юлия сорокина
«Система работы по экологическому образованию детей с тяжёлыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы по теме :
«Система работы по экологическому образованию детей подготовительной группы (компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)»
Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольных учреждениях. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать растущее и живое.
Публикация «„Система работы по экологическому образованию детей с тяжёлыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В настоящее время в работе дошкольных учреждений используется целый ряд отечественных комплексных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей : «Радуга» (Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик, В. В. Гербова); «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.); «От рождения – до школы» (Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова, М. А. Васильева); «Кроха» (Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.) и другие.
Кроме этого внедряются и специализированные программы экологического образования : «Юный эколог» (С. Н. Николаева, «Паутинка» (Ж. Л. Васякина-Новикова); «Наш дом – природа» (Н. А. Рыжова); «Мы – земляне» (Н. Н. Вересов) и другие.
Но более подробно мы хотим остановиться на анализе комплексных программах «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А Ноткина, М. В. Крулехт и др.) и «Истоки» (Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др., а также рассмотреть парциальную программу «Мы» (Н. Н. Кондратьева).
«Детство» (программа развития и воспитания детей в детском саду)
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, М. В. Крулехт и др.
Под редакцией: Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович
Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально – личностное.
Девиз программы: «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостную и единую направленность.
Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.
Структурно – содержательная характеристика
Программный материал для каждого возраста включает четыре содержательных блока:
1. Сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых организмов со средой обитания, их неповторимость);
2. Механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
3. Знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
4. Знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).
На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растений, животного, человека и др., расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).
Программа «Детство» предполагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений
(познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе, при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
Можно утверждать: «Детство» - это программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве. (ник)
По мнению С. Н. Николаевой, программа «Детство» станет особенно ценной, если будет продолжена работа по ее адаптации к массовой практике дошкольных учреждений России. Экспериментальная апробация ее положений покажет необходимость пересмотра некоторых аспектов для ее облегчения. В разделе «Ребенок открывает для себя мир природы» без ущерба для главной идеи экологического воспитания дошкольников можно уменьшить количество обобщенных представлений. Обобщенное знание позволяет ориентироваться в новых фактах, но в дошкольном возрасте оно не должно быть самоцелью, стать интеллектуальным балластом, который загружает память и мало используется (или совсем не используется). Важно еще и такое обстоятельство: формирование каждого обобщения требует много учебного времени от воспитателя и детей. Следует иметь в виду также, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное мышление – ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.
Высокий уровень программы требует и высокого уровня технологий, построенных на глубокой интеграции самых различных аспектов, обеспечивающих целостное и гармоничное развитие личности.
Предметно – развивающая среда
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.
Учебно – методическое обеспечение
Программа имеет полный комплект методического обеспечения. Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий (для воспитателей, составляющих библиотеку программы «Детство» и предназначенных для оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы.
Воспитательно-образовательный процесс в подготовительной логопедической группе мы строим на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет» Н. В. Нищевой. В этой программе также выделены задачи по ознакомлению детей с природным миром в разделе «Ознакомление с окружающей действительностью», но данное направление раскрыто не очень широко и глубоко, т. к. на первый план, в соответствии с профилем групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, выдвинут раздел «Речевое развитие». Поэтому для создания оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР, мы используем содержание не только коррекционной программы, но и содержание программы «Детство», которое включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Задачи и содержание работы по ознакомлению детей с природным миром входят в ОО «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора; развитие познавательно-исследовательской деятельности) и в ОО «Безопасность» (формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
На основе данных задач, задач раздела «Ребенок познает мир природы» программы «Детство» и с учетом коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи мы определили цели и задачи ознакомления детей подготовительной группы с природным миром.
Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к природе и накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
1. Расширение представлений о природе путем включения знаний о новых объектах и явлениях и дальнейшее углубление имеющихся представлений
о природе путем их обобщения и систематизации.
2. - Развитие познавательных интересов и познавательной активности детей в природе.