Елизавета Куркина
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Куркина Елизавета Ивановна.
Воспитатель. ГБДОУ д/с 47
Пальчиковая игра, как средство развития речи детей 2-3 лет.
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
К. Д. Ушинский.
Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития речи крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Уже на первом году жизни эмоционально, установленный контакт матери и отца с малышом, развивает его ориентировочный рефлекс на слово. В дальнейшем, когда ребенок начнет многократно повторять за взрослым слова, научится выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится все более осмысленным.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно: во время общения ребенка с родителями, персоналом детского дошкольного учреждения, пронизывать все режимные моменты.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие заметно отстают и в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
В свою очередь усвоение словаря и развитие речи, мышления напрямую взаимосвязано с развитием ручной (мелкой) моторики. Недостаточность движений мелкой моторики влечет за собой трудности в усвоении и развитии речи ребенка,в общении со сверстниками и взрослыми.
Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. В процессе игр и упражнений у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитываются усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Что такое пальчиковые игры?
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Для развития мелкой моторики маленьким пальчикам нужна работа, что-то мять, перебирать, рвать, трогать предметы разной формы, текстуры, консистенции. Тут большой простор для фантазии: рвать и мять бумагу, салфетки, тесто, завинчивать и развинчивать пробки, перебирать пуговицы, складывать предметы в посуду, игры с песком и водой.
Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Детям нравится массаж пальчиков, пальчиковые игры под стишки. Самым маленьким массируем каждый пальчик, напевая потешки про пальчики, про сороку-ворону, про белку на тележке.
Когда малыш сам может выполнять действия пальчиками, пришло время поиграть с ним в пальчиковые игры.
Походим пальчиками:
«По дороженьке-дорожке
быстро пробегут две ножки».
Покормим птичек:
«Петушок, петушок
золотой гребешок
выгляни в окошко
дам тебе горошку».
Изображаем паучков:
«Паучки идут, паутинку плетут».
Изображаем солнышко:
«Утро красное пришло
солнце ясное взошло
стали лучики светить
малых деток веселить.
Прилетели тучки
спрятались лучики».
Пальчики разгибаются по одному, а потом сжимаются в кулачок.
Превращаемся в кошечку:
«Поцарапаем немножко
не ребята мы, а кошки».
Чтобы хорошо развивалась речь малыша, чтобы он не капризничал и не плакал, нужно, как можно больше разговаривать с ребенком. Необходимо называть свои действия, когда укладываем спать, поднимаем, одеваем, причесываем, умываем малыша.
В это время очень хорошо произносить разные потешки, прибаутки, песенки. Они достаточно просты по содержанию и легко запоминаются ребенком. И он с удовольствием их повторяет.
Сначала взрослый все движения выполняет сам. Если ребенок ещё маленький, то взрослый может взять руку малыша и помочь ему. Показать. Как выполнить то или иное действие.
Ребенку для полноценного развития просто необходимо общение с взрослыми. Очень важно, чтобы с самого раннего возраста он был окружен любовью, теплотой и заботой. Малышу необходима ласка взрослого, его присутствие. Очень важен телесный контакт: необходимо брать малыша на руки, за ручки, гладить по головке.
Можно использовать «усыплялки», «будилки», «хлопалки». Это потешки, прибаутки, которые успокоят ребенка, или, наоборот, будут побуждать к активной деятельности. Незатейливые по содержанию, простые по форме, они и забавляют ребенка, и обучают его.
Например, укладывая ребенка спать, можно проговаривать такую «усыплялку»:
«Баю-бай, баю-бай
Ты, собачка не лай
Белолапка, не скули
Мою детку не буди».
Одновременно можно делать мягкий массаж кистей и пальцев рук, поглаживать плечи ребенка.
Просыпаться можно с такой «будилкой»:
«Встало солнце
Встало солнце ту-ру-ру
Рано встало поутру
Пальчики, вы просыпайтесь,
И за дело принимайтесь.
Надо пальчики размять,
Будем маме помогать».
Занимаясь с детьми раннего возраста нужно помнить три правила:
Первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.
Второе: во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы.
Третье: пусть игры будут простыми и совсем короткими. Даже пять минут будет вполне достаточно.
Таким образом, у тех детей, с которыми ежедневно играют в пальчиковые игры, делают массаж кисти, проводят занятия по овладению навыками речи, ускоряется её развитие на четыре-пять недель уже к концу второго года жизни, по сравнению с другими детьми. А значит, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Литература:
«Дошкольное воспитание». №5, 2005.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И.
«Пальчиковая гимнастика». Москва, 2006.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Москва, 1994.