Ольга Сухарева
Изобразительная деятельность в системе педагогической работы общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Изобразительная деятельность в системе педагогической работы общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями в развитии
Методическая разработка
Введение
В специальной психологии и коррекционной педагогики уже в начале XX века выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших коррекционных средств.
Публикация «Изобразительная деятельность в системе педагогической работы общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.
Задачи творческого развития:
- Формирование эмоционально-чувственных связей с явлениями природы.
- Умение выражения своих чувств и впечатлений, идеалы красоты и гармонии.
- Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, зрительной и образной памяти.
- Формирование способности воспринимать эмоциональное состояние человека и передавать его в рисунке;
ИЗО не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях, не дают забыть про обычаи наших предков. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Занятие традиционными промыслами И НЕТРАДИЦИОННЫМ РИСОВАНИЕМ развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а, следовательно, и когнитивных способностей.
Благодаря ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание.
Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.
Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома.
Система педагогической работы и ее условия успешного овладения изобразительным искусством школьников
Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Методика – совокупность рациональных / эффективных / приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.
Система обучения – совокупность приемов и методов обучения, объединенных общим направлением / система обучения по изобразительному искусству В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой.
Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.
Система педагогических условий и их влияние на занятия
изобразительным искусством
1. Развитие интереса к изучению изобразительного искусства – необходимое условие проявления художественного творчества. Комплекс средств активизации обучения включает: содержание, методы, приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Система должна иметь целостный характер, а ее компоненты взаимосвязаны. Ведущая роль отводится контролю за ходом процесса обучения и его коррекции.
2. Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способностипроисходит в процессе преодоления школьниками определенных трудностей. Для каждого урока необходимо выделить ведущую учебную задачу, предусмотреть последовательное усложнение этих задач от урока к уроку.
3. Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся осуществляется с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Содержание учебных заданий должно соответствовать уровню изобразительной грамоты школьников и учитывать возможности его повышения. Надо стремится к тому, чтобы дети не ограничивались поверхностным знакомством с искусством, а по мере возможности получали более глубокие знания и навыки.
4. Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств ведется поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях изоискусства к формированию умений применять эти средства в практической работе. В соответствии с программными требованиями для каждого класса необходимо рассмотреть средства художественной выразительности: образная выразительность произведения, формат, рациональное размещение изображения на плоскости в пределах формата, способы передачи формы предметов, выделение композиционного центра, симметрия и асимметрия в композиции, уравновешивание частей композиции, ритм в композиции, способы передачи пространства, точка зрения в композиции, светотень и цвет в композиции.
5. Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость. В начале каждого урока рекомендуется проводить эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях, настраивая на эту работу : художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые потом воплощаются в учебно-творческих работах. Беседы сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов / репродукции, открытки, иллюстрации /.
6. Отбор произведений изобразительного искусства для изучения определяется следующими принципами:
-художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного искусства;
-виды и жанры изоискусства в их многообразии;
-качество наглядных материалов.
7. Использование на занятиях изобразительным искусством ТСО, специальных наглядных пособий. Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся можно использовать на уроках карточки упражнения, карточки-задания.
8. Активное изучение детьми под руководством педагога натуры, предметов ДПИ, исторических архитектурных деталей. В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Это своеобразная психологическая база для творческого воображения. Отсутствие целенаправленной системной работы по подготовке детей к изобразительной деятельности снижает их уровень художественно-творческой активности, ведет к ошибкам в изображении. Поэтому перед выполнением заданий необходимо знакомить детей с подобными объектами и явлениями, с предметами искусства, народного быта при посещении музеев. Это будет не только одним из этапов подготовки учащихся к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомство с историей родного народа расширит кругозор детей.
9. Введение в урок творческих, проблемных задач по возможности необходимо делать на каждом этапе урока. Одно из главных требований при этом - представление детям самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости педагогической помощи. Особая разновидность учебных задач – задачи на импровизацию, это высшая степень проявления творчества. От копирования образцов произведений живописи, графики, народного творчества учащиеся переходят к созданию собственных вариаций.
Формы решения проблемных задач:
- как постановка перед школьниками вопросов;
- задачи, развивающие у школьников видение новых функций уже знакомых объектов / превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а черенком /;
- задачи, направленные на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ / конструирование архитектурных построек, животных, машин на основе цилиндра, конуса, куба из ’’бросовых материалов’’/;
- задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке.
10. Применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими. Учащимся для выполнения заданий предлагают такие материалы как карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, цветная и тонированная бумага. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. В начале учитель сам предлагает детям материал, постепенно школьники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал. Введение новых художественных материалов и техник активизирует процесс художественного творчества школьников.
11. Смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года / графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа / позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет элемент новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.
12. Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися - важное условие развития творчества, оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы урока и педагогических задач.
13. Введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности – общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изоискусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния и стимулирует проявление творческих способностей. Главное соблюсти педагогически целесообразную меру – соединить изобразительную деятельность с игрой, а не подменять этот вид труда игрой. Используя в работе художественно-творческие игры, надо применять два аспекта: учебно-познавательный и игровой.
Программы по ИЗО в специальных (коррекционных) учреждениях
.
Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе выделяется 102 часа, из них в 5-7 классах - 1 час в неделю 34 в год, (34 учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-7классы, под редакцией В. В. Воронковой – М. : «Просвещение», 2010 г.) автор: И. А. Грошенков.
В базисном учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение изобразительного искусства в 5-7 классах основной школы отводится 34 часов в неделю 1, (34 рабочие недели).
Заключение
Таким образом, изучив и сравнив программы по изобразительной деятельности, для детей с нарушением в развитии, адаптированные общеобразовательные и основные программы специальных (коррекционных) учреждений, пришла к выводу, что они ставят общую основную задачу подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, к овладению доступными им профессиям, посильному участию в труде, большое место в программах отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программы предусматривают знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т. е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.
А система педагогической работы по изобразительной деятельности в общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях создает благоприятные условия для детей с нарушением в развитии для их развития в целом.
Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.
Программы в целом определяют оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся как в общеобразовательных учреждениях в специальных классах, так и в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
Список использованной литературы:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида 5-9 классы (сборник 1) под редакцией В. В. Воронковой, 2010.
2. Программа Грошенкова И. А. по предмету «Изобразительное искусство» под редакцией В. В. Воронковой, – М. : «Просвещение», 2010 г., для 5 - 7 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.
3. Никольская, О. А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. [Текст]/ О. А. Никольская. – М. :АСТ – ПРЕСС, 1997. – 96 с.
4. Цквитария, Т. Нетрадиционные техники рисования. [Текст]/ Т. Цквитария. – М. : Сфера. – 2011. – 128 с.
5. Соколов А. В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству. М. : Просвещение, 1991
6. Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2001.
Электронные ресурсы:
https://lektsii.com/1-33296.html