ладошки вместе, подогнуть большие пальцы обеих рук внутрь ладошек, пошевелить остальными пальчиками — щупальцами осьминога.

Педагог. Пора возвращаться назад, наше морское путешествие закончилось. (Дети садятся на свои места.)

2. Практическая часть

Педагог. Сегодня мы с вамп будем изображать обитателя морского дна - осьминога, с которым подробно познакомились.

Педагог вместе с детьми обсуждает внешний облик осьминога : округлая, слегка вытянутая голова-тело с бугорками наверху, восемь ног-щупальцев, более широких у основания туловища и тонких, заостренных на концах; и напоминает о способности животного менять цвет.

Этапы выполнения работы

1. Голова-туловище.

Из кусочка пластилина красного цвета (оранжевого, розового - на выбор детей) скатать шарик, сплющить его в центре основы со смещением вверх, придавая ему слегка вытянутую форму.

Из маленьких кусочков пластилина того же цвета скатать два шарика и расположить их поверх головы-тела.

2. Ноги-щупальца. Скатать длинную колбаску, разделить ее на восемь частей, преобразовать в длинные морковки. Взять одну ножку и расположить ее справа или слева широкой стороной в нижней части туловища, заостренный кончик можно завернуть в спиральку и только после этого слегка прижать к основе для закрепления. Вторую ножку расположить с другой стороны туловища. Остальные ножки разместить между первыми. Сгладить пальчиком границу соединения ножек-щупальцев с туловищем.

3. Оформление туловища осьминога. Из пластилина белого цвета скатать колбаску, стекой разделить ее на мелкие части, из которых скатать шарики. Два из них преобразовать в короткие овальчики и расплющить на бугорках головы. Стекой нарисовать вертикально полоски-зрачки.

Остальными шариками украсить туловище осьминога, превратив их в кружочки путем расплющивания.

Полой стороной стержня от ручки напечатать кружочки-присоски по краю каждой ножки.

4. Дополнения в общую композицию:

песок ни дне - длинная колбаска из желтого пластилина, расплющенная внизу композиции;

камушки - шарики из коричневого, черного, серого пластилина;

водоросли - колбаски из зеленого пластилина разной длины;

рыбки - туловище овальной формы;

плавники - половинки расплющенного шарика (разделенного стекой);

хвост- колбаска, согнутая уголком;

чешуйки - отпечатки полой стороной стержня.

Разминка для рук во время работы

«Медузы»

Две огромные медузы Прилепились пузом к пузу. Выгнем щупальца сильнее - Вот как гнуться мы умеем!

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы, после чего отрывают ладони друг от друга (пальцы левой руки прижаты к пальцам правой, выгибая пальцы. Повторяют упражнение несколько раз.)

2. Заключительная часть

В конце занятия уместно провести тематическую подвижную игру «Морская фигура».

Водящий (ребенок или сначала взрослый) читает приговор:

Море волнуется — раз, Море волнуется - два, Море волнуется - три, Морская фигура, замри!

Дети ходят, изгибаясь, качаясь, плавно и размахивая руками. При слове «замри» замирают на месте. Водящий, как царь Нептун в безмолвном подводном царстве, ходит между неподвижными фигурами и своим прикосновением «оживляет» их одну за другой, по движениям или причудливой форме пытаясь отгадать, кого ребенок изобразил.

Публикации по теме:

Дидактические игры с морскими камушками для детей во время летнего отдыхаДидактические игры с морскими камушками для детей во время летнего отдыха Материал будет полезен воспитателям, а также родителям детей дошкольного возраста. Камни - замечательный сенсорный материал для развития.

Фотоотчет «Наблюдения за скворечником и его обитателями»Фотоотчет «Наблюдения за скворечником и его обитателями» Нашей группе повезло - на нашем и соседнем участках есть скворечники, поэтому наблюдения за скворцами - одно из любимых увлечений воспитанников.

Конспект НОД по знакомству с окружающим миром «Осенняя дорожка»Конспект НОД по знакомству с окружающим миром «Осенняя дорожка» Цель: 1. Закрепление знаний детей о времени года осень. 2. Рассмотреть и повторить «Дары осени» 3. Развивать фантазию и речь у детей ясельного.

Конспект НООД знакомству детей с окружающим миром «Комнатная красавица»Конспект НООД знакомству детей с окружающим миром «Комнатная красавица» Программное содержание: • Способствовать формированию представлений детей о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя.

Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!»Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!» Задачи: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия». Развивать наблюдательность и умение осмысливать результаты.

Конспект занятия по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста «Осьминог»Конспект занятия по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста «Осьминог» Цель: Создать объемную поделку «Осьминог» из полосок бумаги. Задачи: Закреплять умение разрезать заготовку по намеченным линиям. Уметь.

Конспект занятия по конструированию из цветной бумаги в средней группе «Осьминог» к Всемирному Дню океановКонспект занятия по конструированию из цветной бумаги в средней группе «Осьминог» к Всемирному Дню океанов Попова Валентина Конспект занятия по конструированию из цветной бумаги в средней группе "Осьминог" к Всемирному дню океанов Цель: изготовление.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек»Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Краткий конспект урока по технологии в 1 классе «Весёлый осьминог» (работа с пластилином)Краткий конспект урока по технологии в 1 классе «Весёлый осьминог» (работа с пластилином) Вид учебного труда: работа с пластилином Объект труда: объёмная фигурка осьминога Цель: знакомство с лепкой объёмных фигур Задачи: развивать.

План-конспект НОД по знакомству с нетрадиционной техникой рисования «Рисование вилкой»План-конспект НОД по знакомству с нетрадиционной техникой рисования «Рисование вилкой» План-конспект НОД по знакомству с нетрадиционной техникой рисования «Рисование вилкой». Автор: Демина Екатерина Александровна Описание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по знакомству с морскими обитателями и лепке «Осьминог»
Опубликовано: 21 октября 2021 в 18:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по знакомству с морскими обитателями и лепке «Осьминог»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Козина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД